128. В. Агошков. Орельские места. Раковые колки

128. В.Агошков.

Орельские места.

Раковые колки.

РЕКА КОЛОКОЛКНА – та, что издаёт шум. На северо-востоке Орловщины течёт река РАКОВКА, на берегах которой стоит село КАРНАДИ. Учёные считают село бывшим городом – столицей вятичей – КОРЬДНО (Коръдно)!

В книге "Кром" (1994) мы разместили город КОРЪДНО на месте КУРАБА-городища. Река Раковка и дер. Колки составляют вместе словосочетание – РАКОВЫЕ КОЛКИ! Так что степь, действительно, находилась на большой территории. Кстати, КАРД – сердце; КОРЪДНО – сердце вятичей, т.е. столица?! Вспомним песню: "И сердце, словно колокол!..".

Внимательный читатель поправит нас: от слова РАЙ должны появиться РАЙКОВЫЕ  КОЛКИ (КОЛОКОЛКИ). Считаем, что в разговорной речи РАЙКОВЫЕ и РАКОВЫЕ слились: краткий звук "Й" просто отпал. Как это произошло со словом РАЙДУГА, т.е. радуга. Последний пример мы тоже выписали в словаре В.Даля.

Читатель не унимается и даёт нам такой пример. Есть слово РАКА, что обозначает гробница, ковчег с мощами святого угодника. Раковые украшения. И погребоша Иосифа в раце в Египте.
 
РАКОВЫЕ КОЛКИ – КОВЧЕГ. Трудно, конечно, связать РАКОВЫЕ КОЛКИ со словом РАКА. Кто-то вспомнит о том, что вятичи то ли под Мценском, то ли под Калугой убили Кукшу – просветителя. Вся степь "к югу от Оки" не могла стать ракой, ковчегом "с мощами Кукши". Впрочем, мы забываем золотое правило науки: ничего не отвергать сходу!

Ведь КОВЧЕГ – это не только ЛАРЕЦ или СОСУД для хранения ценных предметов, но и в библейской мифологии – СУДНО, в котором праведный человек НОЙ спас людей и животных от Всемирного потопа.

Не исключено, что именно Среднерусская возвышенность и, прежде всего, наша ДЕВЯТАЯ ЗЕМЛЯ стала для окружающих, пониженных территорий, затронутых ледниками, НОЕВЫМ КОВЧЕГОМ, местом спасения.

Вспомним, что ДЕВЯТЬ вначале звучало как НЕВЯТЬ, т.е. НОВЫЙ. Согласитесь, НОЙ и НЕВЯТЬ (НОЙЯТЬ?) могли произойти от общего корня! Может быть, КОВЧЕГ – от КОВШЕЦ?! Территория Черниговского княжества по форме напоминала КОВШ, поскольку Новгород-Северское княжество почти полностью разделяло его территорию на "ручку" (Чернигов) и "ковш" (Раковые Колки – Куликово Поле).
 
 
РАКОВЫЕ КОЛКИ – РОКОВЫЕ. Однако на этом наш разговор по поводу Раковых Колок не закончен. Дело в том, что В. Даль даёт и такое толкование слова РАКА’: -- пустой человек? РАКАЛИЯ –от рака и каналья – негодяй, бестия, наглый подлец.

В таком случае, РАКA’ВЫЕ? КОЛКИ – это место, заселённое негодяями и разбойниками. И подобный взгляд на степь не исключён. А может быть, степь рассматривалась не только как РАЙСКОЕ место, а край, где правила СУДЬБА, РОК. Поэтому КОЛКИ были не РАКОВЫЕ, а РОКОВЫЕ.

РОК, год, лето. Срок, урочное, уречёное время, пора, доба. Прийти … на уречёный рок. А жидове на тот рок не стали.
Даёт В.Даль и такие значения слова РОК: судьба, предопределение, участь, неминучее, сужёное. Мусульмане веруют в рок, христиане в провиденье. Роковой день, годовщина рокового дела; срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, когда судьба решает… В этом смысле территория Орловщины была РОКОВОЙ: именно здесь начиналась НОВАЯ, НЕВЯТАЯ, т.е. ДЕВЯТАЯ ЗЕМЛЯ. В.И. Даль приводит слово доба, т.е. суДОБА, судьба. Об этом читайте наш отдельный очерк.
 
 
РАК. Мы уже хотели подвести черту, как вспомнили о том, что ничего не сказали о слове РАК: "обычно сравнительно небольшое членистоногое беспозвоночное животное с сегментным строением тельца, с большими клешнями у головы, живущие преимущественно в воде, но умеющее передвигаться (пятясь назад) и по суше".

Могла ли степь Верхней Оки напоминать рака?! Вряд ли, если только клешни представить в виде рек и дорог. П.Черных пишет, что слово РАК в этимологическом отношении не абсолютно ясное слово, дошло до нас (с праславянской эпохи) не в первоначальном виде, а в несколько искажённом, м.б. из "Кrакъ"…

КРАК так похоже на г.КРАКОВ, откуда, скорее всего, и пришли на Верхнюю Оку вятичи. КРАК – КРАЧЕВ – КОРАЧЕВ?! Таким образом, РАКОВЫЕ КОЛКИ – это КОРАКОВЫЕ КОЛКИ?! Есть нп. Корачев – Карачев и на тульской земле.

Начальное "К" могло, по мысли учёного, отпасть под влиянием других слов: *rаку (см. раковина) и др. Учёный Покорный считал "старшим значением" корня *каr-: *каrкаr- значение "твёрдый". В этом смысле РАКОВЫЕ КОЛКИ названы потому, что они ТВЁРДЫЕ. П.Черных приводит с суффиксом "Т" готское слово hardus – "твёрдый, крепкий, суровый".

Может быть, Раковые Колки названы так потому, что они находились по отношению даже к Чернигову в более суровых климатических условиях?!
Видимо, из этого ряда и ТРАКТ – дорога.
 
 
РАКА. Что касается христианского слова РА’КА, то здесь мы бы хотели обратить внимание на то, что в Киеве это слово было известно с XI века.

Латинское ARCA – "гроб", также "ящик" (в частности, денежный), "шкатулка", "ларец", "темница", "тюремная камера". Орк, Оркус, в римской мифологии – божество смерти, а также само царство мёртвых. У греков -АИД.
Если РАКОВЫЕ КОЛКИ – это "темница", то не связано ли это всё с тем же нахождением Черниговского княжества на северо-востоке, в тёмной стороне света?! В древне-индийской мифологии один из основных классов демонов – это РА’КШАСЫ. Интересно, что из многих эпитетов Ракшасы наиболее употребительны нишичаны ("странствующие в ночи") и ятудханы ("бродяги"). Это можно отнести и к Раковым Колкам, и степи, расположенной южнее Оки.

РАЙКИЕ МЕСТА. В топонимии Орловщины Раковые Колки оставили и свой след. Кроме уже названных: дер. Колки Кутафинского сельсовета Кромского района, реки Раковки, -- мы отнесём к этому ряду и топонимы: дер. Раевка, Никитинского сельсовета Новодеревеньковского района; дер. Раевка, Галичинский с/с Верховского района; дер. Раевка и пос. Раевский Берёзовский с/с Покровского района.

Все эти населённые пункты находятся в пределах Муравской дороги, в РАЙКИХ местах, где звучит долго несмолкаемое эхо.
В этом контексте можно назвать и село Орево Краснозоренского района – орать, т.е. кричать.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии