132. В. Агошков. Тула - Стул Стол. Рожок

132. В.Агошков. Тула - Стул/Стол. Рожок.

НЕМЦАМ – РОЖОК,
РУССКИМ – КОЛОКОЛЬЧИК.
(продолжение, см №17).

ТОПОНИМИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ: ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ.
Выпуск  №18.
г.Орёл – пгт. Кромы – 2003г.

ТУЛА –
МЕСТО ДЛЯ СТУЛА – СТОЛА КНЯЗЯ.

НА ГРАНИЦЕ СТЕПИ И ЛЕСА. В 1907г в Санкт-Петербурге вышла книга П.И. Якоби(я) «Вятичи Орловской губернии», в которой он рассказал и о городе Туле. Земля вятичей, писал он, представляла «великий лес», тянувшийся вдоль Верхней Оки, главным образом по левой её стороне. Лес этот составлял сам по себе защиту, дававшую возможность вятичам отстаивать так долго успешно свою независимость.

Точно так же большие леса тянулись на юго-восток, охватывая, таким образом, как дугой, северную часть степи. Вершиною дуги, замком свода была Тула, через которую проходила дорога в Северные области, сначала в Рязанскую, позже в Московскую. Тула стояла на границе северной лесной области, имевшей оседлое население, с южной степью, областью кочевников, которая начиналась от Тулы и Пронска.
 
П.И. Якоби(й) отмечает, что все военные походы с юга на север неизбежно шли через Тулу. Муравским шляхом ходили крымцы в Московский период; в средине XII века Святослав Ольгович «иде в Рязань, и был во Мченске и Туле». Тула была центром, географическим и военно-административным, оборонительной линии («Тульской») от Путивля и Рыльска на Трубчевск, Пронск, Старую Рязань, позднее на Тамбов и Саратов. На этой линии воздвигались деревянные укрепления и засеки, и только в Путивле, опорном пункте, и в Туле, центре укрепления, были построены каменные (1530г).
 
 
ТУЛА – КЛЮЧ МОСКВЫ. Только тогда, когда Самозванец занял Тулу и открылась дорога на Москву, московские бояре прислали ему депутацию. Таким образом, Тула была стратегическим ключом. Тула, считает автор, есть слово не русское. В.И. Даль предлагает слову ПРИТУЛИТЬ объяснение: дать пристанище, убежище, кров. (То же можно сказать и про Кромы).

 Притулиться – пригнуться, спрятаться. ТУЛ – по-фински ОГОНЬ. Тула – местопребывание огня, очаг, дом, жилище – семьи ли, или целого города, рассматриваемого как клан (очаг Весты в Риме, очаг древних городов в Акрополях); подать на Руси брали с «дыма». Тулома – в переводе есть Домовая река, типичное образование для реки в финской области.

Якоби(й) высказывает предположение, что загадочное УЛЬТИМА ТУЛЕ означает последнее, т.е. крайнее, жилище, обиталище человека, последний очаг, за которым уже нет более обитаемых мест….

Заметим, что автор поддерживал точку зрения некоторых исследователей, которые считали вятичей финнами. Однако П.И. Якоби(й) ничего не пишет про Тулу как «тулицу – стулицу – столицу» края, место, где стоял сТУЛ, т.е. СТОЛ князя. Н.Шанский и др. дают такое толкование слова СТОЛ: общеславянское, образовано с помощью перегласовки и темы –Ъ от СТЬЛАТИ – «стать». Первоначальное значение – «подстилка», затем – «СТУЛ» (см. ПРЕСТОЛ) и, наконец, «СТОЛ».
 
 
НЕМЦАМ – РОЖОК,
РУССКИМ – КОЛОКОЛЬЧИК.
 
ЯМЫ – ПОСТОЯЛЫЕ ДВОРЫ. Примерно через 20 километров на почтовых трактах находились ямы, т.е. постоялые дворы. Ямщик, подъезжая к такому яму, громко свистел. Хозяин постоялого двора или его помощник тут же выводил для смены свежих лошадей. Таким образом поддерживалась более-менее высокая скорость доставки людей и корреспонденции.

Адам Олеарий – немецкий путешественник, дипломат и учёный – в 30-е годы XVII века побывал в России и отметил, что ямщики имели рожки из бычьего рога. Тем не менее, возчики предпочитали рожку именно свист, как повелось в старину.
Однако в Западной Европе почтовый рожок пользовался спросом. И.В. Гёте – немецкий поэт – писал: «Труби же ты в рог свой…». В начале XVI века в Германии появляется имперская почта Турн – Таксиса. Её непременным атрибутом стал почтовый рожок. Правда, сначала рожки выдавали конным почтальонам, а затем и кучерам почтовых дилижансов.

Рожки были не у всех. Тот, кто их имел, пользовался правом беспрепятственного проезда. Сейчас, например, все водители на трассах пропускают вперёд высокопоставленных чиновников, о чём извещает сирена. Рожок освобождал от уплаты дорожных денег. Городские ворота открывались на звук рожка и пропускали почту, в то время как остальные дожидались утра.

Население, заслышав звук почтового рожка, радовалось и спешило на почту – нет ли новостей от родственников. Четыре столетия западные европейцы рождались, жили и уходили в мир иной под звуки рожков. Конечно, всё это способствовало тому, что поэты, музыканты прославляли рожок, ставший символом единения людей, их благополучия.
 
 
РОЖОК ИЛИ СВИСТ. Пётр I, побывав в Западной Европе, привёз оттуда не только флаг, но и почтовый рожок. В 1714г начала действовать верховая почта на Рижском тракте, между Петербургом и Нарвой. 30 декабря 1714г царь издал Указ: «…для ординарной почты и штафетов… купить рожки, а для учения взять одного из Рижских почтальонов…». Учил Пётр I русских мужиков и косить, хотя косы были известны на Руси в глубокой древности, о чём говорят археологические раскопки.

Полковник Вебер стал в Петербурге очевидцем того, как один новый почтальон отказался играть на почтовом рожке, «уморил себя из злости крепкой водкой, предпочитая скорее умереть, чем приставить к губам немецкий инструмент».
 
 
РУССКИМ – КОЛОКОЛЬЧИК. А.Н. Вигилев в книге «История отечественной почты» писал: «Рожок не прижился у русских гонщиков. Современники сообщают, что по дорогам мчались почтовые и курьерские подводы с лихим посвистом и криками: «Эй, родимые, грабят!»…

Выдропужский охотник Николай Логинов в 1721 году за свист был бит батагами. Всё бесполезно. Рожок так и остался неприменяемым атрибутом русской почтовой гоньбы». 18 декабря 1836 года вышел Закон о снабжении почтовых повозок КОЛОКОЛЬЧИКАМИ, запретив употребление их частными возчиками. Однако колокольчики в почтовых тройках стали применяться более чем за полвека до принятия Закона, который лишь утвердил сложившиеся положение.

ШТРАФЫ. Точно так же, как сейчас некоторые «крутые» водители применяют и сирену, и «правительственные» номера, раньше возчики частных лиц стремились побыстрее получить и лошадей на постоялых дворах, и никому не уступать дорогу.
Римско-германский император Фердинанд I в Почтовом Уложении XVI века предписывал: «Тот, кто незаконно пользуется почтовым рожком, платит 50 золотых гульденов». Этот штраф был в два раза больше годового жалованья почтмейстера. И в России исправники следили за тем, чтобы ямщики не использовали колокольчики не по назначению.

Сигнальный колокольчик издавал далеко слышимый звук. А если их было не один, не два, а три и больше! Поэтому уже тогда в городах велась борьба с шумом: при въезде в город язычки колокольчиков подвязывались. Однако курьерские и фельдъегерские тройки проскакивали города с колокольным звоном в любое время суток.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии