Коммунизм Роберта Оуэна в Нью-Ланарке

   Роберт Оуэн (1771 - 1858) – социалист, педагог и социальный реформатор 19 века.  Родился в семье мелкого лавочника, работать начал с девяти лет учеником, а затем приказчиком в мануфактурных магазинах. Вскоре он женится на  дочери богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланарк близ Глазго, а в двадцать восемь лет в 1799 году переселяется туда, где становится совладельцем  и управляющим фабрики своего тестя. Он уже давно задумал свой промышленный и социальный эксперимент и прибыл в Нью-Ланарк с твёрдым планом реформы всех социально-производственных отношений на этой фабрике.

   На примере жизни этого посёлка он хотел показать, что работодателю нельзя забывать о достойных человека социально-бытовых условиях жизни своих наемных рабочих, что эта забота вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему, которую впоследствии теоретически развил в своих сочинениях, доказывая, что человек составляет продукт окружающих его условий, воспитания и образования.  Он доказал, что чем лучше эти условия, тем более облагораживается и совершенствуется высшая ветвь приматов под названием человечество.
   
   В первое десятилетие XIX века нью-ланаркская фабрика привлекала к себе толпы удивлявшихся её коммерческому успеху и благосостоянию её рабочих. Посетил эту фабрику и великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I. Удивленный успехом Оуэна, слыша со всех сторон о бедствиях рабочих, что тогда все объясняли чрезмерным размножением, он предложил Оуэну взять с собой два миллиона излишнего британского населения и переселиться в Россию, но Оуэн категорически отказался и остался жить в Англии.

   Работая на многих предприятиях, Оуэн постоянно реформировал промышленную сферу. Он один из основоположников профсоюзного движения. Следовательно, помимо технической реорганизации и рационализации производства, им был проведён комплекс социальных мероприятий по отношению к простым трудящимся. Но я не ставлю своей целью описать все реформы и нововведения Оуэна,  все его взгляды и убеждения, а только то, что его сделало в глазах человечества одним из первых    основоположников коммунистического мировоззрения.

   
   Выступив с критикой капитализма, Оуэн характеризовал его как «неразумную» систему, как «хаотический», «разобщённый», «противоречивый» строй, который порождает бедность, невежество, распри и войны. «Приобретение богатства и создаваемое им естественное стремление к увеличению этого богатства породили любовь к вредной в сущности роскоши среди обширной группы людей, никогда ранее о ней не думавшей, и вместе с тем создали склонность приносить в жертву этой страсти к накоплению лучшие чувства человеческой природы».

    Оуэн считал капитализм с его рыночными, продажными условиями жизни,  антинародным строем, враждебным интересам трудящихся.  Порождаемая капитализмом страсть к наживе  отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей, склоняет женщин к проституции. Эта страсть к наживе, стремление к обогащению и к порабощению людей, служит причиной всех войн во все предшествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждает к бесчисленным убийствам.

     Оуэн был убеждён в неизбежной смене капитализма новым обществом. Он считал, что переход к новому обществу может быть только через законодательные меры правительства по обеспечению трудящихся нормальными социальными условиями жизни и через просвещение населения. Нечто подобное реализовал потом Бисмарк в монархической Германии. «Широкое распространение промышленности по всей стране создаёт у людей новый характер; поскольку же этот характер формируется на основе стремления всех к наживе, принципа в высшей степени неблагоприятного для общего благополучия и счастья отдельных людей, то это должно вызвать самые плачевные и притом бесспорно отрицательные явления, если только указанная тенденция не будет пресечена при помощи законодательного вмешательства государства» - говорил Оуэн.
 
    Новое общество, по мнению Оуэна, должно открыть людям те положительные качества, которыми их наделила природа: «При том бессмысленном устройстве общества, которое существует до сих пор, притягательные свойства людей более малочисленны, менее развиты и не так стойки, как в том обществе, где мужчины и женщины будут воспитываться и обучаться с целью приобретения свойств разумного существа и научатся понимать собственную природу.

    Прежде чем люди будут поставлены в условия, позволяющие получать удовольствие от хорошего общества, надо создать это общество. Где можно его теперь найти? В какую страну, в какую область надо поехать, чтобы обнаружить такое объединение людей, которое представляет хорошее общество? Хорошее общество может быть создано только людьми воспитанными так, чтобы стать разумными в своих чувствах, мыслях и действиях, чтобы не иметь побуждений к обману или преступлению и пользоваться простым и достойным языком чести и правды».

    Такое общество должно быть построено на принципах гуманизма, равноправия и социальной справедливости.  Не должно быть большой разницы в социальном обеспечении, сильного расслоения на бедных и богатых, если все будут равноправны  в получении образования, медицинского обслуживания, а с правом на труд у каждого будет гарантированное право на достойную труда жизнь по количеству и квалификации своего труда по законодательно оформленному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда определяющего и относительно равное для всех количество необходимых каждому средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды! И исчезнут тогда неравные браки и браки по экономическому расчету.

    Руководствуясь своими убеждениями, Оуэн запретил на своей фабрике в Нью-Ланарке труд детей до 10 лет и сократил рабочий день до 10 часов, что было неслыханным новшеством для того времени, когда самую дешёвую рабочую силу в  английской промышленности составляли дети от 5 до 10 лет, которые трудились наравне со взрослыми по 14—16 часов в день.  Он организовал дошкольное учреждение для детей от 1 до 5 лет, начальную школу для детей до 10 лет, вечерние классы для работавших на фабрике подростков, вечерний клуб культуры, где обучали неграмотных рабочих, функционировал лекторий, родители получали консультации по воспитанию детей, проводились музыкальные вечера, танцы, игры и т.д. На 1 января 1816 г. новый социальный институт охватывал своим воспитательным воздействием 759 человек в возрасте от 1 года до 25 лет. Он считал, что главный путь для становления нового порядка,  это воспитание человека примером окружающих, что человек является продуктом среды и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью.  Оуэн развил идею соединения обучения с производственным трудом. Создал оригинальную систему воспитания и попытался экспериментально её доказать. Именно Оуэн в процессе всей своей жизни осуществил уникальный социально-педагогический опыт в колониях и коммунах.

     Создание новой социальной среды – основная идея Оуэна. Он считал, что при рождении человек по природе своей не хорош и не плох, он то, что делает из него среда и воспитание.  Для того, чтобы создать людей разумных мыслей и чувств, приходится прежде создать для этого благоприятные условия, дабы сделать затем само человечество разумным и благочестивым. Если в настоящее время человек плох, то это произошло потому, что плох экономический и общественный строй, который воспитал такого человека.
     Именно Оуэн был автором идеи о красивой и комфортной обстановке не только для жизни, но и для труда, провозглашал производительный труд источником всех богатств. Он говорил, что эта сила обеспечивает неисчерпаемую и все возрастающую возможность обеспечить все разумные потребности столь же легко, как сделать доступной для всех чистую воду. А сегодня в России уже чистая вода не всем доступна…

     Реформируя производство и жизненные условия рабочих, постепенно Оуэн приходит к необходимости переустройства всего общества на основе образования производительных ассоциаций, задача которых «заключалась в организации всеобщего благополучия при посредстве системы единства и кооперации, основанной на всеобщей любви к ближнему и истинном познании человеческой природы». Таким образом, он становится одним из первых критиков капиталистического общества с позиций социализма. Среди основных недостатков капитализма он отмечает узкое разделение труда, социальное различие людей по богатству, а не по общественной полезности человека, конкуренцию и всеобщее противоречие рыночных интересов. Он считал, что получение прибыли должно быть разрешено только в том случае, когда предложение товаров не превышает спроса на них, а предприниматель не должен сокращать выпуск продукции и увольнять трудящихся для увеличения прибыли, а разнообразить продукцию по потребностям населения для лучшего удовлетворения их потребностей.

      С нравственной точки зрения, концепция Оуэна склонялась к ответственности каждого человека участвующего в экономических отношениях по удовлетворению потребностей населения и в основе этой концепции лежат похвала и порицание,  вознаграждение и наказание,  что во все века  было в основе воспитания и развития всей сущности человека.

      С экономической точки зрения доктрина Оуэна была, конечно, социалистической, ибо обеспечение по социальным потребностям как в доме отдыха для нормального развития населения своего рабочего посёлка по их способностям к труду это не денежное вознаграждение при капитализме, которого многим и сегодня иногда не хватает на самое необходимое, хотя денежное вознаграждение на всякую мелочь почти равное для всех рабочих там тоже выплачивалось типа денежного довольствия солдат и сержантов в Советской Армии. А средства коммуникации были, конечно, только у администрации, поэтому о коммунизме в Нью-Ланарке речь не идёт, но все социальные гарантии обеспечивались!  А разве солдатам при трёхгодичной службе в СССР не выплачивалось равное для всех денежное довольствие в размере трёх рублей восьмидесяти копеек?  А ведь служба у всех солдат была разная! Сержантскому составу немного больше…
      А сегодня многие российские пенсионеры были бы рады такой жизни с общей столовой, если у каждого будет отдельный кубрик с туалетом и ванной, бесплатный проездной и безлимитный телефон с отделением милосердия с врачом и санитарками для совсем немощных вместо офицеров и сержантов...

      Весь уклад жизни посёлка,  квалификация труда на рабочем месте и равенство рабочего времени позволяли  распределять количество и качество социальных благ от их общего количества по потребностям для нормального развития человека, семьи и всех членов общества, что он и доказал в Нью-Ланарке. А фонд заработной платы определялся от продажи продукции на рынках страны. Некоторые продукты питания выращивались на общественных фермах и там быстро исчезли нищета и обездоленность, преступления и пьянство, не было ни воровства, ни проституции!  Люди были ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ жить,  не нарушая заведённый порядок! Кто служил в армии при советской власти, тот знает, что такое подсобное хозяйство и как армия снабжалась и каким продовольствием. Я совершенно не ратую за казарменный "коммунизм", я за ликвидацию нищеты и обездоленности российского народа, который живёт за сотым километров от Москвы и областных центров. А веди именно лишённые элементарных условий сильные и злые едут в крупные города на "заработки".  Да-да, даже с экрана телевизоров преступники всех мастей убеждённо доказывают, что они таким образом "зарабатывают себе на жизнь". Как при советской власти все говорили вместо купить - "достать", так сейчас вместо украл - "заработал". И это в современной капиталистической России стало в порядке вещей.  ПОЗОР!!!


      В своем обращении к государственным деятелям Европы и Америки Оуэн писал, что смена существующего строя новым порядком уже началась, что эти революционные изменения «приведут от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к честности и счастью». Противостоять этому процессу не нужно, а необходимо просто содействовать переходу к новому обществу. «Требуемый переход заключается просто в замене существующих вредных и дурных условий хорошими и превосходными во всех областях жизни, причем эта замена может быть осуществлена только путем полного изменения всех внешних порядков в общественной жизни».  Для примера населению начать нужно именно с государственных органов, но все должно проходить на добровольном уровне, без насилия.


      Обеспечение благоустроенным жильём достойно квалификации по труду, создание столовых для  качественного питания, снабжение добротной рабочей и повседневной одеждой, бесплатные проездные документы и связь, пусть и немного лимитированные,  организация хорошего отпускного отдыха – чем не локальный коммунизм для населения???   В то же время, казалось бы почему, при лучшем исполнение своих обязанностей на рабочем месте на основании большего трудолюбия,  интеллигентности или большей силы нельзя претендовать на лучшее вознаграждение, если лучше и быстрее выполняешь свою работу, разве это не справедливо???  Ведь при массовом производстве часто БОЛЬШЕ не нужно, главное, чтобы не было брака, ибо на выходе такой продукции, как автомобили или текстиль зарплата при капитализме зависит от продажи этой продукции, и пока всё не будет продано, не будет и зарплаты. А фонд заработной платы складывается именно с продажи продукции! А на заделе от прошлых продаж долго не продержишься. А когда всё распределяется по квалификации труда? Главный инженер и управляющий имеют высшую квалификацию и большую ответственность, а значит и более высокую зарплату и лучшие социально-бытовые условия и это справедливо.

      Оуэн был убежден, что если правительства стран, к которому он обращается, пойдет навстречу его идеям,  «то население обоих континентов легко будет сделано разумным посредством правильного направления всей ежедневной и прочей периодической печати и посредством других методов просвещения; темное стекло заблуждений, через которое сейчас люди смотрят и которое их обманывает, будет удалено, и люди увидят вещи такими, какие они есть, и начнут действовать разумно менее чем через год. Такова простая сила истины».  Но стремление внедрять законы сокращающие товарно-денежные отношения и не позволяющие капиталистической частной собственности обирать народ, не прибавляло ему единомышленников среди власть и богатство имущих. Конечно, работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником для построения кибуцев в Израиле, первых коммунистических экспериментов в Советской России после 1917 года, развитию равноправия и социальной справедливости во многих западных странах, но до сих пор не позволили многим народам осознать всю мудрость его социальных экспериментов.

      Основная ошибка Оуэна состояла в том, что он хотел сделать это частными усилиями отдельных выдающихся личностей, он верил в благоразумие правительств и что можно единичными попытками преобразовать сложившийся уклад и природу отношений людей, которые могут изменяться лишь в закономерной последовательности.  Убеждённость Оуэна в том, что власть имущие без борьбы трудящихся за свои права пойдут на такие шаги и является основным фактором его утопизма! Ни в одной стране мира без борьбы трудящихся за право на достойную труда жизнь никто не отменял ни рабство, ни крепостничество, никто не отменит и наёмное рабство! А у кого нет капитала, кого он наймёт???  При наличии власти и силы можно принудительно заставить человека работать, если он хочет жить, но только закон, определяющий с правом на труд и право на социальные условия жизни достойно труда может воспитать ЧЕЛОВЕКА!

    Не верить в коммунистическое будущее, значит не верить в развитие у людей честности и порядочности, что люди будущего будут лучше нас.  Но вся история человечества доказывает, что торжество коммунизма неизбежно. Ибо было отменено рабство и крепостничество, уйдёт в прошлое  и наёмный труд.   Но может ли появиться и развиваться подобное общество без стремления большинства к такой жизни, без развития сознания и благоразумия каждого человека, без организации сторонников такого общественного устройства в мощную политическую партию и без стремления этой партии к власти???  А власть – это реальная возможность влиять на жизнь человека или общества.  Если не будет такой возможности, то не будет и власти!!!

     До самой смерти Оуэн был убежден, что при жизни не получил того признания, которого заслуживал: "Я дал миру важные истины, и только из-за недостатка понимания они не были приняты. Я опередил свое время".

     Но это не недостаток понимания, это явный саботаж сторонников капитализма, которых и сегодня ещё достаточно даже в социально развитых странах, где население в немалой степени благодаря идеям Роберта Оуэна имеют социальные гарантии по труду хотя бы в социально-бытовой сфере.



  НЕОБХОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ.


         1. По вопросу обеспечения ЖИЛЬЁМ.

     Для обеспечения населения в каждом экономическом регионе жильё, как и категории квалификации трудящихся, необходимо разделить на 6-10 категорий качества для распределения по квалификации, а по метражу не более среднепроизведённого по региону. Это заставит представителей власти расширять жилищное строительство, а трудящихся повышать квалификацию, ответственность и дисциплину.
     Определить ЗАКОНОМ распределение жилья свыше допустимого или его появление на рынке только после превышения 20 кв. м. ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на человека по региону после обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам.

     Установить нижний предел гарантированного для каждого члена общества количество метров ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ на 15-20 % меньше от среднепроизведённого по региону. Принять все необходимые меры правительственного, общественного и прокурорского контроля и надзора для перераспределения имеющегося жилищного фонда и привести их в соответствие с целями по обеспечению социальных гарантий для каждого ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ГРАЖДАНИНА СТРАНЫ без нарушения законности и принципов социальной справедливости. Отменить право наследования жилья до момента обеспечения всех нуждающихся по социальным нормам и в случаях ущемления прав граждан на социальные нормы жилья.
      Обеспечить своевременный ремонт или снос пришедшего в негодность и строительство нового благоустроенного жилья для обеспечения потребностей населения.

              2. По вопросу обеспечения продуктами питания.

      Определить потребности населения в необходимых продуктах для полноценного здорового питания и нормы их потребления в соответствие с возможностями страны, согласовать их с количеством жителей по регионам и наладить снабжение согласно этих норм. Принять все необходимые меры правительственного, общественного и прокурорского контроля и надзора над производством, закупками и распределением необходимых для здоровья каждого разнообразных продуктов питания, для ликвидации злоупотреблений производителей и предприятий общественного питания при удовлетворении потребностей населения. Всемерно способствовать развитию сельского хозяйства, предприятий пищевой промышленности, для организации производства и закупок основных продуктов питания необходимых для нормального развития и полноценной жизни населения страны, обеспечивая своевременную доставку продовольствия к столу потребителя вплоть до гарантированного обеспечения каждого через продовольственные склады, магазины или предприятия общественного питания. Для этого по возможности использовать многоразовую тару, что будет снижать распространение мусорных полигонов.

      Принять меры для ликвидации любых злоупотреблений направленных на производство некачественных продуктов питания в сельском хозяйстве, на предприятиях их переработки, на ненадлежащее хранение на базах, предприятиях общественного питания и торговли, что может вести к порче продуктов питания, используя имеющийся опыт социально и экологтчески более развитых стран. Согласовать меру ответственности работников этих сфер и вознаграждение за их труд с условиями развития социальной справедливости.
      Внедрять комплексное и полноценное питание в производственных буфетах, столовых и других пунктах общественного питания по типу санаторно-курортных по месту учёбы, работы или жительства членов общества, сохраняя рынок на качество приготовления, услуги обслуживания и на те продукты питания, которые не входят в необходимый ассортимент и на излишки от ассортимента, набор и количество которых извещается через средства массовой информации гласно и регулярно.
Внедрить все необходимые меры контроля при производстве, хранении и распределении продуктов питания, гарантирующий их доставку населению качественными и без задержки.

      3. По вопросу обеспечения одеждой и текстилем.

     Сбалансировать производственные и финансовые возможности страны по производству и закупкам необходимых населению материалов и тканей, требуемой фурнитуры и сырья для производства одежды и сезонной обуви, чулочно-носочной продукции с потребностями населения для их удовлетворения в необходимых для конкретных климатических условий и по достойным человека труда нормам. Навести порядок на ткацких, швейных, обувных фабриках, способствовать их снабжению сырьём, оборудованием, специалистами и усилить контроль при производстве, закупках и в распределении тканей, предметов одежды и обуви, ликвидирующий всякие злоупотребления. Уделять особое внимание модернизации производства той продукции, которая пользуется популярностью у населения десятилетия, это постельное бельё, ткани для мебельной промышленности, для пошива пальто, курток, костюмов, лёгкого платья, детской одежды, обуви и прочее и обеспечить своевременную доставку населению при минимальных издержках и не нарушая принципов социальной справедливости.
     Способствовать развитию рынка на услуги по крашению, пошиву, ремонту и на предметы одежды не входящие в необходимый ассортимент для удовлетворения необходимых потребностей населения.

       Для физического, интеллектуального и духовного развития граждан России уделить особое внимание здравоохранению, дошкольному воспитанию, образованию, спорту, вопросам социального обеспечения по старости и нетрудоспособных, а также общественным средствам связи, информации и транспорта, необходимых для полноценной жизни населения страны, обеспечивая в этом направлении режим максимального благоприятствования. В основе развития экономики – обязательные планово-профилактические ремонты и замена основных средств на более совершенное и производительное после выработки ресурса, поскольку жизнь и труд людей в стареющих и разваливающихся основных жилых и производственных фондах может привести к тяжёлым социальным последствиям. А несвоевременная замена и обновление оборудования в энергетике и на транспорте просто к трагедиям, поэтому вопросам повышения квалификации и условий жизни работающих в этих областях уделять особое внимание, учитывая их профессионализм и ответственность.


    P.S. Я НЕ МАРКСИСТ, ПОСКОЛЬКУ ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА!  Пролетарий не МОЖЕТ БЫТЬ ДИКТАТОРОМ, так как по Марксу это "самая угнетённая, самая безграмотная и самая беднейшая часть рабочего класса"! А  кому нужна диктатура безграмотных масс???  Особенно если в партии пролетариата одни пролетарии, а вождями потомки дворян или бывшие бандиты...  А есть  ещё рабочая интеллигенция, способная нести разумное, доброе, вечное в своей воспитательной работе с молодёжью, и рабочая аристократия - лётчики до сих пор на рабочей сетке,  а какие они пролетарии?!

       ПРОТИВ ЛИКВИДАЦИИ ДЕНЕГ!!!  Уничтожить нужно не деньги, а их монополию в процессе распределения необходимых каждому средств для жизни при определённом уровне развития экономики, чтобы каждый имел право иметь их достойно труда не ниже оговоренных в законе норм для нормального развития, ибо ДЕНЬГИ всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер присвоения материальных благ теми, у кого их достаточно для такого присвоения, в ущерб тех, у кого денег для достойной труда жизни не достаточно, независимо от того, трудится человек на благо общества или нет, заработал он деньги или украл. Но если деньги можно распределять пропорционально труду, почему нельзя самое необходимое от их общего количества по равенству рабочего времени, а качеством по квалификации достойно труда на рабочем месте в общественной экономике???  Не хватает ума или совести, духовности или милосердия???
       А ведь духовность на Руси, да и во многих других странах определяется и воспринимается как способность сострадать, сопереживать, сочувствовать обманутым, обездоленным, немощным, стремление помочь им, и известно, что подобное бывает свойственно даже животным. А лицемерие публично нигде и никогда не признавалось, и не будет признаваться примером добродетели и образцом для подражания, это удел слабых, хитрых и беспринципных, ибо ум с добродетелью – это мудрость, а ум без добродетели – хитрость. А кто уважает людей хитрых и изворотливых? Только такие же, как они сами! И не надо путать духовность с религиозностью...

      ПРОТИВ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА!!!  Превращение частной собственности в общественную не делает необходимые для жизни социальные блага принадлежащими каждому достойно труда, изменяется только характер собственности средств производства, а способ распределения средств потребления сохраняется прежним, через рынок посредством товарно-денежных отношений, а говорить о равенстве и справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!

      ПРОТИВ СУЩЕСТВОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА.  НЕ БЫЛО никакого переходного периода между рабовладельческим и феодальным государством, между феодальным и капиталистическим! Отменили закон с монополией права на рабовладение и законом утвердили крепостное право - нет рабовладельческого государства! Отменили монополию закона на крепостное право и сформировалось право наёмного труда и монополия капитала - нет феодального, отменили монополию капитала и установили монополию ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ - нет капитализма!!!  А если на необходимые социальные блага уже нет монополии капитала, какой же это капитализм?  Это уже социализм! А когда гарантии распространятся и на ВСЕ средства коммуникаций, то начнётся коммунизм! Но и это не рай для всех, недовольные всегда найдутся...

       О КАКОМ СВОБОДНОМ ТРУДЕ ГОВОРИЛИ МАРКС, ЛЕНИН И ПРОЧИЕ? Это человек должен быть свободен в своём выборе - участвовать в общественно-необходимом труде по своим способностям и стремлениям, чтобы иметь от общества всё необходимое для СВОБОДНОЙ от наёмного рабства  жизни, или не участвовать - и ничего не получать от общества. Или быть наказанным за воровство.  Каждый выбирает своё и должен иметь то, что заслуживает. Но человеческое общество тем и отличается от других иерархических общественных систем животного мира планеты Земля, что способно на более высоком уровне обеспечивать исполнение законов своей жизни, и если этого не происходит, то стоит ли говорить о каком-либо развитии разума и духовности такого народа, кроме стремления жить за счёт других посредством накопления своего капитала???  А ведь именно это лежит в основе капитализма - монополия капитала!!!

      А для более полного понимания можете ознакомится с этими статьями:

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641
 
   Если осилите...


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.