Дело об антикомунистических листовках, Омск, 1970

С.Г. Сизов

ДЕЛО ОБ АНТИКОММУНИСТИЧЕСКИХ ЛИСТОВКАХ И НАДПИСЯХ (ИЗ ИСТОРИИ ИНАКОМЫСЛИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ОМСКЕ НА РУБЕЖЕ 1960-1970-X ГГ.)

  История инакомыслия и политических репрессии в провинции в послесталинское  время до сих пор изучена довольно слабо .В определённой степени это объясняется тем, что в советскую эпоху подобные исследования были крайне затруднены и даже опасны. Но и в современное время изучение данной проблематики представляет некоторые сложности .Тем не менее нам удалось получить определённые данные о специфики репрессий в Омской области по статье 58-10 /УК РСФСР 1926 г./, 70, 190-1, l42, 227 / УК РСФСР 1960 г./.

  Среди уголовных дел по ст.70 /“антисоветская агитация и пропаганда”/, а всего, по  нашим данным, Омским обл. судом было осуждено по этой статье 11 человек, особый интерес представляет дело В.А. Поташёва. Нам удалось разыскать его, получить разрешение на знакомство с делом и более точно восстановить картину событий, происшедших на рубеже 1960 - 1970-х гг.

  Владимир Александрович Поташёв родился в Омске 19 декабря 1945 г.. Отец его работал рубщиком мяса, мать - санитаркой в поликлинике . В детстве Владимир любил читать ,но большой любви к учёбе не испытывал и после 8-го класса пошёл работать. Трудился на самолётостроительном заводе, СМУ-3 треста № 2, нефтеперерабатывающем заводе. В I964-I968 гг. служил в армии /Венгрия/. Там же вступил в комсомол. Остался на сверх¬срочную службу, но из-за конфликта с офицером  уволился в запас.

      Вернувшись в Омск, Владимир устроился работать на фабрику по первичной обработке шерсти /слесарем/. Обратил внимание на царящие на фабрике беспорядки, хищения. Писал об этом в газету "Омская правда", журнал "Крокодил", заявлял о непорядках даже в милицию. Но все обращения Поташёва не привели к принятию серьезных мер, что вызвало у молодого рабочего чувство разочарования и не довольства. На фабрике Владимир стал неудобен для начальства, ему не paз предлагали уволиться, но он отказывался, т.к. работа его устраивала.

      Впрочем, характер и поведение Владимира Поташёва были весьма далеки от идеала./Это и сам он отметил в нашей беседе /. 11 декабря 1969 г, В.А. Поташёв был осуждён по ст. 111 /превышение пределов необходимой обороны/ УК РСФСР к I году исправительных работ по месту работы с удержанием из зарплаты 10 % в госдоход.

  На фабрике у молодого рабочего возникли новые проблемы. После тяжёлой болезни Поташёву отказали в отпуске, который был ему положен, а потом направили на запрещённые для него /по состоянию здоровья/ тяжёлые работы. Это  вызвало глубокое возмущение Владимира и при¬вело его к мысли о полном бесправии рабочего человека при существу¬ющей власти. Деятельная натура Владимира толкает его на путь борьбы.

       Утром 7 ноября 1969 г. собравшихся на фабрике для участия в демон¬страции рабочих встретила надпись на стене: "Товарищи, не ходите на демонстрацию, мы - не рабы. Долой коммунистов-господ, дашь рабочую партию”. Ошеломлённое руководство и партийный комитет фабрики немедленно обратились в УКГБ. Вскоре появилась другая надпись: "Позор партии и правительству, содержащие народ в нищете". С ноября 1969 г. Влади¬мир стал систематически писать антикоммунистические призывы на стенах корпусов, лестничных клеток, в туалетах. Главная тема: необходимо изменить существующие несправедливые порядки. Помимо этого он писал и оскорбительные замечания в адрес председателя группы народного конт¬роля фабрики, который не пресекал хищения на фабрике.

       Поташёв не ограничился только этим: он решается распространять листовки и письма с критикой существующего строя. В рукописных литовках, написанных под копирку печатными буквами, молодой рабочий выдви¬гал как политические, так и экономические требования. "Товарищи рабочие! - писал в листовках В.А. Поташёв. Мы только называемся "строителями коммунизма, хозяевами страны", на деле же мы лишь являемся игрушками тех, у кого власть и партийный билет в кармане и которые смотрят на нас как на рабочий скот, хотя сами сидят у нас на шее и пользуются плодами нашего труда. Эти люди лишь на словах "заботятся" и любят свои народ, а сами ведут себя так, словно находятся на оккупированной территория, опутали всю страну лицемерными лозунгами, понастроили на каждом шагу тюрьмы и лагеря, где чувствуют себя как фашисты в Бухенвальде, вздули цены на товары первой необходимости и продукты ...,придумали идиотские налоги, кричат о демократии и всеобщем избирательном праве, а на избирательные участки народ идёт только что не под конвоем и "голосует" за тех, кого “выбрали и без этого”. Под псевдонимом "Спартак" аввор листовок призывал рабочих бороться за свои права, требовать повышения зарплаты, улучшения условий труда, выборочного рабочего фабкома. В письмах, рассылаемых по случайным адресам, В.Л. Поташёв призывал положить конец "игу коммунистов-помещиков, капиталистов, хозяев положения" ,а власть передать рабочему классу. В этой связи он призывал не отдавать голоса на выборах не из одного из кандидатов. По признанию Владимира Александровича, в тот период он стоял на позиции: "За Советскую власть, но без коммунистов". Позднее, в лагере последние марксистские иллюзии у него исчезли.

       Между тем, круг подозреваемых постепенно сужался к 13 марта 1970 г. В.Л. Поташёв был арестован. Свою вину он упорно отрицал, но это не могло помочь. 14 августа того же года Омский областной суд признал его виновным по статьям 70 ч.1, 190-1,131 ч.1 УК Р01СР и приговора к 4 годам и 3 месяцам лишения свободы ИТК строгого режима /3 месяца были добавлены в качестве не отбытого наказания по приговору от 11.12.l968/. После подачи кассационной жалобы сначала Верховный Суд РСФСР решил своим определением переквалифицировать приговор со ст. 70 на ст. 190-1, но после протеста адвоката, направил дело на дополнительное расследо¬вание. И, когда оно началось, Поташёв уже не отпирался, надеясь на смягчение приговора. Но, как оказалось, напрасно.

      4 марта 1971 г. облсуд вновь рассмотрел дело  В.А. Поташёва. Приговор был оставлен без изменения. Наказание молодой политзэк отбывал в Мордовии /п. Барашево/ и Пермской области /п. Кучино/. В лагерях общался с разного рода диссидентами это оказало немалое влияние на его мировоззрение.

      13 июля 1974 г. Владимир Поташёв вышел на свободу. В последующие годы какое-то время вёл переписку со своими лагерными друзьями, встречался со свердловчанином Викторов Пестовым. В Москве виделся с А. Гинзбургом и получил разовую помощь из солженицынского фонда помощи политзаключенным. Политической деятельностью с тех пор не занимался. Но конфликтный  характер ещё не раз приводили Владимира Поташёва к столкновению с законом. Три раза он осуждался за уголовные правонарушения и это уже не было связано с политикой.

      В настоящее время Владимир Александрович Поташёв живёт в Омске, работает электриком. 19 августа 1992 г. он был реабилитирован: приговор облсуда от 4.03.1971 г. был отменён.

      Юношеский максимализм, конфликтный характер, неприятие несправедливости, преследование за критику и разоблачения злоупотреблений на фабрике - всё это привело Владимира Поташёва к неприятию существующей власти номенклатуры и желанию способствовать установлению "власти рабочих". Отсутствие легальных возможностей выразить своё недовольство властью, избрать иных депутатов и т.п. вынудили его прибегнуть к такой форме протеста как анонимные листовки и надписи на стенах. Владимир Поташёв, учитывая его жизненный путь, конечно, не является "идеальным диссидентом", но его история свидетельствует, что и в  сравнительно   "благополучные" брежневские времена в советском обществе существовали достаточно глубокие социальные проблемы и конфликты. И нежелание властей  искать решения подобных проблем стало, на наш взгляд, одной из причин постепенного разочарования людей в социалистической системе.

Первая публикация:

Сизов С.Г. Дело об антикоммунистических листовках и надписях (Из истории инакомыслия и политических репрессий в Омске на рубеже 1960 – 1970-х гг.) // Материалы науч. конф. «Современное общество», посвящ. 25-летию Омского государственного ун-та. Омск. 29 – 30 октября 1999 г. – Омск: ОмГУ, 1999. – С. 91 – 92. – 0,2 п.л.


Рецензии