Остался только силуэт

Серп луны под тучкой длинной
Льет полночный слабый свет.
Над безмолвною долиной –
Темной церкви силуэт.
И.  Бунин.

Эти стихи - иллюстрация сна. Сна жительницы далекого города Челябинска Валентины Петровны Соколовой. Она уехала в чужие края уже почти полвека назад. Но до сих пор, когда вспоминает родную Кочергу,  в памяти сразу всплывают вечер,  длинная сельская улица и стоящий в ее конце храм, купола которого окутывают сумерки.

60 лет назад босоногой девчушкой она носилась по этой улице и часто-часто вместе с подружками из любопытства заглядывала в местную полуразрушенную церковь. Солнечный свет раскрашивал стены, а глаза у нарисованных на них святых были строгими и грустными...
«Когда вижу все это во сне, просыпаясь, думаю – а были ли они на самом деле? Эта улица, этот храм? Или мне это только кажется?» - спрашивает она на себя.

И все-таки были...

Книги, которым нет цены

Ни той сельской улицы, ни храма больше нет. Вернее так -  улица Севастопольская, на которой стоял храм, осталась, но превратилась в поселковую.   Село Кочерга - ныне часть поселка Новохоперского.  А что касается церкви...

Образованием села  Кочерга  (вначале его называли Самодуровкой)  можно считать 1779 год. В тот период из Новохоперска были отселены однодворцы. Они образовали слободу Кочерга. Со временем она превратилась в довольно большое село, и было решено возвести здесь церковь.

Согласно «Указателю храмовых торжеств Воронежской губернии» Церковь  Вознесения  Христова в  слободе Кочерга,  Новохоперского  уезда  -  каменная, с  колокольней,  построена в  1870 году, земли пахотной и луговой 33 десятины, два  подцерковных  деревянных  дома.   На содержание причта с  прихожан  положено   по 515 рублей и в  год,  прихожан -  560 душ.

В Новохоперском отделе ЗАГС хранятся  пять метрических церковных книг Вознесенской церкви в Кочерге:  две о родившихся,  две об умерших и одна о бракосочетавшихся. Книги датируются 1875-1916 годами.  Обложки книг деревянные, обтянутые плотной, похожей на мешковину, голубой материей. Корешки - из другого материала - в малиновые цветочки на зеленом поле. На титульном листе одной из них сохранилась полустертая от времени надпись о том, что метрическая книга выдана из «Воронежской духовной Консистории в Вознесенскую церковь слободы Кочерга Новохоперского уезда».
 
Листаем пожелтевшие страницы бесценных книг. Вот 1680 год. В этот год в Кочерге родились 72 ребенка, умерли 50 человек (никакого демографического спада), сыграно 30 свадеб.  В метрической книге записывались также и причины смерти. Так, можно узнать, что из 39 мужчин, умерших в 1900 году,  20 скончались  от простуды, 4 - от скарлатины, 3 - от чесотки, 3 - от воспаления легких, 3 - от поноса (уж извините, но так записано в книге), 1 - от кори, 1 - от коклюша, 2 - от дифтерита, 1 - от грыжи, 1 - от слабости. Женщин умерло больше - 53. Причины смерти - в основном те же. Родились в тот год 154 человека.
 
В разные годы в Вознесенской церкви села Кочерга крестили, венчали, отпевали священники Никифор Куфаев, Иоанн Родионов, Григорий Белоюров, Митрофан Голов, Всевол Дикарев, Алексей Патрицкий, Иоанн Попов.

Внучка звонаря

Нам удалось найти внучку последнего звонаря церкви Алексея Васильевича Добычина. Валентина Михайловна Добычина родилась в Кочерге в 1926 году. Вот что она рассказывает:
 
- В детстве я очень часто ходила в эту церковь на службу. Церковь была кирпичная, с высокой колокольней, очень красивая внутри. Стены были расписаны, много икон. По праздникам люди приносили сюда букеты цветов - садовых и полевых. Вся церковь от них становилась разноцветная, блестели лампады, киоты икон. Народу на службу ходило очень много - в праздники, хотя церковь была немаленькая, стать было негде. Приходили сюда в основном кочережинские и конопляновские. Была тогда такая деревня - Конопляновка.
 
Хорошо помню, как отпевали в церкви моего прадеда Димитрия Алексеевича. Кстати, он был известным в свое время долгожителем - умер в возрасте 120 лет. Зубов у него уже не было, и он просил нас, ребятишек, принести ему с речки чакана. Посыпал его солью и ел...

Помню также и церковного батюшку. Старенький он был, небольшого роста, с седой бородой. Прихожане его и матушку очень любили за теплоту и сердечность.
 
Мой дед Алеша, который служил звонарем, жил неподалеку от церкви. Когда шел звонить, всегда переодевался во все чистое - ни-ни чтоб на колокольню зайти неопрятным! Никогда не ругался. Был очень верующим человеком. Когда ломали храм, плакал навзрыд, и другие старые люди тоже плакали.

В духе времени
 
Вознесенскую церковь в селе Кочерга закрыли в середине 30-х. А ломать начали в 37 году  -  одну из первых в районе (для сравнения: в  селе Ярки  церковь сломали в середине 60-х годов, в По- досиновке перестроили в 70-х).  Такая поспешность вполне объяснима, если учесть, что село Кочерга оказалось под мощным влиянием своего бурно развивающегося соседа - поселка Новохоперского. Здесь,  благодаря паровозному депо ,  «ковались» передовые взгляды того времени, кипели современные революционные настроения (достаточно вспомнить, что первый в Воронежской области памятник Ленину поставили именно рабочие Новохоперского паровозного депо). Так что церковь в Кочерге была обречена.

Со временем поселок Новохоперский поглотит старинное село.  Кочерга станет просто одним из его микрорайонов. У нее заберут даже названия улиц. Ведь раньше теперешняя улица Шолохова в  Кочерге называлась Советской.  Но появилась в поселке новая центральная улица, связавшая его с городом, и это название отдали ей. Была в Кочерге и улица Октябрьская. Но понадобилось поселку для автобусной остановки это громкое название, и кочережинская Октябрьская превратилась в Ленинградскую.
 
Но вернемся к церкви. По свидетельствам очевидцев тех событий (их воспоминания записывались работниками Воскресенского храма  г. Новохоперска),  разрушение церкви длилось не один год. Колокол сняли и отдали на пожарку. Иконы разобрали по домам верующие. Первую партию кирпича увезли в Красное на строительство школы. Косвенным доказательством этого является то, что в 1939 году в Красном действительно начали строить школу. Фундамент выкладывали из кирпича. Школа прослужила до 1972 года, потом ее разобрали.
 
В полуразрушенном состоянии церковь продолжала стоять еще несколько лет. Постепенно ее разбирали сами жители. Из кирпича строили сараи, клали печи.  И вновь вспоминает Валентина Михайловна Добычина:
 
- Как-то идем с рынка. Смотрим, выносят из церкви лавки, столы, еще какие-то вещи. Говорю: «Что ж вы делаете, креста на вас нет». «Ей теперь уж все равно, скоро совсем развалят», - отвечают.

В середине 60-х, когда церковь была уже полностью разрушена, начали расчищать место под ней и наткнулись на склеп, в котором были похоронены когда-то служившие здесь священники. Срочно вызвали из Борисоглебска работников особого отдела. Последовал приказ - все забетонировать и построить улицу. Что и было сделано.

Последний священник храма в Кочерге

Согласно книге  Вениамина Глебова «Кровавый песок Дубовки – воронежцы в тисках НКВД», последним настоятелем храма в Кочерге был Григорий Николаевич Базилевский. Он  родился в 1887 году в семье псаломщика в селе Ново-Макарово Новохоперского уезда. В семье было семеро детей. В 1907 году  Григорий  окончил духовную семинарию, до революции служил священником в селе Абрамовка Елань-Коленовского района, а до 1932 года – священником в селе Кочерга Новохоперского района. Его жена – Зинаида Петровна Базилевская, в девичестве Звонарева, была медсестрой. У батюшки было четверо детей: дочь Неонила 1910 года рождения, сын Николай 1913 года рождения, дочь Надежда 1913 года рождения и сын Герман 1915 года рождения.

В 1932 году отца Григория арестовали. Он сидел в Острогожской тюрьме с тремя сокамерниками, которые писали на него доносы. Но и Базилевского ОГПУ заставило дать подписку в качестве информатора. Первые доносы он должен был сделать на своих сокамерников, которые специально провоцировали его на антисоветские разговоры. Но в отличие от них Базилевский не смог пересилить свою совесть и написал заявление в ОГПУ: «Я, священник Г.Н. Базилевский, довожу до сведения Острогожского ОГПУ, что не могу быть работником по выдаче контрреволюционных элементов по причине того, что выслеживание этих лиц тяжело отпечатывается в моем сознании, а поэтому отказываюсь от ранее данной мною подписи».

Это был действительно поступок, на который решались считанные единицы, и он мог дорого стоить батюшке. Но в те еще довольно либеральные времена  - по сравнению с 37-38-ми - его приговорили к ссылке. После отбытия ссылки в 1937 году он вернулся и устроился в Новохоперске техником-агрономом пункта шелкосовхоза. Но недолго ему пришлось поработать на этой скромной должности.

В селе Кочерга 4 мая 1937 года власти начали ломать церковь. Жители села  встали на ее защиту. Тогда милиция пошла на хитрость – попросили выделить делегацию для переговоров, а остальным разойтись. Делегация в числе 11-ти человек была арестована на следующий день. А в Новохоперске арестовали священника церкви Базилевского и обвинили его как руководителя контрреволюционной группы церковников. По приговору Тройки УНКВД от 15 ноября 1937 года Базилевский  и один член делегации Щербаков были приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 19 ноября 1937 года в 22 часа 30 минут был в городе Боброве. Остальных членов  делегации приговорили к 10 годам ИТЛ.

Потомки  кочережинского священника - четверо детей, семеро внуков, правнуки.  Один из внуков Григория Николаевича, сын Надежды Григорьевны Малковой (Базилевской), Эдуард Малков, ныне проживает в Москве, по специальности врач.

Старший брат настоятеля Кочережинской церкви  – Исмаил Николаевич Базилевский также был священником, служил в храмах Липецкой и Воронежской областей. В марте 1941 священник Исмаил Базилевский был этапирован в Карлаг. Там вторично арестован и расстрелян. 20 августа 2000 года священномученик священник Исмаил Базилевский (Измаил Карагандинский) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Алматинская епархии.
Дата Памяти по старому стилю: 4 ноября.
Дата Памяти по новому стилю - 17 ноября.
 
 ...Вознесение Господне относится к великим (двунадесятым) церковным праздникам. Он отмечается на 40-й день после Пасхи, в четверг шестой недели - в память Вознесения Христа на небеса. В Кочерге это престольный праздник.
 
Вознесенская церковь стояла прямо напротив кладбища. Сейчас на месте храма -  улица Ворошилова и заросший белым душистым донником пустырь. Впрочем, церковь здесь легко представить. Ведь место это все равно особенное. Нужно только посмотреть на небо, вытянуть оттуда ниточку, и она нарисует силуэт когда-то стоящего здесь Храма. А небо здесь ясное и чистое-как глаза Спасителя. ОН смотрит на этот пустырь и... прощает?..


Рецензии