133. В. Агошков. Звон крови. История колокола

133. В.Агошков. Звон крови.

История колокола.

«РАКОВИННЫЙ ЗВОН КРОВИ…».
 

 
ЗВОН КРОВИ. В своём произведении «Другие берега» русско-англоязычный писатель В.В. Набоков одним предложением ответил на вопрос, а почему именно колокольчики прижились на русской почве! Он сказал удивительные по силе проникновения в русскую духовную суть слова: «Саней нет как нет; бубенчики их – лишь раковинный звон крови у меня в ушах».

Другой русский писатель, эмигрировавший на Запад, И.А. Бунин как-то заметил, что только русские могут понять его чувства, навеянные, например, запахами степи.

Запад не мог оценить «раковинный звон крови» В.В. Набокова, поскольку, напомним, в их ушах был звук рожков, а не колокольчиков. И только тогда, когда Набоков переключился с русских колокольчиков на западные «рожки», написав мрачную «Лолиту», его тут же объявили гениальным.

Жаль, что и у нас теперь больше проповедуется «рожковский» Набоков, а не «колокольный».
 
ИСТОРИЯ КОЛОКОЛА. Тем не менее историки считают, что Византийская церковь переняла колокола у римлян. В IX веке первые колокола появились в храме святой Софии, расположенном в г.Константинополе. Через век с небольшим и тоже в храме Софии г.Новгорода подвешиваются колокола, как и в Десятинной и Ирининской церквах г.Киева. Интересно, что некоторые учёные полагают, что колокола церковные к нам пришли не из Византии, а из всё той же … Германии.

Однако если в Германии почтовые тройки пользовались рожками, то в России – колокольчиками. А.К. Ганулич писал, что «своим рождением почтовый колокольчик, несомненно, обязан особому распространению церковных колоколов в России и особому отношению к ним в народе как явлению национальной культуры. Недаром широко бытовали легенды о происхождении ямских колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова, олицетворявших свободу и независимость».

Вторым моментом, способствующим внедрению почтовых колокольчиков, данный автор считает наличие ПОДШЕЙНЫХ колокольчиков, которые подвешивались на шею животных при их свободном летнем выпасе. Среди близких родственников поддужного колокольчика называются колокольчики: настольные (столовые), рыбацкие, коридорные, дверные и т.п.

Мы уверены в том, что рожок мог бы прижиться на русской почве, если бы в России к тому времени не существовали КОЛОКОЛЬЧИКИ. На чистом листе бумаги можно написать без «помарок» всё, что угодно. Но исправить уже что-то написанное гораздо труднее – легче переписать всё заново.
Заменить колокольцы рожками правительство было не в силах, поскольку ямщики и простые возницы впитали колокольный звон в свои души.
 
 
КОЛОКОЛЬНЫЕ МЕСТА. Степь к югу от Оки называлась РАКОВЫЕ КОЛКИ, т.е. райкое, звонкое место. Река Раковка восточнее г.Новосиля – река Райковка, т.е. шумная. КОЛКИ – колоколки. Река, которая гремела на перекатах, колоколила! А потому, например, приток реки Оптухи назвали КОЛОКОЛЬНЯ, вернее – Колоколка. Под городом Черниговом на Украине имеется КУЛИКОВСКИЙ район. Под городом Орлом – село Большая Куликовка и деревня Малая Куликовка.

В Тульской области – Куликовское Поле. Город Малоархангельск стоит на речке Куликов Ржавец. Не исключено, что все эти топонимы и гидронимы связаны с КОЛОКОЛОМ.

Посмотрим, что пишут Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В.Шанская в «Кратком этимологическом словаре русского языка» (1972г.) о слове КОЛОКОЛ:
– Общеславянское. Восходит к *kolkolъ, представ-ляющему собой удвоение звукоподражательного корня *kol- и пережившему изменение –OL- в –OLO- (сравни: старосла-вянское КЛАКОЛЪ). Такое же удвоение наблюдается в древнеиндийском KALAKALAS – «беспорядочный шум, крик», литовское * KALKALAS – «колокольчик».

Этот же корень без удвоения выступает в латинском слове CALO, – ERE – «восклицать, созывать», греческое – KALEO – «зову», древне-верхненемецком hellan – «звучать» и т.д. и является глухим вариантом слова ГОЛ- (см. ГЛАГОЛ – «речь, слово, голос»).

 
КОЛОКОЛ – РОТ С ЯЗЫКОМ. Выходит, что как только зазвучал человеческий голос, тут же появилось понятие КОЛОКОЛ! Не есть ли наш  РОТ с ЯЗЫКОМ тем же КОЛОКОЛОМ?! Тогда слово ЧЕЛОВЕК – это КОЛОВЕК, тот, кто век говорит, т.е. колоколит!

Может быть, с этим как-то связан и сказочный персонаж КОЛОБОК?! Западной Европе, расположенной среди гор, привычнее РОЖОК ещё и потому, что возник он из слова РОГ – рожать. У славян, пришедших на Днепр, Дон, Оку, Десну, тоже был языческий бог СВАРОГ. СВА – Солнце, РОГ – рожать. СВАРОГ – рождающий Солнце. Запад, таким образом, как и наши предки – славяне, на первый план выдвигали РОЖДЕНИЕ, ПЛОДОВИТОСТЬ.

Не случайно у славян ВИТА – это жилище (от слова «жизнь»). ВИТА – слово латинское. Греки звук «В» заменяли звуком «Б»: отсюда БИОС – «жизнь». Посмотрим, что говорят учёные об этимологии слова ЧЕЛОВЕК:

– Общеславянское. Происхождение не ясно. Возможно, является сложным словом, состоящим из ЧЕЛО и ВЕК. Первая часть – ЧЕЛО – имеет значение «ВЕРХ, ВОЗВЫШЕННОСТЬ», откуда далее – «высшее качество» (см. ЧЕЛО); вторая – ВЕКЪ – значение «СИЛА» (ср. увечить, см. ВЕК). В этом случае первоначальное значение ЧЕЛОВЕКЪ может быть определено как «обладающий полной силой, взрослый мужчина».

ЧЕЛО (лоб). Общеславянское. Вероятно, суффиксальное образование от глагольной основы, выступающей в литовских словах KELTI «поднимать» (ср. лит. KALNAS – «гора»), лат. EXCELLO – «возвышаюсь, поднимаюсь» (ср. лат. CELSUS – «высокий»). первоначальное значение – «гора, возвышенность».

ВЕК. Общеславянское индоевропейского характера. Первоначальное значение «сила, здоровье» (ср. увечье с приставкой У- в отрицательном значении).

УВЕЧИТЬ. Собств. – русское. Первоначальное значение – «лишить силы». Преф. У- в отрицат. значении (см. убогий).

Итак, ЧЕЛОВЕК – это ГОРА, обладающая СИЛОЙ! ЧЕЛОВЕК – это КОЛОВЕК – сильный, звучный колокол?! Тот, кто обладает магией ГЛАГОЛА – умением говорить?!
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии