Космизм в творчестве Велимира Хлебникова

(Тезисы моего доклада в Сеульском университете ).

                1

Как известно Велимир Хлебников известный русский поэт и писатель- символист умер от туберкулеза (1922г.) в д.Сандалово, Крестецкого района Новгородской области и захоронен в селе Ручьи, у церкви Преображения (Лейтес, 1973). До сих пор идут научные споры о причинах смерти поэта и возможностях медицины того периода,что бы спасти его от этого тяжелого заболевания. Сегодня существует большое количество современных методов диагностики, профилактики и лечения туберкулеза, но об этом я коснусь чуть позже, а  в этой статье,  представляю вам  некоторые особенности творчества гениального русского писателя, поэта  и космиста.
По версии врача Крестецкой больницы, куда привезли на обследование Велимира Хлебникова, у него  выявлена тяжелая форма туберкулеза, и  проводимое лечение было неэффективным. К сожалению, туберкулез в том периоде  считался неизлечимым заболеванием: не было противотуберкулезных препаратов, и питание в больничке было не на уровне. Любимой едой Велимира был свежеиспеченный хлеб и молоко. Недаром он написал строки: «Мне мало надо. Краюшку хлеба, каплю молока. Да это небо, да эти облака!».  Даже в этой короткой строке можно увидеть стремление поэта к космизму «Да это небо, да эти облака» - лучше не скажешь, когда понимаешь свое предназначение в этом мире и видишь  связь  всего сущного на земле с небом.
Когда он понял, что дни его сочтены, то попросил выписаться из больницы. Его давний друг, художник Митурич, привез  Велимира на телеги из больницы в деревню Сандалово и хотел разместить у себя дома, но Велимир Хлебников запротестовал, зная, что он болен заразной болезнью и попросил перенести его в баньку на берегу реки. «Мне там легче дышится и природа рядом». Собственно в этой баньке 28 июня 1922 года тихо ушел из жизни великий русский поэт Велимир Хлебников, оставив после себя много загадок.  Во-первых, сам факт захоронения, а потом, якобы, перезахоронения, а также надгробные памятники, воздвигнутые Велимиру Хлебникову, настолько противоречивы, что вызывают споры не только у ученых, но и у всех любителей творчества поэта-символиста.
Со слов местных жителей, он похоронен в селе Ручьи, на кладбище у церкви Преображения. Есть свидетельства и воспоминания местных жителей. Об этом подробно пишет автор книги о Велимире Хлебникове А. Кочевник «Закат жизни и далее...» (2012).
Фактически, Велимир Хлебников захоронен именно в селе Ручьи и расследование, проведенное местными краеведами, 75 лет спустя показали, что это так. Стараниями краеведов, энтузиастов и любителей творчества на могиле поэта был установлен своеобразный памятник. Он олицетворяет творческий путь русского поэта-космиста. Памятник представляет собой выдолбленную нишу, в которой размещен юноша  с трех зубчатой короной на голове и свитком в руке. По замыслу автора, скульптуры Вячеслава Клыкова - корона олицетворяет триединую связь   прошлого, настоящего и будущего. А свиток в руках есть олицетворение его связи с Природой, Землей, Вселенной. 
Собственно говоря, это и есть квинтэссенция его поэтического, писательского, философского мировоззрения,  закодированного и завещанного потомкам (Леннквист, 1999)..      
Святым Велимир себя не считал, но свято хранил идеалы русской интеллигенции, русских мифических героев, тех которых он встречал в народных сказках и тех, что придумал сам.
В 1975 году группа неизвестных людей попыталась перевезти останки Велимира Хлебникова в Москву. Никто не знает, кто были эти люди, но факт, что они откапали частички праха, скорее чужого захоронения, который уместился в кулечке для конфет. Злоумышленники захоронили чужой прах на Новодевичьем кладбище, рядом с родственниками Велимира Хлебникова. Что парадоксально, на могилу они положили изваяние «Каменной бабы», найденной в степях Калмыкии, таким образом, дух великого русского поэта, его творчество, новаторская поэзия и философия надежно прикрыли этой «каменной статуей», которая, по сути своей, является памятником матриархата. Это видимо означает, что мы должны были забыть на века, закрытый под надежным замком мир Велимира Хлебникова.

II.

Но история расставила все на свои места. Сейчас Велимир Хлебников один из востребованных и известных в современной науке, искусстве, философии – автор авангардист. В этой статье я попытаюсь представить  некоторые особенности творчества этого гениального русского писателя и поэта.
Почему именно  в конце  ХХ и начале ХХI столетия появился интерес к творчеству Велимира Хлебникова? Чего он такого сделал и что оставил в своем творчестве необъяснимого и заманчивого, что до сих пор будоражит лучшие умы современников?  Сам, Хлебников как поэт  серьезно не воспринимался: ни собратьями по перу, ни широкой общественностью того времени. Все признавали в нем  гениальный талант, но не могли его понять и считали его чудоковатым,  не от мира сего, человеком (Щетников, 2008).
Известен такой факт,  что на одной из писательских вечеринок, на которой присутствовали поэты–символисты: С.Есенин, А. Мариенгоф, В.Маяковский и другие, они ради шутки, провозгласили его Первым Председателем Земного шара. Тем самым, они вольно или невольно отдавали приоритет его великому таланту предсказателя и космиста. Собственно говоря, «космизм Хлебникова», как и вообще «русский  космизм»  выросли не на пустом месте. Связь людей с природой в Северных холодных широтах более тесная, чем в южных, теплых. Оно и понятно. Одно неверное движение по жизни - и смерть: северная дикая природа не предсказуемая: трудное земледелие, суровые зимы, необходимость теплой одежды и постоянная забота о жилище, в котором можно было бы согреться. Отсюда полная зависимость древнего человека  от чего-то «неземного», влияющего на земную жизнь. Это и породило русский, я бы назвал «славянский  космизм».  Известно, во  всех русских сказках присутствуют два главных героя: Кощей Бессмертный и Иванушка-Дурачок, а по сути - это зло и добро. Образ Кощея Бессмертного – человеческого  существа, которое никогда не умрет, если не найти его уязвимые места. Кто их находит?  Как ни странно выходец из народа  - Иванушка-Дурачок. Дурачок, в данном случае  олицетворение мощи духа и тела, исходящего от Земли-Матушки. А Земля– часть вселенной, а значит  космоса.  Вот почему Иванушке-Дурачку удается победить и Кощея Бессмертного и многие другие злые силы.  Собственно в своем творчестве В.Хлебникова, начавшегося в предреволюционные годы, в период декадентства -  распада морали и падение нравов, когда   элита  общества опустилась до  состояния разврата, пьянства, наркомании,  породило  новую творческую волну в искусстве - модернизм, имажинизм, футуризм, кубизм, символизм и  другие направления. Самыми яркими представителями модерна стали, такие поэты как Мережковский, Маяковский, Есенин, художники  Казимир Малевич, Петров-Водкин, Марк Шагал, Филонов (Парнис, 2000).
Все они представители русского космизма, ибо в своем творчестве опирались на истоки, исходящие из глубины веков, из подсознания  народа -хранителя  Вечности и Космологии.   Но ярче всех, конечно же, засветила звезда на этом небосклоне - Велимира Хлебникова. Видимо в силу его особого дара и  образования.  Он закончил  физико-математический факультет Казанского университета, и таким образом, пытался математическими расчетами выявить законы, которые со временем открыли бы «сверхъязык» грядущего свободного человека «мирового пространства». 
Поэтому значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во Вселенной подчиняется единым законам, и в результате пытался при помощи поэзии связать время и пространство. Будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут…  Он связал время с пространством». Общую теорию относительности, опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915—1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение — время. Для Хлебникова время было волной, циклическим повторением событий и неким динамизированным пространством.
По сути, Хлебников принадлежит к тому типу культуры, в котором наука, искусство, религия, философия, мораль, право и прочие достижения человечества были бы объединительными и не могли бы выступать изолированно и автономно, а ощущаться и осмысливаться интегрально. В то время, как в европейской культуре, особенно в последние столетия, они числятся по разным департаментам . Хлебников сегодня – цельная личность в нашем расколотом и все более специализирующемся мире, с другой стороны он  первый,  кто заявил «о всеобщем глобальном пространстве».
В этом смысле, В.Хлебников предсказал явление мирового глобализма. При этом он считал,  что все  люди-братья, но каждый сам по себе интересен, как представитель своего народа.
Во-вторых, что касается словотворчества В.Хлебникова, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту Хлебникову, по выражению Тредиаковского, важен «токмо звон». Иного мнения придерживались такие исследователи, как В.С. Иванов и Б. А. Успенский, которые, напротив, считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал «целостные системы образов». Владимир Маяковский писал, что Хлебников создал целую «периодическую систему слова» (Маяковский, 1955).
 Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов». В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к «зауми». Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова: общеславянский — для 1907—1913, а «звёздный» — для 1919—1922 годов. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней неславянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию, экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней, как в стихотворении «Заклятие смехом». Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“»)... В этот период свою задачу, как поэта, Хлебников формулировал так:
Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.
«Звёздный язык» строится в основном на «словообразах» и, несмотря на сходство с «заумью», в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного «мирового языка» на основе универсального звучания согласных.
В-третьих, я уже отмечал в начале статьи о связи,  как сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении, и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.

III.

Неоаристотизм - как основа биокосмологии, была предопределена нашими замечательными русскими писателями, в том числе Велимиром Хлебниковым. Будучи верующим человеком, не отвергая  божественного происхождения жизни на Земле и Космоса, как Вселенский «Большой круг жизни». Хлебников, тем не менее, утверждал всем своим творчеством образом, жизни, что человек смертен, но дела, душа и его поступки остаются, возможно, трансформируются в некие математические формулы и растворяются в космосе (Cloutier, 2009).
Поэтому, Хлебников стремился миминизировать свои человеческие потребности, а больше успеть сделать добра, что бы оставить после себя не только генетическую память в родовых поколениях, что весьма характерно для западной философии (Мерлинги), но стать поистине «свободным гражданином мира», неповторимым и естественным, как жизнь. Его концепция  далека от нынешнего «индивидуализма», связанного с наживой, богатством и завистью.  Эта своеобразная «индивидуализация» в сегодняшнем мире позволила ввести  в жизнь такое понятие, как  «общечеловек».
Но, как всегда, мы пересаливаем, как говорят русские в таких случаях. И под «общечеловеческими ценностями» подразумевают некий стандарт, скажем: «американская демократия» или «западная цивилизация»,   которые пытаются навязать  как Северу, так Югу и Востоку.  Хлебников был  далек от любого давления и навязывание «своего Я».  Характерно в этом смысле  один эпизод из его жизни.  Друзья-современники поэта собрались в узком кругу. Один из них с восхищением изрек: “Подумайте, таких как мы, на всей Земле всего лишь несколько человек!». На что Маяковский  громогласно возразил: «А я вообще один!». Почти без паузы Хлебников скромно, чуть слышно произнес: «Таких, как я и совсем нет…».
Сегодня вновь возродилась, казалось бы, канувшая в Лету идеология, что миром правят секс, страх и деньги. Теории Фридриха Ницше  и Зигмунда  Фрейда, как никогда находят свое зловещее продолжение. В свое время эти теории прошли испытания делом и в конечном итоге потерпели полное фиаско. Не стоит перечислять эпохи и правителей, где неосознанно или осознанно, как в  фашистской Германии, до этого Древний Рим, еще ранее Эллада, ушли в небытие, как и средневековая рыцарство и их   ханжинская мораль сильной и благородной личности, крушащей все на своем пути в защиту «Гроба Господня». Современность породила новых сильных и, как им кажется, ярких личностей, которые уповают в своем правлении на «страх» , «секс» и религиозный экстремизм.
Если посмотреть сегодня российское телевидение или американские блокбастеры, то везде мы увидим насилие, кровь и секс. Зачем? Напрашивается вывод – породить страх обывателя. Их спасет только сильная личность, сильная полиция, и так до  верхов вертикали власти. А чтобы уменьшить горечь от  утраты связанных с насилием, навязывается «секс» в разных вариантах: от  группового секса и на площадях, и до секса в храмах. В кино на телевидение приходится до 80% фильмов-шоу, где основа сюжета сексуальная распущенность.
Вот почему сегодня, как никогда, востребован Велимир Хлебников со своими  взглядами на общество, на мораль, на дальнейшее развитие цивилизации и жизни на земле.
В заключение можно констатировать сложившийся факт, что Слово Велимира Хлебникова стало не только межнациональным объединяющим ключом,  но и  вышло в глобальное пространство и продолжает свое движение в будущее...


Рецензии
глобальное пространство!!!

Григорий Аванесов   20.01.2023 11:59     Заявить о нарушении
Хлебников и космизм- синонимы...Спасибо!

Анатолий Аргунов   21.01.2023 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.