Жизнь моя, как осенний листочек. Роман 1- 3-1

Жизнь моя, как осенний листочек.

Роман
Глава 3. «Переворот судьбы»
Часть 1. «Бутон розы в ожидании»

      
   Жизнь непредсказуема поворотами: ты
думаешь об одном, но жизнь диктует свои
правила, дорога пробивается новизной, и по-
являются весенние новые ростки. Ростки
любви уже детей, а ты ещё так молода, не по-
няла, что ты уже прожила, осталось только
жить для них, что и делала всегда, отдавая, не
беря... Что такое любовь? Трудно ответить
одним словом. Твоё переполненное, необъясни-
мое души желание – всегда, всю жизнь быть
и находиться с этим человеком, защищать, не
обижать и не давать обижать другим. Же-
лание пойти с ним под венец, стать женой,
мамой, родить... иметь плод твоей любви и
быть счастливой, охранять очаг, заботиться,
отдаваться полностью в любви мужу, детям.
Желание, связанное с вашим благосостоянием
души.
http://www.proza.ru/2011/02/06/1539

   После того, как я вышла на работу, ко мне вошли две женщины и
молодой парень, по внешности лет двадцати пяти, в кожаном пальто,
симпатичный, с чёрными небольшими усами и бородкой. Как обыч-
но, предложила сесть, но эти «шапочки» у женщин мне показались
знакомыми ещё с панихиды. У нас в Тбилиси хорошую девушку в
невесты на то время не найдёшь в баре. И где ищут невест? Или же
в бане серной, как нашли мою золовку, или же через сваху (хануму),
которая так и рыщет, ищет, где бы найти хорошую девочку или же
парня. Но у нас была своя прекрасная ванна с бассейном, и мы давно
не ходили по баням. И такая ханума оказалась работником детской
больницы. Она видела там мою Мариночку на стажировке старшим
бухгалтером. Она ей очень приглянулась, и когда сестра молодого
парня была у портнихи, зашёл разговор о женитьбе, о женихах и не-
вестах. Сестра стала рассказывать и хвалить своего брата, говоря,
что он с высшим образованием, что закончил физкультурный инсти-
тут, там же работает на кафедре при институте в Тбилиси. Есть у
них прекрасная трёхкомнатная квартира на восьмом этаже чешского
проекта престижного дома и в престижном районе, начало Сабур-
тало. Но он никак не может себе найти невесту. Он хотел бы, чтобы
была светленькая и с высшим образованием. Молоденькую, не ис-
порченную. Ханума услышала и сразу начала хвалить Марину. Па-
рень как-то раз заходил в бухгалтерию и спутал её с кем-то, не пошёл
смотреть даже на панихиду и на похороны. Но когда на панихиду
пришли его сестра с матерью, то они увидали Марину и решили уже
вместе с ним прийти сюда, ко мне на работу, в мой кабинет.
   Честно говоря, я не думала выдавать Марину замуж, так как уже
имела в плане переехать в другой город в Россию. Но парень мне
понравился по внешности, также в разговоре я заметила его эруди-
рованность по всем вопросам и попросила, чтобы Марина ко мне
вошла, якобы что-то мне понадобилось из бланков. Она занесла мне
и сразу же вышла. Этого было достаточно. Я думаю, если тебя коль-
нуло, то и секунды достаточно для любви. И на следующий день
он приходит ко мне опять в кабинет один. Он мне говорит – мол,
мне Ваша дочь понравилась, как только её увидел, – но хочет быть
честным до самого конца. Он мне рассказывает, что был женат, и
даже есть ребёнок, девочка, три года как разведён. Прежде чем про-
сить руки дочери, хочет до конца быть честным. Я успокоила его
и сказала, что жизнь большая и многие делают ошибки, но я хочу
знать решение своей дочери. Он попросил ей ничего не говорить,
лишь только разрешить встретиться с ней. И при первой встрече всё
ей рассказать. Я разрешила вечером зайти к нам, взять её пройтись,
хотя вечерние гулянки не рекомендуются уже из-за неспокойствия
в Грузии, но молодой человек сказал, что у него машина, и Марина
никогда не будет ездить в транспорте, пока он будет находиться ря-
дом. Меня это немного успокоило. Плохое положение в городе, ей
уже восемнадцать, трудное время для девушки. Уже она созрела, и
нет возможности даже выйти с кем-нибудь, или же в трамвае, или же
в автобусе проехать к подруге. Мы с ней до работы ездили в маши-
не. Там она была рядом со мной. А в Харькове вместе с Робертом,
который не хуже, чем отец, следил за сестрой. Кавказская девочка
не должна подвести семью, это такое представление было в те года.
Мне же надо было срочно возвратить отца домой, чтобы было и его
согласие – назревало всё уже к скорой свадьбе.
   Марина, когда услышала, что её хотят сватать, немного заупрями-
лась и не хотела даже выйти с ним, но я ей объяснила: тебе не обяза-
тельно давать сразу же согласие, тем более, что я уже рассматриваю
вопрос о нашем переезде вообще из этого города. Она согласилась.
Так как свидание было назначено на пять часов вечера, она встала
рано утром. Была суббота. Выкупалась и часами прихорашивалась,
не отходя от зеркала. Сама прекрасно укладывала свои длинные каш-
тановые волосы. И была почти одета, когда позвонили. Я открыла – в
дверях стоял этот парень. Он, правда, мне представился раньше, как
его звать, но я не расслышала. Вышла моя младшая дочь, он предста-
вился и назвал себя Баграт. Марина накинула лёгкий модный плащ,
и они вышли. Три часа, четыре часа, их нет. Я уже волновалась. Раз-
дался звонок, он её проводил до двери, сам, попрощавшись, ушёл.
Марина сверкала от радости. Мне с первого раза можно было понять
свою дочь – он ей понравился. Мы прошли в зал, там сели на мягкий
бархатный диван, и она стала нам рассказывать. Он её повёл в кафе
на Руставели. «Мама, ты не ходишь никуда, не знаешь, сколько там
молодёжи», – восхищалась дочка. Ожидали, пока им принесут по-
кушать – он заказывал, видно, потому, что Марина ещё никогда не
бывала в кафе-баре, тем более ночью.
     Пока не принесли заказ, он рассказал, что они приезжие армяне
(ахпары), беженцы с Багдада. В тринадцать лет его мать приехала в
Ереван вместе с отцом. Но их сослали в Сибирь, как это было со все-
ми возвратившимися на Родину в те года. И его мать Алиса там же, в
Сибири, выходит замуж, за такого же армянина из семьи ссыльных.
Потом они возвратились в Грузию после амнистии к родственнику её
отца и здесь обосновывались.
    Он рассказывал. Она слушала, не могла оторвать от него глаз,
так он ей понравился с первого раза. Он продолжил, что имеет одну
сестру, педагога русского языка, вторая сестра, фармацевт, тоже за-
мужем. Он в конце добавил, что был женат, но эта весть для неё уже
не имела значения. Как будто бы маленькое облачко дождя среди
летнего солнечного дня. Она всё так быстро рассказывала, я же по-
нимала, что она влюбилась впервые, и эти чувства будут расти. Он
ей сказал, чтобы она подумала, но Марина была готова сейчас же
бежать за ним.
    Вечером позвонил Ашот. Я ему рассказала. Он сказал: «Никаких
обещаний. Я завтра же прилечу». Он очень любил своих дочерей. И
точно, на следующий день он прилетел. Вечером Баграт сам приехал
и познакомился с Ашотом. Как мы поняли, парень открытой души,
хороший, поэтому Ашоту он понравился. Но он сказал: «Моя дочь
не будет с тобой ходить по барам. Есть желание жениться – приведи
родню. Я хочу с ними познакомиться». И через несколько дней орга-
низовали у нас небольшой стол. Это в Грузии называлось «Белка».
Они пришли и подарили дочери золотую цепь, надев на шею. Я даже
посмеялась – надели цепь, далеко не убежит. Но они так спешили,
потому что скоро май, а в мае нельзя жениться, так говорит старин-
ная поговорка, «будешь маяться». И решили в конце апреля сделать
обручение. Ашот улетел, и все заботы с обручением я взяла на себя.
Оставалось слишком мало дней.
    Баграт каждый день встречал Марину с работы. Подъедет на ма-
шине, остановится напротив моих окон кабинета, закроет. Придёт к
нам, поздоровается, возьмёт её, открыв дверцу от машины, а там для
неё – цветы на сидении, потом садится сам. Мне нравилось такое
ухаживание, но это очень дорого для юноши, который мало зараба-
тывает в институте, но как-то ханума сказала: «Вы не переживайте,
его родители – состоятельные люди. Мать никогда не работала, а
отец уже двадцать лет работает на бензоколонке». А в то время – все
знают – за бензином были очереди гораздо больше, чем за хлебом.
Меня немного успокоили. Ведь девочки, выходя замуж, хотели бы
жить лучше, чем у родителей, или хотя бы так же. То время прошло,
когда я выходила замуж с закрытыми глазами, любя. Не посмотрела
даже на квартирные условия и, если б, может, не я, так и остались
они там же жить в Чугурети, а сыновья отошли бы на квартиры. Я
была рада, что у неё будет хотя бы отдельная комната, спальня. Мо-
жет, мы поспешили, но мы согласились на свадьбу. Во-первых, чув-
ствовалось нагнетание национального вопроса в городе Тбилиси и в
республике в целом. Я уже заметила, что он очень серьёзный парень,
и она никогда не будет предоставлена сама себе, как я. Оказалась в
её годы одна, с ребёнком на руках. Во-вторых, он был с высшим об-
разованием, у них уже общие интересы. Им будет приятно вместе
просто общаться.
   До обручения остаётся три недели. И снова к нам гости, родите-
ли его и сёстры с мужьями. Они просят назначить день свадьбы на
второй день после обручения. Я не знала, что ответить, и обещала
ответ дать завтра. Ашот звонил каждый день поздно вечером. Я ему
рассказала, и он сказал: «Одним месяцем раньше, одним месяцем
позже. Всё равно не изменит ничего, дай согласие. Я приеду – по-
могу». Но его не было ни через неделю, ни через две. Он приехал за
два дня до обручения и свадьбы своей дочери, когда уже всё было
полностью сделано. Хорошо ещё, я имела хороший коллектив с
работы, который помог мне справиться. Здесь я хочу отметить на-
шего будущего зятя, который меня с Мариной возил к портнихе и
по всем необходимым местам. Ведь надо было заказать с проката
столы, стулья и разную мелочь. Посуду не заказывали, потому что у
меня было столько, что хватило на всю свадьбу. Всё было в кобальте
и в хрустале, с белоснежными скатертями. Так как многое не успе-
вала, помогли родственники и сотрудники мои. Осетрину сварила
сестра Ашота Донара, и она даже сама приготовила блинчики с мя-
сом. Рудика жена приготовила большую кастрюлю голубцов с вино-
градными листьями. Очень помог в то время мне брат Сашка и его
вторая жена Анела. Несмотря на то, что у неё было двое маленьких
детей, она сделала прекрасный свадебный большой торт. Такой торт
не купишь в магазине, их делали только на заказ. Но она изъявила
желание сделать его нам, и я была благодарна. За день до обручения
к нам пришёл Вано, брат Ашота, они наконец помирились. Сидели
допоздна, пили, пели, веселились, ведь Марина одна из первых вы-
ходила замуж среди двоюродных и родных братьев и сестёр, и всем
было интересно вспоминать свои молодые годы.
    Хочу отметить и его жену Лизу, которая каждый день, как на ра-
боту, приходила и подготавливала приданое Марины. Я вспомнила,
как неудачно её сын поступил в медицинский институт и был в этот
же год отчислен за неуспеваемость, как на второй год она пришла и
просила у меня 3000 рублей, а это было почти стоимость половины
машины в то время, и до сих пор они не отдали долг. Сейчас она
попросила ещё 500 рублей, и я не отказала, а наоборот, когда она
сказала, что у мужа нет на свадьбу нового костюма, я ей сняла с гар-
дероба дорогой серый костюм, который покупала для Ашота, а он
ему был немного велик, и дала ей, не отнесла обратно к спекулянтке.
Я уважала её. Мы были ровесниками, и наши дети почти всю жизнь
росли вместе. Особенно мальчики, как не разлей вода, дружили, и
дружат, и никогда не ссорились. Лиза прекрасно шила, и она сделала
очень красивое бельё на первую брачную ночь, с русскими батисто-
выми кружевами, для Мариночки. Подготовила подушки и разную
мелочь, о которой я даже не знала. Ведь наш Баграт, будущий зять,
тоже армянин.
   В то время я думала твёрдо, не буду больше «мешать кровь», она
и так намешана в моей семье. Пускай девочки выйдут замуж, жела-
тельно по национальности отца, чтобы никто не смог их в чём-то
упрекнуть, как меня когда-то. Если у меня был сильный, каменный
характер, то в Марине я видела совершенно другое – нежность, не-
большое упрямство, но в то же самое время послушность, и я по-
нимала, что она будет прекрасной женой. Если я раньше думала о
переезде, сейчас я перестала об этом даже мечтать, не оставлять же
дочь здесь, в Тбилиси, одну среди чужих ещё людей. Хотя с первой
встречи я возлагала на Баграта большие надежды. Он очень силь-
но её обхаживал, возил на работу и с работы, всегда цветы. У меня
уже не хватало места для букетов красивых цветов. Засиживался до-
поздна и только к одиннадцати часам уходил. Я смотрела на них, и
видно было, что они созданы друг для друга. Парень культурный,
воспитанный, и я была рада за свою дочь, что она нашла именно того
принца, которого искала. Вспомнила, как сватал её товарищ моего
сына Роберта. Он даже поехал в Харьков, когда она там училась и ра-
ботала, чтобы сделать ей предложение, но она отказала, сказав, что
его она воспринимает как товарища. Но здесь совсем другое дело, и
она дала согласие выйти так скоро замуж, всего после одного месяца
знакомства.
    Обручение делали у себя дома – в ресторанах уже страшно было
заказывать свадебные столы, такое было время в 1988 году. Стол из
разных деликатесов, с хорошим вином и коньяком, очень нарядно
украшен, длинною в три комнаты, а в четвёртой накрыли стол для
молодёжи, всего на сто человек. Пригласили музыкантов, которых
тоже поместили в столовой (застеклённый балкон достаточно боль-
шой). Все соседи нашего дома выглядывали из окон, с балконов,
когда подъехали музыканты с женихом, выносили большие подно-
сы – тарпы (подносы с подарками на обручение). Марина была в
очень красивом платье, хорошо выглядела, но всё же очень нерв-
ничала. Она его очень любила и каждую минуту смотрела на часы,
а когда послышалась музыка внизу, то все выбежали на большой
балкон, на лестничные клетки для того, чтобы посмотреть краси-
вую церемонию, танцы с большими подносами у дома, на большое
количество машин и вид гостей. Всем места не хватило подняться
на лифте, хотя у нас в доме было их два и оба работали, даже грузо-
подъёмный работал. Музыканты поднимались, играя красивые ар-
мянские мелодии, а за ними шествовала уже вся молодёжь, в танцах
на каждом этаже.

Сценарий Армянской свадьбы
Нина Филипповна Каменцева
~*~
Конечно, в армянской невесте
Первое желание жениха,
Чтобы она девственницей была,
Но молодёжь сегодняшняя!?

Её хранить не очень-то хотят,
Но есть ещё семьи, поддерживаются
Таким правилам и берегут честь,
Девчонку обхаживают все года...

Чтобы выдать достойно замуж,
Чтобы не краснеть на второй день
После свадьбы, а когда передадут
Девочку в руки мужа, успокаиваются

И я  хочу рассказать: у нас коммуна,
То есть вся родня около сто человек,
Живём за рубежом, но всё равно...
Разговариваем дома по-армянски...

И даже смотрим по интернету
Армянские кассеты, фильмы...
В Армянской церкви преподают
Бесплатно армянский язык и танцы...

Среди нас есть молодёжь, которая
Подошла ко дню женитьбы...
Но так трудно найти жену себе...
На близкой по крови не женишься...

И знаешь всех, всегда встречались,
Воспринимаешь, как родного...
Уже б пора жениться, объехал много,
Два раз был в Тбилиси, не нашёл...

И, наконец, один раз он посмотрел,
На девушку с нашей коммуны...
Она его дядиной жены племянница,
И в сердце запало ему ...он сказал...

И прежде, чем он пошёл сватать..
Уже взрослые обговорили всё заранее...
По обычаю, не думали, что её отдадут
Рано замуж - она училась в колледже...

Согласились, настал день обручения...
Довольные все, а он особенно,
Потому что он знал кого брал...
Прекрасно отгуляли, ждём свадьбу...

Свадьба в Тбилиси, и поэтому надо
Хорошо подготовиться для этого.
Пригласили крёстного на свадьбу...
И дядя становится крестным...

Крестный в армянских свадьбах
Имеет большое значение:
Он покупает свадебное платье невесты...
Покупает кольцо или же браслет.

Он оплачивает затраты в церкви
И стол полностью в ресторане...
И долгожданный день наступает -
Счастья молодым прекрасной пары...

Так как крестный остановился
В самой лучшей гостинице в Тбилиси,
С видом на реку Куру...,
За ним утром приезжают с музыкантами...

И играют свадебные песни
Музыканты, барабаны, зурна кларнет,
Аккордеон и много инструментов старины...
Очень красивое зрелище, танцы...

Затем крестный уже подготовил
В корзинки белые с цветами всё,
Что купили для невесты и подготовили
Тарп*, на него положили коньяки, конфеты,

А также подготовили маленькие
Мешочки, куда положили конфетку,
Чтобы раздать всем,
Незамужним девушкам...

Так же с музыкой спускаются
С гостиницы вниз, там тоже немного
Танцуют, садятся на лимузины
И едут все за невестой ...

Подъезжают ...музыка играет -
Корзинки, тарпы над головами,
Шалахо звучит, двери девочки
Открывают и оттуда выходят...

Её родные тоже с подарками,
Обмениваются на корзины.
Подарки не большие, в виде хороших
Духов Chanel, парфюмерию, танцуют...

Заходят в дом корзины с выпивкой
Ставятся на стол, а корзина
С платьем и всё к свадьбе заносится
К невесте в комнату, входят женщины...

Девушки начинают одевать невесту
И петь на армянском слова песни,
Желали счастья невесте...одели ...
Раздали мешочки, заранее подготовленные...

Девушкам, а их так много! Красивых!
Подружки в одинаковых платьях
И ждут выкуп, у двери  стоит
Её сестра - ждёт, подходят ...

Крестный с женихом, дают выкуп
И выводят под звук музыки невесту...
Самое тяжёлое зрелище, радость и слёзы
...Родных со стороны девушки...

Выходят к гостям, немного посидели
За столом у невесты дома, танцы,
Невесту осыпают деньгами...под музыку
Конечно, все деньги собранные

В руках невесты принадлежат
Музыкантам, поэтому они заинтересованы
Хорошо играть, чтобы невесту выводили
На танец...шалахо...чаще...

Снова в лимузины...покрутились
По старому городу - все районы
Тбилиси как на ладони видны.
Подъехали к большому собору на Элия!

Венчание молодых - это зрелище...
Невозможно передать той красоты!
По дорожке постелена белая ткань,

По бокам в вазах красивые цветы...

Мальчик стоит у Алтаря, девочку
Ведёт туда её отец, позади маленькие
Деточки держат шлейф платья...
И с маленьких корзиночек бросают лепестки роз...

Прекрасная пара красивая,
Со стороны мальчика -  его друзья,
Со стороны девочки - её подружки,
Началась церемония, рядом с ними крёстные ...

Она - со стороны невесты со свечой,
Он - со стороны его тоже со свечой,
Головы должны быть у женщин
Покрыты платком... проходит венчание.

Церемония окончилась, он не выпускает
Её со своих рук, держит крепко,
Такой девушки трудно найти!
А она у него есть и он счастлив!

Выходят...опять лимузины,  и едут
В уже подготовленный банкетный зал!
Свадьба началась, музыка, танцы
Пожелаем им счастья и большой любви...

И как по-армянски говорят:
Чтобы на одной подушке состарились!
Было много детей, любили друг друга!
А главное, уважали родителей и  традиции...
http://www.stihi.ru/2012/01/30/1654
*Тарп - Специальный свадебный поднос.

Плэйкаст:


Продолжение романа      http://www.proza.ru/2013/03/16/386
Начало главы №3         http://www.proza.ru/2013/03/12/1652
Начало романа           http://www.proza.ru/2011/03/16/208

 

Nansy Ston USA 03/12/2013

 

© Каменцева Нина Филипповна, 2013
Свидетельство о публикации №213031201652
http://www.proza.ru/2013/03/12/1652
Nansy Ston USA 03/12/2013


Рецензии
Чтобы на одной подушке состарились,
Какое счастье, чтоб было так,
Остаток жизни в любви печалились,
В быту по жизни,друг другу нравились,
Сердца пусть бьются часами в такт.
--------------------------------
"Чтобы выдать достойно замуж, чтобы не краснеть на второй день..."
По моему Нина после такого приготовления и помощи друзей невозможно краснеть.
Красиво.
С теплом.

Геннадий Смирнов   03.08.2013 11:53     Заявить о нарушении
Спасибо!Геннадий!Желание матери,чтобы девочки были любимы всю жизнь...с теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   03.08.2013 17:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.