Властные структуры Омской области в годы оттепели

Региональные и муниципальные органы управления Омской области и города Омска в годы «оттепели» (март 1953-1964 гг.)

Советская система управления складывалась в соответствии с целым комплексом факторов — политических, экономических, социальных, идеологических. На формирование системы оказал огромное влияние военно-мобилизационный характер строящегося государства. Система тотального контроля партийного руководства над жизнью общества, сложившаяся при Сталине, претерпевает в годы «оттепели» некоторые изменения (несколько большую роль стали играть коллективные методы руководства), но в целом система была сохранена. Правящая партия — КПСС — была не только носителем идеологии, но и основой управления страной. Партийные органы определяли политику и кадровый состав органов государственного управления, в том числе Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших судебных инстанций.

В регионах система управления также определялась ведущей ролью парторганов. Высшим органом областной, городской, районной организации КПСС являлась соответствующая партийная конференция. Она созывалась обычно один раз в два-три года. В промежутке между ними работой местных организаций руководили областные, городские и районные комитеты партии, которые избирались конференцией. Все наиболее важные вопросы жизни и деятельности местных парторганизаций решались на пленумах партийных комитетов, которые проводились в обкомах не реже одного раза в четыре месяца, горкомах и райкомах — не реже одного раза в три месяца.

Областной комитет (обком) КПСС избирался партийной конференцией и являлся руководящим органом областной парторганизации. Для повседневного руководства работой организации избиралось бюро партийного комитета, в том числе секретарей, а для рассмотрения текущих вопросов и проверки исполнения создавался секретариат[1]. Обком КПСС был ответствен за состояние хозяйственного и культурного строительства, экономическое и социальное развитие области, за осуществление партийных директив во всех сферах общественной жизни, за партийно-политическое и организационное обеспечение выполнения государственных планов и заданий. Обкомы партии организовывали исполнение решений КПСС городскими и районными парторганизациями[2].

Большое место в их работе занимало решение задач хозяйственного и культурного строительства. Координируя усилия государственных и хозяйственных органов, общественных организаций, партийные органы добивались решения народнохозяйственных задач, в соответствии с установками партии и государственными планами определяли перспективы развития экономики и культуры области, пути повышения эффективности общественного производства, рационального использования имеющихся трудовых и материальных ресурсов, дальнейшего подъема жизненного уровня трудящихся.

Важной составной частью деятельности местных партийных органов являлась организация идеологической работы, пропаганды марксизма-ленинизма (официальной идеологии). На них возлагалась обязанность руководить местной печатью, радио и телевидением, контролировать деятельность культурно-просветительских учреждений. Обком КПСС организовывал подготовку пропагандистских кадров, определял главные направления и задачи партийной пропаганды и агитации среди населения. В частности, Омская областная партийная организация в тот период, как и партия в целом, много внимания уделяла экономическому образованию коммунистов. Эта задача выдвигалась на первый план в партийно-политической работе в связи с повышением требований к уровню партийного руководства народным хозяйством. В 1957 /58 уч. г. в системе политической учебы вопросы экономической теории в области изучали 15,6 тыс. коммунистов и более 5 тыс. комсомольцев.

В аппарате обкомов, горкомов, райкомов КПСС существовали специальные подразделения — отделы, которые занимались определенной отраслью партийной работы и группой парторганизаций родственного характера. Через них контролировалось положение дел на основных участках партработы, осуществлялось руководство различными отраслями экономики и культуры, государственными и общественными организациями. Отделами разрабатывались актуальные проблемы организационной, идеологической и массово-политической работы, обобщались и готовились материалы и проекты документов по вопросам, которые выносились на обсуждение пленумов, бюро, секретариата партийного комитета. Они выполняли работу по подготовке и проведению политических мероприятий, оказанию помощи нижестоящим партийным организациям. Отделы вели инструктаж и обучение партактива, учёт замечаний и предложений коммунистов, рассмотрение жалоб трудящихся. Отделам принадлежала важная роль в осуществлении контроля и исполнения решений, постановлений, принимаемых партийным комитетом[3].

В Омском обкоме партии в 1953 — 1954 гг. имелись следующие отделы (в составе некоторых отделов имелись сектора): 1) партийных, профсоюзных и комсомольских кадров (сектор кадров, сектор партстатистики и единого партбилета); 2) пропаганды и агитации (сектор пропаганды, сектор агитации, сектор культпросветучреждений, лекторская группа); 3) науки и культуры; 4) школ; 5) тяжёлой промышленности; 6) транспортный; 7) легкой промышленности; 8) сельского хозяйства; 9) административных и торгово-финансовых органов; 10) финансово-хозяйственный сектор; 11) особый сектор (вёл переписку с ЦК КПСС); 12) партийная комиссия.

В 1963 — 1964 гг. Омский обком КПСС, как и другие областные комитеты партии, был разделён на промышленный и сельский обкомы, что несколько изменило структуру отделов. В Омском промышленном обкоме имелись следующие отделы: 1) партийных, профсоюзных и комсомольских кадров (сектор кадров, сектор партстатистики и единого партбилета); 2) идеологический; 3) промышленно-транспортный; 4) административных и торгово-финансовых органов; 5) финансово-хозяйственный сектор; 6) особый сектор; 7) парткомиссия. В Омском сельском обкоме структура была похожей, но вместо промышленно-транспортного имелся сельскохозяйственный отдел[4]. Организационное разделение партийных органов не привело к ожидаемым результатам, а лишь осложнило работу по управлению народным хозяйством. После снятия Хрущёва вновь были сформированы единые партийные органы.

Одной из важнейших обязанностей каждого обкома являлось повседневное руководство горкомами и райкомами партии, совершенствование их деятельности как органов политического руководства. Обкомам принадлежала определяющая роль в проведении кадровой политики партии в масштабах области. Обком партии утверждал назначение не только секретарей парткомов, но и руководителей предприятий, организаций различного профиля. Партийные органы направляли работу Советов депутатов трудящихся, профсоюзов, комсомола, кооперации и других общественных организаций через партийные группы в них. Местные парторганизации систематически отчитывались о своей работе перед вышестоящими партийными органами.

Период «оттепели» явился временем укрепления партийного аппарата как главной властной структуры, которой были подчинены все остальные органы власти. Советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты, представляющие собственно государственную власть, действовали под строгим контролем партийных органов. Кадры партийного аппарата регионального и местного уровней были наделены большими властными полномочиями, но не были свободны в своих решениях: они должны были проводить так называемую партийную линию, т.е. строго выполнять решения вышестоящих партийных инстанций, и прежде всего ЦК КПСС.

Главную роль в партийной иерархии региона играл первый секретарь обкома партии. От уровня его образования, компетентности, организационных способностей и моральных качеств в немалой степени зависело развитие экономической и социальной жизни региона. Именно первый секретарь обкома мог «пробить наверху» строительство промышленных предприятий, коммуникаций, социальных объектов, создание отделений творческих союзов. Мнение первого секретаря нередко оказывалось решающим на заседаниях бюро обкома, пленумах областного комитета КПСС, партийной конференции.

Первый секретарь обкома формально утверждался областной партконференцией, но фактически назначался ЦК КПСС. Это определяло и его действия: первостепенным для него было не мнение коммунистов области, а отношение ЦК КПСС и, конечно, лично первого секретаря ЦК. Поэтому партийные руководители областей старались проявить себя в деле реализации инициатив, идущих от высшего партийного руководства. Например, омский руководитель Е.П. Колущинский, желая угодить Хрущёву, заставлял руководителей хозяйств повсеместно сеять кукурузу. В Омской области в период «оттепели» сменилось несколько первых секретарей обкома КПСС: И.К. Лебедев (июнь 1952 — июнь 1955 г.), Е.П. Колущинский (июнь 1955 — август 1961 г.), С.И. Манякин (с августа 1961 г. по январь 1963 г.). С января 1963 г. по декабрь 1964 г., когда Омский обком был разделен на промышленный и сельский, С.И. Манякин возглавлял сельский обком[5]. Первым секретарем промышленного обкома КПСС в тот же период был К.Н.Голиков.

Омский обком КПСС, который избирался на партконференции, в начале 1960-х гг. состоял из примерно ста коммунистов: 75 членов обкома и 24 кандидата в члены обкома. Пленум обкома избирал бюро обкома, включавшее в себя девять членов бюро и три кандидатов. Членами бюро были прежде всего партийные руководители (секретари обкома, некоторые заведующие отделами, первый секретарь горкома). Среди кандидатов в члены обкома обязательно был начальник местного управления КГБ и редактор «Омской правды» — главной газеты области. Все областные партконференции проходили с обязательным участием сотрудников отдела партийных органов ЦК КПСС по РСФСР[6]. После его упразднения присутствовали сотрудники ЦК КПСС.

Качественный состав партийных органов во второй половине 1950 — начале 1960-х гг. продолжает улучшаться за счет повышения образования. Особое внимание уделялось образовательному и профессиональному росту руководящих кадров. В Омской области в январе 1954 г. из 34 первых секретарей сельских райкомов партии 31 имел высшее и незаконченное высшее образование, из них — одна треть специальное сельскохозяйственное образование. По тем временам это был весьма высокий показатель. Большинство первых секретарей райкомов КПСС обладали опытом руководящей партийной работы от 5 до 10 лет[7]. В городе высшее образование становится обязательным для партийных кадров руководящего звена.

Моральный облик номенклатуры данного времени сочетает в себе преемственность сталинского периода, где приветствовались чинопочитание, осуждение коллег, обвиненных вышестоящим начальством, с новациями «оттепели», когда смягчаются санкции за совершаемые нарушения партийного кодекса. Это привело к заметному росту аморальных поступков — пьянству, морально-бытовому разложению и т.д. Одновременно усиливается контроль обкома за состоянием нравственности коммунистов на местах[8].

В годы «оттепели» заметно растет материально-бытовое обеспечение регионального звена партийного аппарата. Строительство дач, организация улучшенного питания, создание небывалых льгот и привилегий для высшей номенклатуры стали достаточно распространенным явлением. Первым секретарям крайкомов, обкомов и ЦК компартий союзных республик разрешалось не платить за пользование дачами, за амортизацию мебели в их квартирах, за пользование домашним телефоном, за излишки занимаемой ими жилой площади. Членам семей первых секретарей обкомов КПСС за счет партийного бюджета выдавались льготные санаторные путевки, которые оплачивались ими лишь наполовину[9].

Большинство низовых партийных работников, особенно из числа пришедших в КПСС во времена Хрущёва, поддерживали курс ХХ съезда. Местный руководящий состав, с одной стороны, относился с недоверием ко многим хрущёвским новациям, но, с другой стороны, в большинстве своем был доволен тем, что над ними исчез «дамоклов меч» жестоких репрессий. Партийный аппарат поддерживал «запретительные акции», проводил «проработки» инакомыслящих [10].

Место и роль городских комитетов (горкомов) партии в решающей мере определялись тем, что города (в том числе и Омск) являлись промышленно-экономическими и культурными центрами, в которых были сосредоточены основные массы рабочего класса, крупные отряды интеллигенции, где наиболее рельефно проявлялись тенденции, характерные для общественно-политической жизни страны. Поэтому горкомы рассматривались КПСС как главные опорные пункты партийной работы среди рабочего класса и интеллигенции.

Согласно Уставу партии, городская партконференция созывается горкомом не реже одного раза в год, чрезвычайная — по решению городского комитета или по требованию 1/3 общего числа членов организации, входящих в городскую организацию. Городская конференция заслушивала и утверждала отчеты горкома, ревизионной комиссии, избирала городской комитет, ревизионную комиссию и делегатов на областную конференцию. Секретари городского и районного комитетов утверждались обкомом КПСС. Следует заметить, что на партконференциях нередко звучали критические замечания и предложения. Эти замечания, конечно, не носили политического характера, но нередко ставили назревшие социально-экономические проблемы. Предложения коммунистов направлялись для обсуждения и принятия решений соответствующими отделами обкомов, горкомов, райкомов.

Городской комитет КПСС избирал бюро в составе 5 — 7 человек, осуществлял контроль над первичными партийными организациями на предприятиях и учреждениях. Горком представлял областному комитету партии отчёт о своей деятельности в сроки и по форме, установленные ЦК КПСС. В Омском горкоме партии во второй половине 1950-х гг. имелись следующие отделы[11]:1) партийных, профсоюзных и комсомольских кадров; 2) пропаганды и агитации; 3) школ; 4) промышленно-транспортный; 5) административных и торгово-финансовых органов; 6) бухгалтерия. Примерно по такой же схеме была организована деятельность райкомов партии.

Горкомы и райкомы партии отвечали за состояние идеологической работы не только среди коммунистов, но и всего населения своего города, района. Они организовывали пропагандистские мероприятия, оказывали методическую помощь политинформаторам и агитаторам, контролировали развертывание наглядной агитации. В вышестоящих партийных инстанциях систематически обсуждались отчеты местных партийных органов. Полезные начинания местных партийных комитетов распространялись по всей стране.

Всю работу в массах по осуществлению политики и директив партии горкомы и райкомы вели, опираясь на первичные партийные организации. Повседневное руководство ими, повышение их «боеспособности» занимали центральное место в деятельности горкомов и райкомов. Именно эти партийные комитеты вели учет коммунистов, создавали первичные парторганизации, инструктировали их актив.

Решения XX съезда КПСС способствовали росту ее рядов, развитию партийной демократии и дисциплины, повышению активности коммунистов. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличение числа предприятий, образование новых совхозов в связи с освоением целинных земель увеличивали численность первичных организаций. Более свободный прием в партию привел к почти двукратному росту Омской парторганизации в течение 1955 — 1965 гг. Дальнейший рост первичных организаций, действовавших в сфере материального производства, позволил в половине партийных организаций промышленных объединений, во всех машинно-тракторных станциях (МТС) и совхозах, в большинстве колхозов создать бюро и партийные комитеты. В состав их было избрано около шести тысяч передовиков производства.

В эти годы в практику работы партийных комитетов шире внедряются общественные начала. На основе рекомендаций ЦК КПСС в порядке эксперимента в ряде райкомов г. Омска были созданы внештатные комиссии по предварительному рассмотрению вопросов приема в партию и персональных дел коммунистов. 11 января 1962 г. ЦК КПСС, обобщив положительный опыт Московской, Ленинградской, Омской и ряда других партийных организаций, рекомендовал эту форму работы всем районным и городским комитетам партии[12].

Советы депутатов трудящихся являлись представительным органом государственной власти, но фактически подчинялись партийным органам. Количество депутатов всех уровней было достаточно велико. Например, в ходе выборов в первые послевоенные Советы депутатов трудящихся (декабрь 1947 г.) в Омской области было создано 575 местных Советов. В них было избрано 11 235 депутатов, из которых 4933 были членами и кандидатами в члены партии[13]. Таким образом, большинство депутатов местных Советов не являлись членами партии. Почему правящая партия шла на это? Во-первых, Советы не решали важнейших политических вопросов, во-вторых, они действовали под строгим партийным контролем, в-третьих, наличие беспартийных депутатов подчёркивало больший демократизм существующих представительных органов и имело политическое и пропагандистское значение, в-четвёртых, кандидатами в депутаты выдвигались проверенные люди, кандидатуры которых нередко обсуждались в трудовых коллективах.

Все кандидатуры депутатов проходили утверждение в партийных органах. Существовали примерные процентные разнарядки на рабочих, крестьян, служащих, женщин. Никаких альтернативных кандидатур на выборах не предусматривалось. Самое большое, что мог позволить себе несогласный избиратель, — вычеркнуть из бюллетеня единственную кандидатуру. Известны случаи, когда избиратели писали на бюллетене несогласие с отсутствием подлинно демократических выборов. (Все эти записи фиксировались избирательной комиссией и направлялись для сведения в партийные органы.)

Депутаты работали в Советах на непостоянной основе, т.е. не прерывая своих основных профессиональных обязанностей. Этим достигались две цели: во-первых, такие Советы, несмотря на большое число депутатов, были сравнительно дешевы, во-вторых, депутаты сохраняли связь со своими трудовыми коллективами, хорошо знали их чаяния. С другой стороны, профессионализм депутатской работы нередко оставлял желать лучшего. Тем не менее депутаты местных Советов оказывали содействие населению в решении насущных культурно-бытовых проблем. Советы депутатов трудящихся утверждали областные, городские, районные бюджеты, отчет соответствующих исполнительных комитетов (исполкомов Совета). Конечно, никаких серьезных противоречий на сессиях Советов не возникало. Формально все исполнительные органы власти формировались Советами. Фактически же это осуществлялось главным образом партийными органами.

В годы «оттепели» районные, городские и областные Советы выбирались один раз в два года (как правило, выборы всех местных Советов области проходили в один день, в начале марта нечетного года). Раз в четыре года назначались выборы в Верховные Советы СССР и РСФСР. Первые секретари обкомов обычно являлись депутатами Верховного Совета СССР или Верховных Советов союзных республик. Партийные функционеры рангом пониже являлись депутатами местных Советов.

После XX съезда КПСС развернулся процесс «демократизации» Советов. В январе 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Была поставлена задача по усилению роли местных Советов в хозяйственном и культурном строительстве, расширению их прав в планировании народного хозяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной промышленности, в организации жилищно-бытового и дорожного строительства, в развитии производства строительных материалов и топлива, в решении финансово-бюджетных вопросов[14]. Ставилась цель — повысить роль депутатов, представительных органов, и прежде всего их сессий и постоянных комиссий, в решении насущных проблем. Появились новые формы участия масс в работе исполнительных органов, активизировалась работа массовых самодеятельных организаций населения, совершенствовалась система взаимосвязи местных Советов со всеми общественными организациями. Но вся эта деятельность проходила под руководством и контролем партийных органов.

В 1961 г. в городах, поселках и селах области стали возникать новые формы работы депутатов в своих избирательных округах — депутатские группы и депутатские посты. Такая форма работы была нацелена на то, чтобы сблизить депутатов с избирателями, оперативнее решать вопросы культурно-бытового обслуживания населения. Новым шагом в развитии творческой активности населения в этот период явились общественные отделы и инспекции исполкомов местных Советов, а также внештатные инструкторы. В Омской области на 1 января 1965 г. при исполкомах местных Советов действовало 119 внештатных отделов. В них работали 1464 человека, число внештатных инструкторов и инспекторов достигло 7916 человек[15].

Каковы были количество депутатов местных Советов, их социальный состав? Имеющиеся данные на середину 1960-х гг. довольно точно отражают типичную картину. В Омском областном Совете в 1965 г. работали 259 депутатов. Это означает, что в течение 1945 — 1965 гг. количество депутатов облсовета возросло на 125 человек. С начала 1960-х гг. было принято за правило: обновлять депутатский корпус не менее чем на 30%. По мнению властей, это способствовало вовлечению в управление государственными делами многих трудящихся. Из 259 депутатов облсовета, избранных в 1965 г., 179 депутатов работали в прежнем составе этого представительного органа, а 80 — были избраны впервые. По социальному положению 104 депутата были рабочими, 33 — колхозниками, 122— служащими. 146 депутатов облсовета были членами КПСС, 113 депутатов были беспартийными или комсомольцами[16].

Хозяйственным управлением области занимался областной исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся (облисполком), который избирался облсоветом. В 1963 –1964 гг. Омский областной Совет депутатов трудящихся, подобно обкому КПСС, был разделен на два областных Совета: промышленный и сельский. Соответственно были созданы промышленный и сельский облисполкомы. С 1965 г. такое разделение было отменено[17]. Областной Совет собирался на сессии не реже четырех раз в год. Постоянные комиссии облсовета готовили материалы к сессиям[18].

Омский городской Совет депутатов трудящихся был представительной властью города, избирался на два года. Его состав достигал пятисот депутатов. Совет проводил обычно 8 однодневных сессий в год. Исполком горсовета собирался трижды в месяц. Для подготовки своих решений и контроля деятельности горисполкома горсовет избирал постоянные комиссии: 1) планово-бюджетную; 2) по социалистической законности и охране общественного порядка; 3) по делам молодежи; 4) по строительству; 5) по жилищно-коммунальному хозяйству; 6) по благоустройству и озеленению; 7) по транспорту и связи; 8) по бытовому обслуживанию; 9) по промышленности и производству товаров народного потребления; 10) по народному и профессионально-техническому образованию; 11) по здравоохранению и социальному обеспечению; 12) по вопросам труда и быта женщин, охране материнства и детства; 13) по охране природы, по культуре; 14) по физической культуре и спорту[19]. Исполнительный комитет Омского городского Совета депутатов трудящихся (горисполком) был исполнительной властью в городе. Горисполком избирался на первой сессии горсовета в составе председателя, четырех заместителей, секретаря и девяти членов.

Горисполком действовал на основе принципа «двойного подчинения», т.е. непосредственно подчинялся избравшему его Совету и исполкому вышестоящего Совета (в данном случае — Омскому облисполкому). Отделы и управления исполкома также действовали на основе принципа «двойного подчинения». Кроме того, было еще, конечно, подчинение партийным органам. Горисполком выполнял следующие основные функции.

1. Руководство хозяйственным и социально-культурным строительством на территории города.
2. Созыв сессий Совета, обеспечение её подготовки, организация предварительного обсуждения проектов решений Совета в трудовых коллективах и по месту жительства.
3. Координация работы постоянных комиссий.
4. Разработка и внесение в Совет перспективного плана экономического и социального развития экономики города.
5. Организация выполнения решений Совета и вышестоящих государственных органов.
6. Руководство отделами и управлениями, предприятиями, учреждениями и организациями городского подчинения[20].

В 1957 — 1965 гг. была предпринята попытка перейти с отраслевого принципа управления предприятиями на территориальный. В Омской области, в соответствии с постановлением Совета Министров № 556 от 22 мая 1957 г., помимо облисполкома был создан Омский совет народного хозяйства (совнархоз), который управлял промышленностью и строительством Омского экономического района, имел свой собственный бюджет. Структура совнархоза включала следующие управления: 1) легкой промышленности; 2) машиностроительной промышленности; 3) химической и нефтеперерабатывающей промышленности; 4) мебельной и деревообрабатывающей промышленности; 5) строительства; 6) пищевой и молочной промышленности; 7) материально-технического снабжения и сбыта; 8)транспорта. Территориальный принцип управления народным хозяйством оказался менее эффективным, и после снятия Н.С. Хрущёва происходит возвращение к отраслевому принципу управления. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 728 от 30 октября 1965 г. совнархозы были упразднены[21].

Таким образом, властные структуры областного, городского и районного уровня, действовавшие в  Омске, представляли собой достаточно сложную систему, деятельность которой контролировалась, координировалась и направлялась партийными органами. Не существовало реального разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы власти контролировались обкомом КПСС. Депутаты работали не на постоянной основе, и их полномочия были весьма ограниченны. Вместе с тем такая система управления была дешева, менее коррупционна, сравнительно эффективна для мобилизации сил и средств для выполнения решений. Именно это позволило в годы «оттепели» создать множество промышленных и социальных объектов. Недостатки системы были связаны с ее излишней идеологизацией, отсутствием свободных обсуждений принимаемых решений, слабым использованием экономических механизмов в управлении, невозможностью принятия многих решений на местах.

Библиографический список:

1. Швец И.А., Юдин И.Н. Как строится, живет и действует КПСС. М., 1980. С. 182–183.
2. См.: Словарь по партийному строительству. М., 1987.  С. 162.
3. Там же.  С. 184–185.
4. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Описи фондов П-17, П-22.
5. С.И. Манякин был первым секретарем Омского обкома КПСС и после объединения промышленного и сельского обкомов (с декабря 1964 г. по март 1987 г.).
6. См.: Омская правда. 1961. № 222. 19 сентября. С. 1.
7. Омская область за 50 лет. Цифры и факты. Омск, 1985. С. 24.
8. Коновалов А.Б. Социально-профессиональная эволюция партийной номенклатуры Кузбасса (1943 — 1964 гг.). Дис. ... канд. ист. наук.  Кемерово, 1999.  С. 276.
9. Там же.
10. См. подробнее: Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946 — 1964 гг. (На материалах Западной Сибири): В 2 ч. Ч. 2: «Оттепель» (Март 1953 — 1964 г.). Омск, 2001.
11. ГИАОО. Опись фонда П-14.
12. Омская область за 50 лет. Цифры и факты. С. 25.
13. Там же. С. 32.
14. История Коммунистической партии Советского Союза. 2-е изд., доп. М., 1962. С.665.
15. Омская область за 50 лет. Цифры и факты. С. 32 — 33.
16. Чухно Б.Ф. Пути демократизации местных Советов (по материалам деятельности Советов Омской области) //Омская область за 50 лет: Материалы обл. науч.-техн. конф. Омск, 1968. С. 20–21.
17. ГИАОО. Ф.437. Оп. 14. Предисловие.
18. ГАИОО. Ф. 2100. Оп. 1. Предисловие.
19. ГАИОО. Ф. 235. Оп. 2. Предисловие.
20. ГАИОО. Ф. 235. Оп. 2 (2). Л. 168.
21. ГАИОО. Ф. 2155. Оп. 1. Предисловие.


Первая публикация: Национальные интересы.-2004.-№1.


Рецензии