Кочис. Сорванные переговоры

Кочис привел свою группу в Ханос только в августе, чтобы сбыть украденный скот и иную добычу.
 Эти «бронкос» (дикие, исп.– И.К.), как называли чоконен, вносили явную дестабилизацию в обстановку в районе Ханоса.
 Падилья и Зулоага, дабы расправиться  с непокорным бэндом,  решили снабдить их отравленными рационами. Подробности нам малоизвестны, но по слухам, Кочис, увидев коварство властей Ханоса на деле, свернул кочевье и вернулся в горы Чирикауа.
Там вожди чоконен решили возобновить переговоры с властями Фронтерса и в качестве доказательства своих мирных намерений вернули  мексиканцам одного из своих пленников.
К концу сентября чоконен стали испытывать острую нужду в продовольствии, и в этой связи 680 человек бэнда, направилась во Фронтераса, вызвав обеспокоенность у местных властей.
Начальник гарнизона во Фронтерасе Габриэль Гарсиа срочно связался с губернатором Соноры и высказал просьбу о немедленном обеспечении чоконен рационами.
Гарсиа торопился заключить мирное соглашение с чоконен, так как   с севера поджимали американцы, которые в ряде столкновений с апачи на своей территории нанесли им поражение. Гарсиа, считал, что лучше иметь чоконен в союзниках, чем те будут постоянно совершать набеги с территории США на поселения в Соноре.
Но губернатор Соноры  Игнасио Пескуэра, на данный момент был увлечен политической борьбой, и не внял просьбам и предложениям Гарсиа. Кроме того, южнее Уреса вспыхнуло восстание индейцев яки, и по распоряжению Пескуэры  на его подавление  было направлено значительное количество войск.
Администрация Соноры воспользовавшись отсутствием губернатора (Пескуэра убыл с войсками в Урес), рассмотрело просьбу Гарсиа, и назначило уполномоченным по переговорам с чоконен офицера Рафаэля Анхеля Корелья, отнюдь не испытывавшего к апачи должных симпатий. Корелья являлся противником обеспечения индейцев рационами, и предпочитал ведение против них решительных боевых действий.
Содержание договора, который предполагали навязать индейцам сонорцы, отражал их стереотипы и заблуждения по отношению к апачи. Мексиканцы, по-прежнему, посредством этого договора вынашивали намерения приручить «дикий народ» к ценностям цивилизации, и навязать им свое миропонимание. В силу подобных предубеждений договор изначально считался невозможным.  Лично Корелья никаких иллюзий относительно приемлемости условий договора со стороны апачи не питал: «Ваше Превосходительство, – писал он губернатору, – когда дикари попросят мира во Фронтерасе, то население города поверит в то, что настал конец их страданиям. Но вскоре они поймут, что ошибались. Эти же индейцы снова станут совершать свойственные им грабежи. Многолетний опыт позволяет нам понимать этого хитрого врага, так как он основан на наших неисчислимых страданиях. Смею заметить, дикари не имеют добрых намерений».
 Пока мексиканцы обсуждали между собой пункты предстоящего соглашения, чоконен в начале октября покинули окрестности Фронтераса. Капитан Гарсиа был обескуражен и не понимал причину их ухода. Вскоре из группы вождя Эскуиналине к Гарсиа явилась женщина, назвавшаяся сестрой вождя, и пояснила капитану: «чоконен ушли, чтобы собрать урожай желудей и ягод, для заготовки впрок».
Гарсиа пессимистично вспоминал тогда: «Апачи снова приступят к кражам». Хотя ему не было точно известно о намерениях чоконен, и информацией о мирных намерениях индейцев он располагал всего лишь со слов сестры Эскуиналине, которая поклялась Гарсиа, что апачи вернуться.
9 октября 1857 года во Фронтерас пришли посланники Кочиса, предположительно его брат Койнтура с женой. Тогда ходила молва, что Кочис часто использовал жену своего брата в качестве вестового, так как она говорила на испанском языке. Койнтура сообщил Гарсиа, что люди Кочиса стали лагерем в каньоне Гуадалупе возле реки Сан Бернандино вместе с группой вождя Эль Каутиво и отправили его сообщить о начавшейся эпидемии лихорадки среди соплеменников. По словам вестового, чоконен заразились  болезнью от пайков, полученных в Ханосе. Таким образом, Кочис как полагает Суини, пытался заявить о своей лояльности и сдержать возможное преследование его бэнда со стороны сонорцев, но последние не собирались играть в «догонялки» с индейцами.
Гарсиа, в беседе с Койнтурой поинтересовался:
–Если все ваши люди заболели, то кто совершает опустошительные набеги во внутренних районах?
– Это те наши братья, что стоят близ Ханоса. Койнтура два солнца тому встретил Колчона и тот хвастал, что захватил в Соноре большой табун, – ответил  индеец. Далее он продолжил, – После того как мы ушли из Ханоса, наши люди заболели. Умерло несколько женщин и десять мужчин. Живые сейчас занимаются заготовкой желудей. Набесилья (воин чоконен) ушел в горы Чирикауа, чтобы добыть немного желтых камней (золото) и потом продать его в Ханосе капитану Падилья.
Доктор Стек – агент резервации чихине в Нью-Мексико в письме 21 ноября 1857 года своему начальству сообщал: «Чирикауа действительно верят, что их отравили именно в Ханосе. Об этом мне сообщил лично Мангас Колорадос, который собирался вернуться в Ханос, чтобы жить там в мире. Согласно их (индейцев – И.К.) рассказам, апачи страдали от этой болезни и многие из них умерли. Смертность среди них так высока, что вряд ли найдется семья, где бы коротко не обрезали волосы в знак траура. Они верят, что их отравили, и у меня нет сомнения в этом. Судя по симптомам, о которых сообщают индейцы, мышьяк был растворен в виски, который был включен в рационы. Более 60 индейцев стали жертвами этого предательства. Из пострадавших большинство людей Кочиса».
5 ноября во Фронтерас для переговоров с Корелья пришла женщина чоконен – жена вождя Колчона, которая представляла три локальных группы этого бэнда (Колчона, Кочиса и Эскуиналине). Она сообщила мексиканцам, что соплеменники проживают в ранчериях разбросанных в горах Питайлачи, Энмедио и Анимас. По ее словам около пятидесяти человек умерли от лихорадки, включая военных лидеров Карро и Тинайа. Она заявила, что вождь Эскуиналине желает подписать мирное соглашение с мексиканцами и поставить ранчерию в Кучуверачи в двадцати милях северо-восточнее Фронтераса. Кроме того, женщина чоконен уведомила Корелья о том, что американцы через доктора Стека предлагают бэнду чихине вернуться в Нью-Мексико, и что такое предложение от американцев получили и чоконен.
Корелья без внимания отнесся к словам жены Колчона. Он желал боя с индейцами и искал повода для столкновения с ними. Корелья забрасывал губернатора посланиями о якобы «учащавшихся набегах апачи», но не приводил ни одного примера этому. Он ждал указаний, согласно которым он начал бы поход против групп чоконен располагавшихся в указанных женой Колчана местах.
Известный нам Хосе Мария Элиас Гонсалес и капитан Гарсиа не разделяли позиции Корелья и пытались убедить федеральные власти в необходимости обеспечения чирикауа пайками, для того, чтобы не допустить заключения ими мира с американцами. Но федеральные власти оставались глухи к доводам сонорцев.


Рецензии