Подводная лодка Фултона Наутилус

«Наутилус» Фултона 

 В 1800 г. американец Фултон построил во Франции подводную лодку «Наутилус».

  Она имела обтекаемую сигарообразную форму при длине 6,5 м и диаметре 2 м. В остальном  «Наутилус» по своей конструкции очень напоминал «Тартю» Бюшнеля. Погружение достигалось  путем наполнения балластной  камеры (а), находившейся в нижней части корабля. Источником движения в погруженном состоянии была сила команды, состоявшей из трех человек. Вращение рукоятки (б) передавалось на двухлопастный винт (в), который и обеспечивал лодке поступательное движение. Для движения на поверхности использовался парус (г), крепившийся на складной мачте. Скорость хода на поверхности составляла 5-7 км/ч, а в погруженном состоянии около 2,5 км/ч. Вместо вертикального винта Бюшнеля Фултон впервые применил два горизонтальных руля, расположенных сзади корпуса как и на современных подводных лодках. На борту «Наутилуса» имелся баллон со сжатым воздухом, позволявший находиться под водой в течение нескольких часов.

   После нескольких предварительных испытаний судно Фултона спустилось по Сене до Гавра, где состоялся его первый выход в море. Испытания прошли удовлетворительно: в течение 5 часов лодка со всем экипажем находилась под водой на глубине 7 м. Неплохими были и другие показатели - расстояние в 450 м лодка преодолела под водой за 7 минут. В августе 1801 г. Фултон продемонстрировал боевые возможности своего судна. Для этой цели на рейд был выведен старый бриг. «Наутилус» приблизился к нему под водой и взорвал при помощи мины. Впрочем, дальнейшая судьба «Наутилуса» не оправдала надежд, которые возлагались на него изобретателем. Во время перехода из Гавра в Шербург он был настигнут штормом и затонул. Все попытки Фултона построить новую подводную лодку (он предлагал свой проект не только французам, но и их врагам англичанам) не увенчались успехом.

Великие изобретения  http://proza.ru/2011/03/26/354


Рецензии
Для меня всегда было загадкой, как все эти древние субмарины всплывали? Ну, с погружением всё, более, или менее ясно. Открути от винной бочки кран, вставь его в борт субмарины и готово. Открыл кран, специальный отсек, или кожанный бурдюк, как на субмарине Ван Дребеля, наполнился водой. Лодка утопла. Но, чтобы всплыть, нужно эту воду как-то выгнать из лодки. Но как? Ручным насосом?

Михаил Сидорович   11.12.2015 18:02     Заявить о нарушении
Я думаю, что это однозначно был насос, приводимый в действие мускульной силой человека. Ничего другого представить невозможно. Сжатый воздух - более позднее изобретение.

Константин Рыжов   12.12.2015 17:15   Заявить о нарушении
Тут не всё так просто. Как я помню ещё из курса физики, тело способно плавать под водой только в том случае, если его плотность точно совпала с плотностью воды. Если оно выше, тогда тело всплывает, если она ниже, тело тонет. Практически достигнуть точного совпадения невозможно, особенно тогда. Значит, после заполнения ёмкостей, лодка должна была тонуть. Чтобы этого не произошло, нужно привести лодку в движение и регулировать глубину погружения с помощью рулей глубины.

Но для этого надо знать какова глубина. Куда рулевому рули-то поворачивать, вверх, или вниз? То есть её надо измерить. а для этого нужен подводный барометр. Причём ртутный баромерт тут не годится.

Если такая лодка остановится под водой, она ляжет на дно (утонет). Каждые 10 метров глубины прибавляют одну атмосферу давления. На какой глубине эту мелкую скорлупку раздавит?

Пётр Первый пытался реконструировать субмарину Ван Дребеля (потаённое судно). Испытани закончилось тем, что лодку раздавило уже на небольшой глубине. После смерти Петра, работы забросили.

Теперь представим, что субмарина легла на дно, но не раздавлена. Как всплыть? Рули глубины не работают, потому, что лодка остановилась. Чтобы привести лодку в движение, нужно включить винт. Но поскльку лодка лежит днищем на дне, она не может сдвинуться с места.

Что делать? начать откачку воды из резервуаров с помощью ручного насоса? Но как преодолеть высокое давление за бортом?

Легко было Жюдь верну заставить "Наутилус" всплыть с глубины 4 лье с помощью насосов, да так, что после всплытия, его ещё в воздух подбросило.

Михаил Сидорович   13.12.2015 07:36   Заявить о нарушении
Михаил, о первых подводных лодках я собирал материал давно и сейчас многого не помню. Но мне кажется, такой проблемы (всплывать со дна) перед Фултоном никогда не возникало. Поскольку эта лодка в конце концов утонула, очевидно, она имела какие-то изъяны. Я, кстати, после вашей рецензии попытался покопаться в Интернете, однако ничего путного не нашел. Основные сведения о Фултоне для своих очерков я в свое время почерпнул из достаточно содержательной брошюры В.С. Виргинского "Роберт Фултон", М., 1964.

Константин Рыжов   13.12.2015 07:48   Заявить о нарушении
Ещё меня несколько удивил гребной винт. Неужели он тогда уже был изобретён? А почему тогда пароходы шлёпали колёсами? Ведь эффективность работы гребного колеса зависит от глубины погружения, а та в свою очередь - от загрузки судна.

Ну, и проблема гермитизации. Ведь это не просто добиться, чтобы вода не затекала внутрь лодки через отверстие для оси, тем более под высоким давлением.
Помните, как чугунная бомба плакала глицериновыми слезами, когда к ней присоединили вертикальную трубу 6 м. и заполнили её глицерином?

Так же и мина. Чем она была начинена? Как был устроен взрыватель? Ведь единственным взрывчатым веществом был дымный порох. А взрывать-то надо было под водой!

Михаил Сидорович   13.12.2015 09:51   Заявить о нарушении
У меня осталось смутное воспоминание, что впервые идея использовать архимедов винт для подъема воды в качестве движетеля высказывалась еще в XVI веке. Но я не нашел сейчас в своих конспектах подтверждения. Википедия указывает на 1752 г. Идея якобы принадлежала Даниилу Бернулли. В пароходостроении гребной винт впервые был использован в 1787 г. Фитчем http://www.proza.ru/2012/12/13/456
Проблема герметизации, как мне кажется, не стояла. Ведь надводные корабли герметизировали с древности. К тому же проблема герметизации была решена для гораздо более сложных технологических процессов: Уаттом (в 1782 г.)для своего парового двигателя и Модсли (в 1795 г.) для гидравлического пресса. Как был устроен запал в минах я в точности не знаю, но известно, что уже в 1776 г. подводная лодка Бюшнеля провела успешную атаку на английский фрегат в боевых условиях (подлодка Фултона, как известно, в боевых условиях себя не оправдала, но показательный подрыв так же проводился).

Константин Рыжов   13.12.2015 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.