На книжных полях - совфантастика

фантастика.su

История советской фантастики
 Роман Арбитман

Мистификация. Но некоторые из тех, кто пишет о фантастике, приняли это за чистую монету. Про Луну довольно остроумно.

Реализм фантастики: полемические заметки
 Всеволод Ревич

с. 279 "нынче" (как и в прошлом, а также и в будущем) фантастика возможна на одной основе: на художественной".
 Вс. Ревич - неплохой критик, знаток фантастики. И с этой цитатой можно полностью согласиться.
 
Возвращение к звездам
 Сергей Переслегин

Обчитался дедушка стругацкими...
 запутался между коммунизмом и национал-социализмом и решил их синтезировать, чтоб достичь мира "Полдня"

 Какие только идиоты пользуются популярностью у нашей непритязательной публики!
 Отлично о таких ситуациях у Пелевина:
 «Так что мы делали всё это время? Куда летели в наркотическом сне, что строили в своем стахановском гулаге, о чем мечтали в смрадных клетушках, спрятанных за космической настенной росписью?..»
 


Красная звезда
 Александр Богданов

Роман написан еще до большевицкого переворота. У истоков отечественных "марсианских хроник" стоял не только А.Толстой, но и А.Богданов
 Примечательно, что даже в эпоху «застоя» предпринимались попытки обращаться к разбору отдельных произведений фантастическому жанра для отстаивания тех или иных философских и/или социально-политических позиций. Одна из них содержится на страницах книги популярного советского философа Эвальда Ильенкова, критиковавшего еще дореволюционный роман Александра Богданова «Красная звезда». «Ленинскую диалектику», содержащуюся в «философском» труде «Материализм и эмпириокритицизм» воинствующий марксистско-ленинский диалектик Э.Ильенков противопоставляет «метафизике позитивизма» фантастического романа Богданова, которого сам вождь мирового пролетариата называл «синьор-махист». В богдановской «Красной звезде» (и «Инженере Мэнни») описывается образец коммунистического общества на Марсе . Это вполне «обычная утопия», с довольно скучными описаниями рационализации труда и быта в казарменно-коммунистическом духе. Роман действительно слаб как литературное произведение, хотя он стал предтечей «коммунистической» фантастики советского периода – любопытно, но сюжет «Торжествующего разума похож на богдановский. «Красная звезда» содержит немало интересных прогнозов, взять хотя бы вопрос о перенаселении и нехватке ресурсов, вследствие хищнического их использования или такими деталями как обмен кровью с целью продления жизни (после революции опыты с воплощением этой достаточно мистической идеи, в конце концов, не только убили самого А.Богданова, но и поспособствовали широкому применению переливания крови в советской медицине). Зачем автору «Диалектической логики», который конечно, отличался от подавляющего большинства идеологической номенклатуры советских «философов», было обращение к богдановской повести? «Красная звезда» была произведением почти забытым , и уж точно от ее автора не нужно было «защищать» ленинский текст, известный каждому советскому студенту. Однако мертвящий пресс официальной идеологии, делающий невозможными содержательные споры (и развитие того же марксизма в нашей стране) заставлял мыслящих людей искать хоть какие-то лакуны для живой мысли, говорить о проблемах общества (как отчасти и сейчас) хотя бы посредством обращения к фантастике сомнительных литературных достоинств. Таким образом, в период «застоя» коммунистическая идея теряет свою «энергетику», утрачивает притягательность уже среди самих «строителей коммунизма». Агония наступает в период «перестройки». Замыслы построить «социализм с человеческим лицом», очистить коммунистическую идею от сталинско-брежневских искажений терпят крах. Коммунистический идеал уходит на периферию общественного сознания, живет среди небольших групп энтузиастов   
 
 Инженер Мэнни
 Александр Богданов

Второй из фантастических романов А.Богданова. По замыслу, это не прямое продолжение знаменитой «Красной звезды», хотя «Мэнни» и связан с ней. Революционер Леонид – Лэнни, который побывал на красной планете и был ранен в ходе земного восстания, в конце действия «КЗ» воссоединяется со своей любимой марсианкой, переводит роман из прошлого Марса. Подвидом фантастики он будет распространяться среди землян, чтобы преподать им поучительный урок. (Фантастический реализм: подобный сюжет был в нашей реальности, когда гэбьё устроило обыск в доме покойного фантаста Ивана Антоновича Ефремова, заподозрив в нем агента инопланетян. Вдруг его романы транслировали послание более развитой цивилизации!?).
 Так или иначе, но писательские послания получаются с искажениями. Если «Красная звезда» в сокращенном виде печаталась в поздне-советское время (в сборнике «Вечное Солнце». М. 1979), то «Инженера» лично я нашел двадцать с лишним лет назад в буке на Васильевском острове. Напечатано в 1920-х, потом, кажется, не переиздавалось.
 В художественном отношении повести Богданова, конечно, очень сильно уступают знаменитой «Аэлите». Но по содержанию они весьма любопытны. «Мэнни», например, можно рассматривать как технократическую утопию. (Вообще Богданов-Малиновский предвосхитил множество идей наступавшего ХХ столетия: от дизайна, глобального исчерпания ресурсов и др. - до кибернетического принципа обратной связи, не говоря уже о первоначально мистической у него идеи переливания крови. Последнее помогло в войну спасти сотни тысяч раненых, но сам ученый погиб после опыта с кровью).
 «Инженер Мэнни» - чем не проблематика «революции менеджеров». Интеллектуалы будут в авангарде социальных преобразований. Интеллект и организация благодаря своей разумности естественным образом (не без борьбы, конечно) обеспечат переход к новому состоянию. На это, а не на революцию, нужно делать главный упор. Вот в чем главное содержание спора среди «беков» (большевиков), который прикрывался псевдофилософскими спорами о махизме, эмпириокритизме и прочей фигне. Исторически вроде бы победил «Н.Ильин» (то есть вождь мировой революции товарищ Ульянов-Ленин), но в перспективе проиграли оба. Как к коммунизму не переходи (то ли - с опорой на «инженеров», то ли - через «ставку на сволочь» и «грабь награбленное»), этот переход катастрофически обречен. Природа человека – хоть на Земле, хоть на Марсе – с этим строем не совместима. Для него потребны биороботы, образы которых волей –неволей получились у Богданова. А хотели ведь «как лучше»…
 (Ну вот, написал отзыв и самому захотелось вновь открыть « Инженера Мэнни». Очень своевременная книга. ..).   

Долина новой жизни
 Федор Ильин

Великолепная дистопия. Но дело не только в этом. Обстоятельства, связанные для меня с этой книгой, напоминают приключения памяти, так любимые Джоном Краули.
 Искал эту книгу много лет. Она не редкость, но дело в том, что прочитав ее в студенчестве, я забыл и автора, и название, не помнил имен героев – ничего. Только сюжет, о стране в горах, где маньяк-ученый и миллиардер собирает армию из искусственно созданных людей для завоевания планеты. Ворота должны открыться. Но так и не открываются. Помнил, что дело с героем начинается в туберкулезном санатории … И все. Заметок не осталось или я их не нашел. Мучился. Искал. И вот, просматривая инионовский обзор советской фантастики 1920-х годов, встретил похожий сюжет. Дальше уже было делом техники скачать текст из сети. Оказывается роман Тео Эли (я читал издание 1960-х) был банально переиздан в 1990-е. Разархивировал текст, да это именно то повествование! Радость от успешного поиска, хотя и такого примитивного.
 Вообще, я все больше «балдею» от отечественной фантастики 20-х годов. Это десятилетие можно назвать «футуристическим», как и 1960-е годы (в советской фантастике они не совпадали с календарем: открылись прекрасной ефремовской утопией «Туманность Андромеды» и окончились чудом пробившейся к читателю антиутопией «Час быка», того же автора).
 … Казалось, что самое страшное уже позади и будущее открывается заново. И будет оно по настоящему Новым. Фантастика, написанная в такие годы, становится классической. Жить тогда было просто ИНТЕРЕСНО, чего нельзя признать за последующими периодами открытого торжества зла и пошлости. Годы надежд сменяются десятилетиями прозябания. И причина не то, чтобы скрыта: «Всё новое и хорошее у нас обязательно начинается с какого-нибудь мерзкого преступления. И когда новое и хорошее дает свои плоды, мерзкое преступление тоже дает свои плоды, и в результате все смешивается и гибнет» (П5, С.99).
 Увы, жизнь не оправдывала мечтаний «футуристов». Но остались замечательные литературные памятники, романы-фантазии. В советские 20-е тоже хорошо мечталось, хотя фантазии эти были судорожными, горячечными, доходящими до прямого безумия
 Еще символично, что «Долина» была написана в 1920-е годы в Баку. Именно там проходил известный конгресс народов Востока, на котором коминтерновские вожди, получив по морде в Европе, решили разжигать пожар мировой революции в колониальных джунглях горах и долинах. Афганистан – это последняя судорога революционного интернационализма. В душманских горах и ущельях он был убит. Ворота закрылись.   
 
Вивиан Азарьевич Итин
 Геннадий Прашкевич

БиоГрафия советского фантаста. Интересно, когда Вивиана Итина в годы большого террора приговорили к смерти, приснилось ли ему накануне казни его Страна Гонгури, как его герою Риэлю из революционно-коммунистической повести одного из первых советских фантастов.
 
 

 
 Статья «Наука и научная фантастика»
 Иван Ефремов
 
 Творчество Ивана Антоновича Ефремова пронизано идеей единства науки и научной фантастики. Ефремов, завершая свою статью «Наука и научная фантастика», утверждал: «Не популяризация, а социально-психологическая действенность науки в жизни и психике людей – вот сущность научной фантастики настоящего времени. По мере всё большего распространения знаний и вторжения науки в жизнь общества всё сильнее будет становиться их роль в любом виде литературы. Тогда научная фантастика действительно умрёт, возродившись в едином потоке большой литературы как одна из её разновидностей (даже не слишком чётко ограничиваемая), но не как особый жанр».
 Прав ли он? Во многом, безусловно. Хорошая фантастика – это та литература, которая покидает границы жанрового гетто, вливаясь, как сейчас модно говорить в «мейстрим» большой, «качественной литературы». ( Аналогично худшие читатели фантастики – это те «фаны», которые ничего кроме - скажем, фэнтези – больше ни читают). Но об экспансии науки в жизнь общества – не удалась она. Массовое общество почти все «умное» отвергает. Надежда на то, что новым всеобщим культом человечества станет научным поиск оказалась утопией почище коммунизма.   
 
 

Сердце змеи - Cor Serpentis
 Иван Ефремов

  «Cor serpenis»… У далекого созвездия встречаются два звездолета. Один – с Земли. Это ефремовское произведение по-своему беспрецедентно. Писатель, устами своих героев прямо полемизирует с другим автором (?!). Это показывает, что в границах жанра на всякую тезу всегда найдется своя антитеза. Допустим, в годы холодной войны в ефремовском «Сердце Змеи» утверждалось, что английский язык в предысторическом прошлом Земли был популярен по недоразумению (из-за разрыва в написании и произношении слов), но вот какой-то американец в своем романе злобно обрушился на никчемность русского язык. Сама повесть «Сердце Змеи» направлена против рассказа «Первый контакт» (написан аж в 1945 году – американская фантастика шла на несколько корпусов впереди советской). И – невероятно - герои-звездолетчики в далеком будущем, оказывается, помнят какой-то американский рассказ середины ХХ века Эры разобщенного мира, отражающий страхи холодной войны и прямо полемизируют с ним!).
 В американской версии первого контакта после встречи с чужим кораблем должно возникнуть непременное желание его уничтожить – ведь нет никакой гарантии, что чужаки не сделают это первыми. Выход нашли, «махнувшись» звездолетами. С точки зрения фантаста-коммуниста ни о чем подобном в далеком будущем и мысли не может возникнуть. Полеты к звездам возможны лишь на очень высокой ступени развития разума, подчинившего животную агрессивность. Совершенные существа. Пусть и дышащие разными газами, обмениваются научной информацией, и, обнажившись, демонстрируют другим совершенство тел мужчины и женщины. Американский вариант сближения – рассказать друг другу похабные анекдоты…
 Коммунистическое будущее уже полностью проиграно? Никакого торжества разума, никаких звезд – только копошение в грязи, до тех пор пока человечесвто не задохнется от собственных нечистот? Но не слишком ли полярна полемика «Сердца Змеи» с «Первым контактом»? Люди не боги, но и не свиньи же. Возможно, найдется, какой-то «третий путь». Важно только, как советовал философ Владимир Соловьев, не перепутать свою свинью и своего Бога.


Полдень XXII век
 Аркадий и Борис Стругацкие

А ведь в детстве читал. Вспомнил, "опознал" по слову "краулер" в первом абзаце. Хотел дать ребенку, сам посмотрел. Ужас - ужас! И по форме, и по содержанию. В художественном отношении братья наваляли что-то совершенно беспомощное (это, впрочем, соответствует общеграфоманскому уровню советской молодежой фантастики, они здесь были даже чуть лучше, а вот приключенческую литературу в советские времена писали интереснее); с точки зрения социального прогноза "Полддень" - полная дикость и чушь. Да и идеал коммунарского общества - даже по сравнению с нынешними лихими временами: попасть туда - не дай Бог!
 Остается вопрос: почему столь много неплохих и неглупых людей сходят с ума по "братской" фантастике? Это интересный социальный феномен, изучение которого стоит продолжить и в связи с текстами "стругачей", и в отрыве от них.   
 

Странник и время.
Г.С.Гор

У ценителей отечественной фантастики еще сохранились старые фантастические сборники. В одном из них «Фантастика, 1962 год» напечатана повесть Геннадия Гора «Странник и время». Странное ощущение от нее, прочитанной сегодня. Вообще непонятно, почему к фантастике такого рода прилагалось определение «научное». Из-за того, что главными героями подобных книг были ученые, готовившие немыслимые эксперименты? Но что общего с научной рациональностью имеет описание будущего планеты, где все живут, где хотят и добираются до места работы за тысячи километров (у Гора) или могут туристами отправиться на любую планету в любой галактике (у братцев Стругацких). Скорее, это имеет большее отношение к сказке: «по щучьему веленью, по моему хотенью». Приходилось читать исследование о волшебно-сказочных корнях фантастики, но применительно к советскому периоду была масса ограничений. Считается, что золотой век отечественной НФ прошел в 1960-е годы. Не знаю. Художественные достоинства большинства из того, что тогда печаталось «никакие», ну, или все эти горы-стругацкие писали на уровне среднедебильных молодежных повестушек времен «оттепели». Но есть какое-то очарование. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»? Хрущевское десятилетие вообще отличалось соединением несоединимого, сочетанием несочетаемого. Вот у Гора готовят человека к транспортировке в будущее (разумеется, коммунистическое, путем заморозки), и тут же мимоходом упоминается магазин технических новинок на Невском, где продаются … электробритвы (результат советского промышленного шпионажа?). Да тогда, в конце 50-х - начале 60-х разум предавался опасному блуду с безответственной фантазией. Как еще могла родиться программа КПСС, обещавшая коммунизм уже к 1980-му году.   
 
 

 Остров Крым
 Василий Аксенов

Гипотетически - мог бы быть Крым нашим Тайванем? В конце гражданской войны белые уступали красным на порядок. Соотношение сил могла бы выправить только помощь извне, но европейские державы были измотаны Великой войной - раз, большевики все равно имели преимущество - два.
 Тайвань держится во многом благодаря США и его ядерному оружию.
 Ну, а о писаниях Василия Аксенова умолчим - дутая величина!
Сюжет, возможно, по заимствован из повести «Конец республики Итль» Б.Лавренева (большевицкого партизана).
«Наши побеждают» в романе-альтернативке О.Брилевой «Ваше превосходительство»
 


Я вернусь через тысячу лет
 Исай Давыдов

Советская фантастика за редкими исключениями была довольно убога и провинциальна. Из немногих авторов немного интереса сохраняется к Исаю Давыдову с его повестью «Я вернусь через тысячу лет». Производственный роман плюс некоторые нравственные коллизии и полемика с братцами Стругацкими. На делекой планете аборигены без восторга встречают прилетевших коммунаров, а попросту эффективно убивают  женщин с Земли. Навсегда покинуть ее, провести годы в анабиозе, чтобы быть сраженными отравленными стрелами дикарей? Скверный анекдот дурацкой литературки 60-х. Но не все так безобидно. Ведь сходный сюжет есть и в «Часе быка» Ефремова (глава «Три слоя смерти»). Люди будущего беззащитно погибают при встрече и инопланетным отребьем. Они де не ведают, что творят, жизнь у них тяжелая. Совковая позиция, начиная отношением к «трудным подросткам» и заканчивая «интернационализмом». Сколько вреда принесло такое воспитание, например, при столкновении с чеченобандитами. Они не ведают, что творят, они обижены, мы искупим их беды своей жизнью. Отвратительный морализм. Русских десятилетиями морально разоружали все эти коммунистические исаи-интернационалисты.
 


Будь проклята, Атлантида!
 Сергей Житомирский, Виктор Жуков

Все-таки не совсем зря советские интеллигенты забирались в горы, спасаясь от духовного застоя эпохи брежневизма. Если верить одному из авторов, там высоко в горах, пара альпинистов у костра и придумали роман на тему Антантиды. Как мне представляется, довольно неплохой. Можно говорить о вариациях на тему «классовой борьбы», но разве ее не было в истории? Книга пусть наивная немного, но довольно внятная. Большинство же спекуляций и писаний на тему Атлантиды страдает, как бы это сказать, «безыдейностью». Непонятно, что писатели, фантазирующие об утонувшем материке, хотят там найти.
 Но миф об Атлантиде   зачем-то нужен людям…   
 
Марс пробуждается
К.Волков

«Тишина, великая тишина стоит над миром».
Помню, как в моем пионерском детстве мне очень нравился роман К.Волкова «Марс пробуждается» - написано было очень увлекательно, не в пример большинству из потока сов НФ, которую  и к литературе можно отнести с большим трудом.
Экипаж землян из четырех русских, китайца (Москва – Пекин) и индусской женщины (да здравствует совестко-индийская дружба!) прилетает на Марс и помогает тамошнему населению свергнуть диктатуру царя и жрецов.
Китаец погибает – прилетает другой.
Строят АЭС и всячески направляют марсиан на путь прогрессивного развития.
А чем все обернулось? И без марсиан стало тошно! Ну, кто же знал...
 


Рецензии