131. В. Агошков. Орельск. места. Посол, Киев, Тула

131. В.Агошков.

Орельские места.

Посол, Киев, Тула.

ПОСОЛ КОЛ КЛЕКОВ. С. Лесной в очерке "О послах Руссов к грекам в 945 году" назвал посла под именем: КОЛ КЛЕКОВ. Автор ссылается на Томсена, считавшего, что "это старонорвежское Kollr, также Collo,Coll некоторых документов".
Нам кажется, писал С.Лесной, что незачем прибегать к иностранным Kollr'aм, когда есть чисто-русское слово "кол", а что подобные слова могли употребляться в качестве имён, говорит имя Кый (Кий, т.е. длинная, прямая жердь).

И далее: "В пользу того, что КОЛ был славянин, говорит и то обстоятельство, что послал его некий "КЛЕК". Томсен идентифицирует его в "Klakki", Но сам же ставит рядом знак вопроса. Корень "КЛЕК", неоспоримо, славянский (клекотать, орлиный клёкот и т.д.)".

Нужно заметить, что С.Лесной редко соглашался с неким Томсеном, который очень аккуратно исследует вопрос происхождения имён послов и купцов, отправившихся в Грецию. Конечно, мы на стороне С.Лесного, но нужно отдать должное и Томсену. Последний указал, что имя Кол – от старонорвежского Collo, Coll. Мы не знаем, представителем какой страны был посол по имени КОЛ, но склонны считать, что имя его означало КОЛОКОЛ (Collo). А такое имя могло принадлежать человеку любой европейской национальности.
 
 
ПОСОЛ КОЛ УМЕЛ ГЛАГОЛИТЬ. И послал Кола (Колла) некий КЛЕК. С.Лесной, доказывая "славянство" корня "клек", приводит ответ, отвечающий нашим поискам: клекотать, орлиный клёкот. Иными словами: Большой Колокол – Клек послал в Грецию Кола поменьше (сына, младшего брата и пр.)
.
Конечно, можно принять и точку зрения С.Лесного, что Кол есть "кол", т.е. палка, дубина (которой бьют по колоколу?!). Не хочется верить в то, что КЫЙ – это "длинная, прямая жердь". С определением длинная ещё можно согласиться. Сравни: КИнул, КИно, КИлометр, КИтай, КИр  (персидский царь) и пр.

А вот "жердь" принять трудно. КЫЙ – это божество, которое "воспроизводит самого себя" (в КИно, КИлометрах – кадры и километровые отметки следуют друг за другом). Таким образом, КЫЙ, КИЙ – божество, распространяющее своё влияние на большую территорию. Скорее всего, носитель имени Кый пришёл с востока, от тюркоязычных народов.
 
Отсюда, город КИев есть город Кыя – Кия, основателя древнерусской столицы. На юго-восток от Киева тысячу лет назад находилось "государство" Дешт-Ы-Кыпчак, населённое половцами, хазарами, тюрками и прочими степными племенами. Кыпчак – Кипчак содержит КЫ-КИ. Кто стоял у истоков этого КЫ-КИ-, сказать трудно: сарматы, скифы?!
 

КИБИТКА. САНИ. Многие считают, что КОЛЯСКА – от общеславянского КОЛО (колесо). Но не исключено, что в основу названия легло понятие "колокольности", звона, которое возникает при движениях коляски по земле.

В этом смысле и БРИЧКА – от итальянского biroccio (двуколка). БИРОККИО – рокот? ТАРАНТАС – от "тарантить" (у нас говорят "тарахтеть" – болтать.

КИБИТКА – от татарского kibit – лавка, будка. Кибитка – это и переносное жилище кочевых народов. И в лавке, и в жилище-кибитке всегда находятся люди - "колокольцы".

САНИ – от церковно-славянского сань – полоз, змея. И сани, скорее всего, получили своё имя не от того, что они ползли, как змея, а потому, что "шипели", скрипели полозья при движении по снегу.

КОЛОКОЛКИ. ДВУКОЛКИ. КОЛЕСО. Колки, колесо, колокольчики, колосья… От этих слов веет очень древней стариной. Учёные считают, что колесо появилось вначале в виде сплошного деревянного диска на Древнем Востоке в 4-м тысячелетии до н.э. Прошло ещё 2000 лет, чтобы придумали облегчённое колесо – со спицами и гнутыми ободами.

ТЕЛЕГА – тюркское слово, которое означает "круг, кольцо, катить". Если мы правы в своих рассуждениях, то слово ТЕЛЕГА произошло от КОЛО – ЧЕЛО – ЧЕЛЕГА – ТЕЛЕГА?! Иными словами, русский звук "К" на тюркской почве перед "Е" дал не звук "Ч", а "Т". КОЛО – ЧЕЛО – ТЕЛО?! КУРА = ТУРА?!
 

КОЛО – ТОЛО – ТУЛА. Может быть, от КОЛО произошло название города ТУЛА?! В этом случае надо признать монголо-татарский след в образовании данного центра. Посмотрим, что говорят тульские краеведы. Вот первое упоминание в Никоновской летописи: "Святослав Ольгович иде в Рязань, и быв в Мченске, и в Туле, и в Дубке на Дону…".

Святослав находился в Туле в 1146г. Однако тульские исследователи "недоверчиво" относятся к этой записи, считая её "домыслом автора", поскольку в других, более ранних летописях, упоминаний о Туле нет. К слову, мценский писатель-краевед Алексей Макашов на основании вышеприведённых сведений построил своё доказательство того, что город Мценск на один год старше Москвы! Отдадим должное тулякам в стремлении докопаться до истины.

В 1382г Дмитрий Донской и Олег Рязанский подписали договорную грамоту:
"А что место князя великого Дмитрия Ивановича на Рязанской стороне Тула, как было при царице при Тайдуле, и коли её баскаци ведали, в то ся князю великому Олгу не вступати, и князю великому Дмитрию".

 Скорее всего, говорят краеведы, в грамоте говорилось о ТУЛЬСКОМ баскачестве, учреждённом татаро-монголами. Впрочем, на Украине словом МЕСТО обозначают населённые пункты. Поэтому не исключено, что Тула как место и было городом! Итак, города’ Тула и тем более Коломна были поименованы от слова КОЛО (коле+со); впрочем, Тула – Тола могла произойти и от глагола ТОЛОЧЬ (СЯ).

Поскольку место Тулу "баскаци ведали", то сюда шли со всей округи люди и несли дань: Тула – место, где ТОЛКЛИСЬ, ТОЛКОВАЛИ. И в этом смысле Тула находилась на бойком, колокольном месте…

А может быть, "царица Тайдула" стала причиной названия Тулы: ТАЙ + ДУЛА. ТАЙ как "приставка" + ДУЛА, т.е. ТУЛА. ТУЛА – ТОЛА – ДОЛА – долина – ладонь. Место, которым  вЛАДела царица.

ПОЛЕ  КУЛИКОВО – ПОЛЕ  КОЛОКОЛОВО.
Выпуск № 17.
Компьютерный набор – Н.П. Тимаков.

(С) В.И. Агошков, 2003г.


Рецензии