Video, ergo sum
"Не был Евномий всё же таким безумцем, чтобы утверждать, что понятие, которое он может иметь о Боге, равнозначно понятию и познанию, которое Бог имеет о Себе Самом" (Габриэль Васкес, "Комментарии и рассуждения к "Сумме теологии" Фомы Аквината").
Получается, что понятие человека о Боге не равнозначно понятию о Боге самого Бога? Иначе, понять (познать) Бога возможно лишь, поняв (познав) понятие о Нём? Но такое понятие будет чисто умозрительным, а следовательно, неполным, и может быть опровергнуто путём рассуждения.
"Всё, что формально содержится в Боге, - есть Бог, будучи тождественно Его сущности; таким образом ничего из того, что есть в Боге, и является объектом Его постижения, не может оставаться сокрытым для блаженных" (ibidem).
Но ведь содержание понятия "Бог" известно только Ему самому (и недоступно никому больше, включая "блаженных"). Бог самодостаточен, Ему нет необходимости делиться, а познание уже есть двойственный гносеологический акт, приобщения - познающего, и приобщения - познаваемого: Бог открывает тому, кому хочет, и ровно столько, сколько хочет. Следовательно, тот объём понятия "Бог", который может быть познан, нельзя считать тождественным всему объёму понятия.
Мы знаем по опыту, что предмет познания, который дан в его свойствах и в представлениях о его свойствах, обладает способностью "окрашивать" направленное на него сознание. Так прозрачный хрусталь принимает цвет того материала, который служит для него подставкой в данный момент. Благодаря этой особенности нашего сознания принимать характеристики своего объекта, познающий не таков же, когда познаёт объекты идеальные и когда - объекты материальные.
Чуть отвлекаясь, скажем: самодисциплина ума есть лишь отчасти "само-", а в большей части - привязывание сознания к объектам, которые способствуют актуализации сознания не "вовне", а "вовнутрь", т. е. само на себя; а таковы суть идеальные объекты...
Содержание познавательного акта есть связь субъекта и объекта познания. Применительно к познанию Бога, это содержание есть Святой Дух, или предикация, которая связывает субъект и объект в единое тройственное целое. Однако, познание Бога следует считать процессом, в корне отличным от обычного познания, именно в силу активности самого объекта и наличия "обратной предикации", без которых этот процесс невозможен. Объект познания и всегда как бы "открывает" себя субъекту, становясь содержанием его сознания, но сознание человека уже содержит в себе Бога, поэтому познание Бога становится актом самопознания. Таким образом, известные слова Павла "Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:12) можно истолковать двояко: 1) я знаю Бога настолько, насколько Бог знает меня, 2) я знаю себя настолько, насколько я знаю Бога.
Это знание не будет полным никогда, но моя цель познания Бога есть не только, и не столько, познание Его в сущности Его (как Он есть), что невозможно в принципе, сколько познание Бога во мне, что возможно и осуществимо вполне.
2013.
Свидетельство о публикации №213031201547