Таджикский праздник. Золотая цепь преемственности
11 марта у моих коллег из Таджикистана – национальный праздник – «День печати».
Подумать только! На том же (пусть, и Дальнем) Востоке, 11 марта 106 года – Цай Лун получает бумагу из волокон бамбука, а…. в 1912 году, 11 марта в Бухаре выходит в свет первый номер газеты «Бухорои Шариф» («Священная Бухара»), понятное дело, на национальном, таджикском языке. (Невозможно не заметить, что второе слово в названии газеты подозрительно похоже на американское слово «шериф»))…).
Любопытно, что тогдашнему бухарскому эмиру периодическое издание не пришлась по нраву и, вскоре газету закрыли. Эх, хочу подчеркнуть от себя лично, – очень недальновидное решение: иметь своё СМИ – мечта любой мало-мальской «организации» (не говорю уж о государственных структурах). А что такое Бухара 1912 года?! – телефона нет, телевизора нет, радио нет… Закрыв газету, бухарский эмир лишил «зрения, языка и ушей» не малограмотный народ, а, в первую очередь, себя самого, отказавшись от такого лелеемого всеми правителями инструмента власти «над умами народных масс». (Впрочем, на полуграмотный народ газетой-то несильно и повлияешь, а у того у эмира, похоже, были свои, веками проверенные национальные способы общения с собственными подданными. Мда…).
К газете, как таковой, я ещё непременно вернусь. А вот что меня на самом деле приводит в «священный ужас», так это возможность стремительной деградации народов (цивилизаций!), относительно недавно «шагавших впереди планеты всей».
В частности, Бухара – один из древнейших городов Центральной Азии, возраст которой превышает 2500 лет. Один культурный слой на территории города составляет более 20 м (!): на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н.э.
Ведь это через неё (совсем, казалось бы, недавно) пролегал «Великий шёлковый путь», а на территории города-крепости размещалось более 60 караван-сараев, где можно было встретить купцов из Индии, Китая, Ирана и других стран. (Отчего местные жители – не будучи учеными, поэтами или философами, а по обстоятельствам – знали тогда, как минимум, по нескольку языков).
Расцвет начался, когда Бухара была выбрана столицей государства, при Исмаиле Самани (892 – 907 гг.). В X веке город стал сосредоточием высокой культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники, такие, как историк Наршахи, поэты Рудаки, Дакики, медик и математик, энциклопедист Абу Али ибн Сина (Авиценна) и др.
Архитектурные ансамбли того времени являются лучшими образцами творений средневековых зодчих (сохранилось множество памятников жилой архитектуры, дворцов, бань и торговых сооружений). Например, минарет Калян – один из шедевров бухарского зодчества… По приглашению караханида Шамс аль мулька (1068 – 1080 гг.) в Бухаре работал выдающийся поэт и ученый Омар Хайям…
А в XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма (!) в Центральной Азии, из которого вышли известные суфии, например, такие как Абдулхалик Гиждувани. Абдулхалик Гиждувани сделал скрытый зикр основой духовного преобразования, вступившего на Путь и выдвинул одиннадцать принципов тариката (путь познания Бога). /Что такое суфизм? Если очень кратко , это – восходящее к пророку Мухаммаду мистико-аскетическое течение в исламе, включающее как учение, так и духовные практики, направленное на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками, духовное воспитание личности, поиски духовного самосовершенствования и высшего проявления веры. Суфизм вдохновлял (и продолжает вдохновлять) своих последователей, раскрывая в них глубинные качества души. Причем идеи суфизма (как было замечено выше) распространились далеко за границы мусульманской философии. Таким образом, он сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства других культур. «Тарикат» – область исламской науки, которая занимается «лечением и избавлением человеческой души от плохих качеств и пороков», один из путей, приближающий к Всевышнему. А «зикр» – исламская духовная, медитативная практика суфизма, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей прославление Бога. Сами суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический путь». Во время зикра, произносящий может совершать особые ритмизированные движения или принимать определённую молитвенную позу (джалса))…/ Абдулхалик Гиждувани распространял «свой Путь» в Хорезме и Хорасане, однако спустя века эти способы познания Бога, вместе с другими священными знаниями, распространились не только по всей Средней Азии, но и далеко за её пределами …
И хотя в период правления Тимура (1370 –1405 гг.) столица империи была перенесена в Самарканд, именно в эти годы в Бухаре были построены мечеть Калян и мавзолей Чашмаи Аюб…
При правителе Улукбеке город не только обогатился новыми архитектурными сооружениями (в частности, зданием нового медресе (1417 г.), но, буквально превратился в культурный Центр, культурную Мекку для ученых и поэтов того времени, куда съезжались учиться и обмениваться прогрессивными знаниями люди со всего света…
С воцарением шейбанида Убайдулла-хана (1487 – 1540 гг.), Бухара вновь стала столицей государства, получившего название Бухарское ханство. В этот период в городе построены уже десятки новых медресе, мечетей, караван-сараев, торговых куполов…. А своего расцвета – она достигает при правлении шейбанида Абдулла-хан II (1557 –1598 гг.).
….Вообще, изучение (или, хотя бы интерес к тому, что дал человечеству «Ближний Восток») – это не увлекательное приключение (перечисление диковинок), в виде ни к чему не обязывающего «обзора», а серьезный, претендующий на энциклопедический, подход. Данный «формат» текста на это и не претендует. Если что-то заинтересовало, источников пополнить свои знания и удовлетворить своё интеллектуальное любопытство – (на первое время) в открытом доступе достаточно….
Мда. И вот значит, всю эту былую славу «песком» занесло: в Бухаре уже пишутся не трактаты о звездах и познании сердцем Бога, а выходит «первая газета» (лучше и не думать, о чем в ней, вообще-то, могло писаться в те годы…)…
Следующее периодическое издание на государственном языке Таджикистана появилось уже при советской власти, в 1925 году и называлось оно «Таджикский праздник», а несколько позднее – «Советский Таджикистан». (Мне кажется, многие темы «передовиц» того времени предугадать нетрудно. Да и надо ли, если вы не «историк печати»?)
….Однако, претерпев множество метаморфоз, газета выходит и поныне под названием «Чумхурият». Тираж её (по сегодняшним меркам) – немалый, и по официальным данным 2008 года составил 24.000 экземпляров. В Википедии же я прочла следующую информацию: «Эту газету с момента основания и по сей день финансирует республиканская власть». Но, что именно имелось в виду (зная непростую историю периодического издания), однозначно понять, согласитесь, сложно (… ох).
Сейчас в республике на таджикском языке выпускаются (не буду вводить в заблуждение, поскольку точными данными не располагаю, но, во всяком случае, – больше ста газет: в основном еженедельных). Праздник «День таджикской печати» для журналистов этих изданий – это не выходной, а лишний повод встретиться и обсудить проблемы современной печати, «обрисовать» концепцию её дальнейшего развития… Понятно, что в такой День журналисты, отмеченные властью, получают награды и звания. Многие из мероприятий патронирует СЖТ – Союз Журналистов Таджикистана…
……………………………………………………………
Окидывая беглым взглядом богатейшую историю Бухары, поднимаю праздничный тост в честь своих коллег! А слова для тоста, одолжу, пожалуй, у знаменитого таджикского поэта:
***
Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотиться сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было, то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди…
(Омар Хайям)
пс: Или, как любила повторять моя, много чего пережившая в своей жизни, бабушка: «Что было – видели, что будет – посмотрим»!
С Праздником!
Свидетельство о публикации №213031100966