Украйна глухо волновалась

Летом Русская православная церковь отметит 1025-летие со времени образования. Вернее – столько времени прошло от Владимира Крестителя, утвердившего для нас веру. И дату надлежит отметить достойно, потому что православие осталось последним, что объединяет восточных славян на нашей Земле.
Но, думаю я, на сей раз столкнемся мы не с братским пониманием, а с откровенными раздраем, ибо началом всему и камнем преткновения становится Киев.
А что мы имеет теперь на Украине? Мы имеем там ТРИ независимых – во всяком случае – заявляющих о своей независимости одна от другой – церкви. Первая есть Украинская православная церковь Московского патриархата. Возглавляет её сподвижник патриарха Кирилла митрополит Владимир.
Вторая – самозваная Украинская православная церковь под скипетром самозваного же патриарха Филарета. Она не признана ни одной поместной православной церковью.
И третья – Православная Униатская церковь, признающая над собой примат Папы Римского.
Не будем рассматривать межцерковные расхождения, просто отметим: все три церкви вышли из днепровской купели Владимира Крестителя. Вернее – нету никаких трёх церквей, а есть одна – Русская православная.
Но то, что очевидно любому верующему, совсем не является истиной для многих нынешних иерархов и политиков. Думаю – патриарх Кирилл непременно поедет в Киев на празднование, и думаю ещё, что начнут ему выдвигать разные условия, и как они совместятся с «патриархом» Филаретом на одной молитвенной площадке – не знаю.
И я здесь не стану доказывать правоту, либо ошибочность взглядов русских и украинцев, самих украинцев между собой. Просто напомню ход событий, приведший к нынешнему противостоянию православных.
Для начала вспомним, что представляла из себя Киевская Русь до крещения. Это было мощное средневековое государство, говорящее на одном языке и исповедующее единую религию – ведический Сабон. Киевские князья были породнены со многими Европейским дворами и на равных , в военном и торговом отношения, противостояли самой мощной тогдашней державе – Византийской империи.
Русь простиралась от Венгрии на Западе до тюрских поволжских степных кочевий, от новогородского Груманта (Шпицбергена) – и поморского побережья до самых Рифейских гор (Урал) на севере до Тмутаракани и Русского – (Чёрного) моря на юге.
Эта страна уже тогда по площади была самой большой на тогдашней политической карте Европы. Этнически Русь распадалась на несколько земель, но различия крылись не в бытовом, либо общественном различиях, а в особенностях веры. Одни и те же боги в разных землях «ведали» не всегда похожими устоями жизни. Тот же Перун, который у полян и северян был верховным божеством, для вятичей и кривичей оставался «подсобником» у Ярилы. А Дажбог Галицкой земли признавался главенствующим и у соседних западных славян – чехов и ляхов.
Но при всей пестроте, общекультурное поле Киевской Руси оставалась единым. Его скреплял, сшивал по кромкам язык, который во всех старинных источниках так и назывался - руский.(Замечу, что с двумя «с» слово «русский" начали писать лишь в Х!Х веке, с подачи Н.М.Карамзина). Да – более того, язык этот во времена Киевской Руси был понятен и расхож у западных славян, и единоплеменникам в те времена переводчики не требовались.
И древние летописи, и народные былины, и сказы той поры дошли до наших времен только на русском языке.
Государственным и вообще единственных языком Киевской Руси был русский. И нет никакой случайности в том, что знаменитое «Слово о полку Игореве» написано на русском языке. «Хочу бо, рече, копие преломити конец поля Половецкого, с вами, Русичи, хочу главу свою приложити…» - обращался князь Новгорода Северского к своим ратникам.
Я немного остановлюсь на Северской земле, с вашего позволения. Именно она нынче распорота, распалась на русские и украинские области. А изначально центром её был «русский город» Чернигов. Входили сюда до сотни городов, с Курском, Вжищем, Путивлем, Новгород-Северским, Дебрянском, Белгородом, Серенском , Трубечем и другими. Это было самое сердце, самая середина Киевской Руси – густонаселенная и торговая. Вот как виделась жизнь на Руси из Византии. Император Константин Багрянородный в начале десятого века писал, что Русь поставляла в его страну пеньку, воск, мед, меха, изделия из железа, шерстяное сукно и льняное полотно, канаты, холстину, хмель, сало и говяжий жир, овчины и шкуры. Даже клыки моржей (Помните – я говорил вам о руском Шпицбергене?).
И – нигде, ни у европейских, ни у арабских хронистов нет ни слова об Украине. И «Повесть веменных лет", с записью о крещении Руси, написана на русском языке. Вчитайтесь вот в эти строки: «Епископ же Корсунский с попы и царицы, огласив, крести Ворлодимера…Се же видевшее дружина его, мнози крестишася… Володимер, приде Киеву…повеле кумиры исповрещи, овы исекщи, а другие огневи предати; Перуна же повеле привязати коневи к хвосту и влещи с горы по Беричеву на Ручай, 12 мужа пристави тети железьем».
Добавлю, что почти за двадцать лет до крещения в Днепре на Руси уже существовала православная епархия. Её основал князь Киевский Святослав Храбрый на месте покоренной им Хазарии. Византия согласилась уступить Киеву земли бывшего Каганата на условиях введения там христианства. Тут – отдельная история,я касался её в очерке «Слово о Святославе Храбром».
А мы же вернемся в Киев. При Владимире Святом не вся Русь, но Киевская земля, стала канонической территорией Контстантинопольского патриархата. В Переяславле , под Киевом, была основана кафедра для киевского митрополита Михаила.
А в это же время Чернигов и вся Северская земля приняли крещение от болгар, от патриарха Охридского. Канонически Русь распалась уже тогда. Рюриковичи в Киеве были «под Царьградом», Ольговичи в Чернигове – «под болгары». Сами болгары имели автокефалию, и противостояли «еллинам». Там шла война на истребление. Особенно жуткая история случилась , когда император Василий разгромил болгарского царя Самуила. Тогда «ромеи» взяли в плен 14 тысяч болгар. И Василий велел ослепить всех болгар. А в каждой сотне оставил по одному зрячему, даже и этому несчастному выколов один глаз. И в таком виде отправил пленных на родину, к царю Самуилу. Увидев вернувшуюся слепую рать, Самуил сошел с ума. А Василий получил в истории прозвище Болгаробойца.
Так вот – двойственность церкви в Киевской Руси сохранялась до монгольского нашествия. А когда Батый покорил Русь, митрополит Кирилл II перенес кафедру из сожженного Киева в далёкий лесной Владимир. И во Владимирской Руси образовал независимую от Константинополя автрокефальную православную митрополию.
А земли Киевской митрополии остались под каноническим управлением Контантинопольского патриарха . И тогда же во Владимирской Руси, именующей себя по отношению к уничтоженной Киевской Великой Русью, появилось определение – Малая Русь. И еще Край, Окраина, Украйна. К сведению – слово Украйна применялась не только к Малороссии. Была еще и Астаханская Украйна, Владимир Иванович Даль сообщает, что «Сибирские города встарь зывались украйными».
А, собственно, земля Малороссии, опустевшая после монгольского нашествия, начала постепенно заселяться колонистами из польских, чешских, венгерских Краин. Сюда пришли люди иных культур, и здесь начал образовываться новый этнос – уже не русский, но еще и не, собственно, европейский. Начал складываться язык – что-то среднее между русским и польским. Для примера возьмем хотя бы слово «кровь». По-польски оно звучит, как «крев». На Украине оно известно, как «кров».
Но во времена Киевской Руси слова «кров», в значении «кровь», - не было! «И убежаши крови пролити ,приде Олег к Киеву, неся злато,и паволоки..(ПВЛ)». Можно и приземлённее пример найти. Скажем, по-русски мы говорим «свинья». У поляков она – «швыня». Украинское промежуточное – «свыня». И так – почти во всем. Условно говоря – украинский язык – это попытка привести к единому русские и польские наречия.И выдать это за самостоятельный язык.
А земли киевской митрополии вошли в состав Русской православной церкви во времена Алексея Михайловича, по воссоединении Украи ны с Россией.
…Впрочем – я затеял этот разговор к тому, что 28 июля, в день памяти Владимира Крестителя, в Киеве непременно столкнутся две мировоззренческих традиции – великорусская и малороссийская. И очень обидно, что православие, которое должно нас объединять, нынче становится яблоком раздора. И даже общий церковнославянский язык раскалывается по религиозному признаку. И это очень не понравилось бы Владимиру Святославичу, князю града Киева – Матери городов русских, любимым изречение которого было : « Да не посрамим же земле Руские»…


Рецензии