Интервью неслучайному корреспонденту

ИНТЕРВЬЮ НЕСЛУЧАЙНОМУ КОРРЕСПОНДЕНТУ 
(экспромт о Кейдже, Курёхине, Битове, Ассоциации независимых композиторов и о жизни вообще…)

Корр: итак, сегодня у меня в гостях Юрий Михайлович Касьяник – для тех, кто не знает: коренной петербуржец, спонтанный композитор, музыкант-мультиинструменталист, тотальный импровизатор. Учился в Ленинграде, в Нью-Йорке, в Гамбурге, в Париже. Был знаком с М.Ростроповичем (ему посв. 2-я симфония), дружил с С.Курёхиным (ему посв. 3-й ф-п концерт). Теоретик, культуртрегер, поэт, путешественник, автор, режиссёр и участник перформансов и хеппенингов в СССР и России (210 городов), Европе (50 городов) и США (20 городов). Создатель в музыке новых жанров: Импрофония, Импроопера, Синемафония; методов: Структуральный коллаж, КАСТ-импровизация; направлений: Безграничный постмодерн, Реальная фрактальность и др. В Петербурге он - один из первооткрывателей сквота «Пушкинская-10», основатель первого авангардного музыкального салона "ВТОРНИКИ" http://vk.com/club787103, инициатор и исполнитель «Фонтанных симфоний». А также: арт-директор «Театра музыкальных идей»; экспериментатор в области синтеза искусств; автор глобальных импровизационных проектов, среди которых особенно выделяются: «Рекорд Гиннесса» (24 часа, 1990), «Невероятная симфония «Мой Петербург» (25 часов, 2002), «Времена времён» (64 часа, 2008-09), «Киньяр» (27 часов, 2009-10), «Милош» (10 часов, 2011), «Кейдж» (15 часов, 2012), автор музыки к фильмам, президент Международной Ассоциации независимых композиторов, член Европейской конференции промоутеров новой музыки. И ещё три факта: однажды Кейдж сказал Касьянику: «Знаете, почему я не приглашаю Вас в своё окружение? Да потому, что Вы сами – центр!»; в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне можно найти имя Касьяника в известном списке прогрессивных музыкантов ХХ века Николаса Слонимского; "Норвежская симфония" Касьяника в 2011 г. удостоилась награды – благодарственного письма Правительства Норвегии. И сразу – первый вопрос: «Почему тебя так плохо знают на родине? Неужели никому здесь, в России, не интересна твоя музыка и твоя подвижническая деятельность?
Ю.К.: к сожалению, быть композитором в нашей стране – уже давно не является чем-то, вызывающим восторг и трепет. Всё измеряется одной мерой – деньгами! Если кто-то пишет неплохие или даже плохие песенки, но они хорошо продаются, значит, он – хороший композитор! Богатый! Влиятельный! И т.д. Если кто-то пишет неплохие или даже хорошие оратории, но они не исполняются, значит, он – плохой композитор! Бедный! Неудачник! Есть, конечно, исключения, но их очень мало! Мне в этом смысле повезло: я не пишу ни песенок, ни ораторий!
Однажды я случайно оказался в Америке, а позже – в Европе, где встречался и играл вместе с разными гениальными музыкантами. И там я понял, что могу импровизировать крупную форму, играя на синтезаторах, управляемых особыми компьютерными программами. А потом, в Петербурге на моих «Вторниках» происходили совершенно бешеные по энергетике эксперименты с высокообразованными консерваторцами и талантливыми самоучками, после чего я решил провести реформу музыкального образования в стране… Но тогда, в 90-е, каждый год происходил какой-то обвал народного сознания… В общем – ни до чего тогда было! Да и сейчас – не намного лучше! Поэтому я с 2008 года тихо открыл online школу импровизации, «Вторники» мои продолжаются (люди приходят, некоторые ходят годами, не устают!), проекты новые – придумываются, идеи – не иссякают! И я верю, что моя музыка, тексты, теории всякие безумные когда-нибудь привлекут внимание людей в России. Помнишь, как у  Цветаевой: «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд». Вот мы с Курёхиным в конце 80-х часто подолгу разговаривали ночью по телефону на разные темы, придумывали всякие фантастические истории (жаль, не записывали!), но суть была одна: ум, вдохновение и чувство юмора – вот, что не даст нам сгинуть!

Корр: этим летом ты сделал проект «Битов» и отпраздновал свой 1000-й «Вторник» - как это было?
Ю.К.: обожаемому мною Андрею Георгиевичу я посвятил 4 вечера и выпустил альбом, куда вошёл и мой сольный ф-п концерт в 1000-й «Вторник», о котором я не скажу лучше, чем это сделала замечательная Ольга Шервуд:
Корр: изобретением хэппенинга Кейдж оказал заметное влияние на целое поколение деятелей искусства, усвоившее его взгляд: всё происходящее может рассматриваться как театр («театр» — всё, случающееся одновременно), и этот театр равен жизни. Ты, с детства влюблённый в театр, случайно стал музыкантом. И однажды сказал, что музыка – выше жизни. И в твоём творчестве импровизационно соединились театр и музыка, став для тебя жизнью выше жизни. И если Кейдж – тотальный алеаторик, то ты – тотальный импровизатор, и музыкальное искусство от ваших сумасшедших экспериментов становится для всех только привлекательней и необходимей. Летом 1990 г., в Нью-Йорке, несмотря на больные ноги, Джон Кейдж пришёл в Баттери-парк, где ты устраивал свой 5-часовой хэппенинг "Leningrad Calling..." В 1991 году он написал тебе письмо… А в сентябре 1992 года ты устроил даже по тем свободным временам невероятное: хэппенинг памяти Джона Кейджа в Петербургской Капелле, который позже вошёл в фильм «ОН», снятый о тебе Д. Массом и показанный в Каннах… Хотелось бы услышать о твоём недавнем проекте, посвящённом столетию Джона Кейджа. Как тебе пришла в голову такая идея: переделать 4'33'' – в 4 вечера и 33 утра? http://vk.com/club42282585
Ю.К.: сначала я хотел просто как-то отметить 100-летие Кейджа: всё-таки я с ним довольно близко был знаком, даже жил у него пару дней в Нью-Йорке. То есть сделать в канун его юбилея, 5 сентября, мой особый «Вторник». Но, по мере приближения к этой дате, мой мозг наполнялся всё новыми и новыми идеями. Иногда я просто не понимал: где я, что со мной? И 28 августа, после очередного «Вторника», ночью явилась мне во всей красе концепция этого события: в сентябре – 4 вторника и 30 дней + 3 дня в августе, всего – 33 дня, в каждое утро из которых, я должен был сотворить НЕЧТО достойное великого алеаторика! И я делал каждое утро по оригинальному хэппенингу. В последнее утро я много чего понапридумывал, потом сбросил с верхнего этажа 100 портретов Кейджа, а после этого поимпровизировал на 20 инструментах вместе с “Music For Four” Кейджа в записи Квартета Ардитти. Все 33 утра мною же записывались на цифровое видео, т.е. я ещё был спонтанным сценаристом, режиссёром, оператором, актёром, осветителем, звуковиком, гримёром и т.д. А 4 вторничных вечера прошли чудесно: приходили замечательные слушатели, и в каждый «Вторник» возникала очередная «КЕЙДЖ-симфония». В конце концов, мы имеем 15 часов видео и аудио «в цифре». Теперь будем монтировать фильм. Да, чуть не забыл: 25 сентября с нами online была 80-летняя блистательная Полин Оливерос из Нью-Йорка – композитор из круга Кейджа! Мы с ней говорили, она рассказывала о Джоне, потом мы даже поимпровизировали вместе: она на губной гармонике, а я – на флейте! И после этого я понял, что в моём "Кейдже", собственно, и не столько в музыке дело, сколько в исследовании спонтанного возникновения идей, с музыкой никак напрямую и не связанных, но касающихся некоторых подходов (методов) в творчестве (Кейджа и моём!), в частности: с алеаторикой, пуантилизмом, серийностью, сериализмом, коллажем, и даже - синтезом звуков, рождённых низким бытом (внешне) и высоким вдохновением (внутренне), с радостью используемых автором – этаким странным, хипповатым монстриком-не-дураком, настроенным дурачить окружающих, а потом случайно открывшим в своём пафосном идиотизме алгоритмы восторгов разного рода и степени и придавшим всему этому безумию философскую глубину и стройность... Кстати, здесь можно прочитать мой экспромт для Кейджа – «ПЕРЕБИРАЮ МЫСЛИ» www.stihi.ru

Корр: 1 октября исполнилось 25 лет твоей Ассоциации! Расскажи о ней! И - как прошёл юбилей?
Ю.К.: Международная Ассоциация независимых композиторов – первая неофициальная творческая композиторская организация в СССР – сначала называлась проще: «Ассоциация свободных композиторов», которую я официально зарегистрировал 1 октября 1987 г. в Ленинграде. Тогда нас было четверо творцов и организаторов творческих процессов, находящихся за пределами санкционированных эстетических доктрин советских «культурных» вождей.
Потом эти четверо разбежались, но пришли другие! И в 1991 г. мы провели первую Всесоюзную конференцию (нас уже было 47 персон – со всей страны, в том числе такие известные как Олег Каравайчук, Сергей Курёхин, Эгилс Страуме и др.) и зарегистрировались как Общественная организация. В 1998 г. мы (186 персон) получаем новые статус и имя: АНО «Ассоциация независимых композиторов», действующие и по сей день (285 персон в банке данных). В новом веке Ассоциация развилась до умопомрачительного уровня: она в нас не нуждается, живёт сама по себе и самовыражается, когда захочет, правда, привлекая нас: композиторов, музыкантов, поэтов, менеджеров…
Историческая справка – из буклета Ассоциации за январь 1990 г.:
          «…«Театр музыкальных идей» основан композитором Юрием Касьяником в ноябре 1987 г., в Ленинграде, после выступления группы музыкантов во Дворце спорта «Юбилейный», в сборной программе, посвящённой памяти «БИТЛЗ». Тогда, 17 ноября, Камерный оркестр Ленинградской государственной консерватории, рок-группа «Неореализм», духовой оркестр с контрабасами и колоколами, а также дирижёр Юрий Шалыт исполнили рок-симфонию (сюиту) Юрия Касьяника «Огонь в руке» (памяти «Битлз») с самим автором за роялем и сопрано-саксофоном.
          Первый же сольный концерт «Театра музыкальных идей» с программой «Концерт-Холл» («Коллекция современной музыки-1») состоялся через месяц, 18 декабря, в Большом зале Академии художеств. В этой программе в полной мере был осуществлён принцип синтеза форм, по сей день с успехом пропагандируемый Юрием Касьяником и его театром.
          Концертные программы (представления, хэппенинги) «Театра музыкальных идей» и группы «АРТ-ДЖЕМ» по сценариям и с музыкой Юрия Касьяника всегда оригинальны и основываются на смешении и синтезе различных форм и направлений музыки, живописи, других искусств, при сохранении чистоты некоторых жанров. Приёмы, создающие ауру сотрудничества на сцене и в зале, весьма разнообразны: это коллективная импровизация и структуральный коллаж, алеаторика и пуантилизм, модальная техника и цитатный коллаж, мультимедийные технологии, творение музыки, живописи, скульптуры, поэзии, танца прямо на сцене.
          Убедительный показ соединения несоединяемого (сознательная эклектика), красота и скверна, ужас и эйфория, рождаемые таким взаимодействием аудио-визуальных средств выражения, доказывают свою жизнеспособность самым искушённым и строгим критикам – современной публике. А доминирование добра и любви как главной философской концепции всего творчества театра притягивают к нему людей разных возрастов и политических убеждений из многих стран».
В первые три года Ассоциация организовала более 100 представлений театра в России, Польше, Латвии, Эстонии и США. В последующие 10 лет – около 200 выступлений в России, США, Европе. За 25 лет своей саморазвивающейся (!) карьеры на пяти континентах наша Ассоциация всегда была независима от того, чему многие поклонялись и поклоняются – от денег, и теперь вступила в пору опытной зрелости, когда стало абсолютно ясно, что деньги зависят от реальных творцов, но не наоборот. И когда русским предпринимателям достанет ума понять, что их решительное участие в развитии отечественной – а, значит, и мировой! – культуры совершенно необходимо, тогда в России, а затем и во всём мире наступит благоденствие, а саморазвивающееся и взаимно координирующееся общество умных, сильных и добрых людей вступит, наконец-то, в долгожданную свою пору взлелеянной, опытной зрелости.

Корр: да, я с тобой совершенно согласен! А теперь можно немного об октябре и твоих планах?
Ю.К.: две недели назад я закончил проект GOLD GOULD, посвящённый памяти Гленна Гульда(http://vk.com/event43187009), сейчас сочиняю импрооперу «КРЫСОЛОВ» (http://vk.com/event43728102) по текстам Д.Леннона и М.Цветаевой, в декабре – готовлю 100-летие моего отца, выдающегося гимнаста и тренера, а 9 апреля 2013 – в Доме актёра сделаю хэппенинг: 20 лет «ВТОРНИКАМ»! А летом – мой юбилей! Вот, пожалуй, и всё пока!

Корр: спасибо, дорогой Юрий Михайлович, за обстоятельное интервью! Вдохновения и удачи в жизни и в творчестве!
Ю.К.: было очень приятно с тобой встретиться! Заходи ко мне в ФБ, ВК
https://www.facebook.com/uri.kassyanik/ https://www.facebook.com/vtorniki.kassyanika/ https://vk.com/islander
http://vk.com/public23863001 http://vk.com/club787103
и на мой сайт: www.urikassyanik.com – там всегда много нового!

18.10.2012     03-45


Рецензии