Т. Овчарова П. Г. Ярков руководитель хора крестьян

Петр Глебович Ярков - человек необычайной судьбы, удивительного жизнелюбия и многогранных талантов. Всю свою беспокойную и трудную жизнь он посвятил служению людям.
Родился Петр Глебович 27 августа 1875 года в деревне Сельцо Салтыковской волости Бронницкого уезда в бедной многодетной семье Глеба Андреева Яркова с 3-х десятинным крестьянским наделом.
 Маленький Петр с детства усваивает подмосковные песни от своей матери Пелагеи Федоровны, которая была родом из певческого села Денежниково (вотчины потомков Суворовых-Талызиных). Село это с ХVIII века славилось хороводами, играми и плясками, на которые съезжались крестьяне окрестных деревень. «Помня себя с 3-х летнего возраста. Моя мать ходила величать гостей на деревенские свадьбы, а меня сажала на печку. Это была моя самая ранняя школа, перенимания на слух народной песни» - так Петр Глебович сам пишет в своей автобиографии.
Помогать по дому пришлось очень рано – с 7 лет, выполняя все крестьянские, домашние и прочие дела. Но песня народная не оставляла Петра Глебовича, детство его проходило в царстве фантазии народной сказки и песни. Вся деревенская орава детей играла с Петром как с затейником во все деревенские игры и пела песни под его руководством.
В 9 лет Ярков пошел в единственную, только что открытую земскую школу в 4-х верстах от его деревни (в г.Бронницы). В школе его любимым предметом был русский язык, рассказы и стихотворения, которые он не отделял от песен и учил их всегда нараспев.
В 12 лет Яркова отвезли в Москву в столярные ученики. С тяжелым чувством он расставался с деревней. В Москве он проходит 5 лет тяжелого столярного ученичества. Но здесь, в Москве за верстаком на работе звенела с утра до вечера народная песня. Широкой волной разливалась она по всей Москве. Он оказался действительно в песенном океане. Песни, хороводы и пляски московских, смоленских, тульских, рязанских, владимирских, новгородских и других певцов и запевал доносились со всех сторон.
 Петр Глебович начинает собирать народные песни. Он жадно ловит эти песни и все перенимает, что попадается и встречается ему на пути. Он настойчиво разыскивает наиболее выдающихся певцов, московских и приезжих, перенимает их голоса и подголоски, записывает от них слова. На московских народных гуляньях он запоминает народные игры и пляски, чутко вникает во все детали московской народной «школы пения».
Однако Ярков никогда ни у кого ничего просто (механически) не заимствовал. Перенимая песню, он записывал ее слова и благодаря прирожденной высокой культуре музыкального слуха и превосходной музыкальной памяти точно схватывал ее напев. Вслед за этим он начинал варьировать усвоенный напев в родном подмосковном песенном стиле и  перерабатывал по-своему. В результате усвоенный напев вскоре утрачивал многие стилевые черты источника и приобретал ярко выраженные типические стилевые черты Подмосковья.
Как запевало, с легким голосом Петр Глебович всегда был и оказывался желанным руководителем любой собравшейся толпы крестьян, рабочих и мастеровых в Москве. Но, все же сколько Ярков не работал в Москве, его все время тянуло на землю. И с 1902 года он поселяется в родной деревне, изучает по учебникам и книгам агрономию, и становится не только вожаком в народной песне, но и бойцом за новое культурное земледелие. Начиная с 1904 года, Петр Глебович внедряет значительные изменения и новшества в земледелие, что приводит к значительным улучшениям.
 Но не найдя себе простора для широких опытов по земледелию, которые зарождались в его голове, в 1910 году он уходит из деревни и берет заброшенный пустырь. Разрабатывая его в течение 3 лет, Ярков добивается огромных успехов в земледелии и животноводстве. Поэтому он пытается обобщить свой опыт, чтобы передать его другим крестьянам.
С 1918 г. Петр Глебович – активный сельский корреспондент, член общественных редакционных коллегий крестьянских газет, делегат Первой Всероссийской конференции  селькоров. Его статьи по вопросам сельского хозяйства часто печатают в различных газетах. Не ограничиваясь этим, Ярков, в виде брошюр, опубликовывает результаты своих  достижений в области мелкого крестьянского земледелия с простыми средствами обработки земли.
Не отрываясь от сельской работы в 1919 г. Петр Глебович принимает участие в организации молодежно-сельских, драматических и певчих кружков.  Он  был делегатом от своего Бронницкого уезда на Первом Всероссийском рабоче-крестьянском театральном съезде, проходившем под председательством Луначарского.
К началу Великой Октябрьской революции Ярков накапливает множество собранных им песен, множество наблюдений и знаний в области русского народного песенного искусства и становится искусным певческим мастером-умельцем, с огромным практическим опытом. Его непоколебимая убежденность в ценности, истинности и непререкаемости своих знаний в области русского народного певческого искусства основывается на умении играючи легко показывать свое вокальное мастерство, искусно «делать» песню, искусно тонко ее «отделывать», искусно передавать свой опыт и мастерство другим, несмотря на несистематизированность его знаний, теоретически не обобщенных вследствие отсутствия специального музыкального и систематического общего образования.
Ярчайшая творческая индивидуальность П.Г. Яркова всецело определила неповторимое своеобразие и обаяние созданного им в 1919 году хора. Народный хор объединяет крестьян окрестных деревень – Сельцо, Малышево, Денежниково, Нестерово. Основной целью, которую Ярков поставил перед собой в те годы, было сохранение для потомства «лучших, бесценных образцов народного музыкально-художественного творчества, прежде всего музыкальной основы, артельного характера и стиля исполнения» народной песни.
В 1921 г. хор, руководимый Ярковым, впервые выступает в Москве на собрании этнографической секции Государственного института музыкальной науки и получает высокую оценку музыкантов. Спустя 4 года (11 июня 1925 года) хор выступает на открытии «Дома крестьянина» в Москве. Выступление это сопровождалось большим успехом, и «Дом крестьянина» с этого момента взял хор под свое покровительство. Так хор становится профессиональным Московским хоровым коллективом, хотя и именуется хором бронницких крестьян. Начинаются его постоянные выступления в Москве, и  чередуются они с гастрольными поездками по стране. Хор приобретает огромную популярность и признание среди народа. А в 1926 году хор впервые выступает на радио.
В 1930 на всесоюзной Олимпиаде Искусств по русской народной хор занял первое место и был записан на Первый советский звуковой фильм. Более 40 песен записано на грампластинках.
В 1936 г хор с большим успехом выступал на Всероссийской хоровой Олимпиаде.
Во время Великой Отечественной войны хор выступает с огромным успехом на фронтах, в тылу и по госпиталям тяжело раненых и больных воинов: в городах Западной Сибири, на Урале, в Кузбассе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Более 500 концертов дал хор Петра Глебовича в это время.
В течение всех 24 лет под руководством Яркова (1921 – 1945) хор оставался носителем и пропагандистом подмосковной русской народной песни и многоголосного песенного строя. Песни хором не просто пелись, они «игрались» - происходили в действии, органически связывающем мимику, пляску и песню. Артисты хора никогда не стояли на месте, они танцевали, приплясывали, играли песню. Даже на репетициях никто не стоял без движения.
Очень своеобразно проходили и сами репетиции. Разучивание песни с хором и с запевалами проводилось по слуху с голоса самого Яркова. Петр Глебович начинал петь песню сначала с одним певцом, затем – с двумя, с тремя, и так далее, пока ее не разучивал весь хор. А одновременно могло звучать до 12 голосов. Это был трудный процесс работы над песней, ибо сам Петр Глебович все время варьировал напев, что мешало певцам усвоить основу песни.
При возобновлении разучивания песни на следующей репетиции Ярков снова вносит что-то новое в напев песни, изменял ее мелодический рисунок. Возникал спор между Ярковым и лучшими певцами, усвоившими напев с первой репетиции.
В работе над песней Петр Глебович не расчленял ее на поэтические строфы или на музыкальные фразы. Он песню воспринимал всю в целом, в единстве ее выразительного содержания, формы и средств воплощения. В основе работы над песней у него было верное ощущение «души» песни.
Отсюда многообразие импровизированных приемов, умелый выбор вариации, которые во многом зависели от необходимости наиболее выразительно донести текст песни, подчеркнуть значимость поэтического образа в песне.
Интуиция у Яркова работала всегда безотказно и служила ему путеводной звездой в работе над песней. Наиболее талантливые певцы его хора всегда работали над песней в контакте с ним и сравнительно легко и умело находили новые и оригинальные подголоски к данной мелодии, обогащая многоголосием основной напев песни. Глубокая внутренняя уверенность всегда окрыляла Петра Глебовича и сообщала певцам его хора смелость в поисках правильного развития хорового многоголосия в данной песне. Творческий процесс захватывал всех певцов – и молодых, и старых, в результате чего и создавалась отличная хоровая песня.
У Яркова было свое понятие слова «подголосок». Подголосками в его хоре назывались те голоса, которые умели поддержать непрерывное звучание хора, особенно на «стыках» между отдельными музыкальными фразами и между строфами. Эти подголоски больше всего заметны в подвижных песнях. Они как бы перебрасывают звучащий «мостик» от конца одной строфы к началу другой строфы, ни на секунду не позволяя песне «угаснуть» или хотя бы на мгновение прерваться.
Ярков по-настоящему был влюблен в песню. Пел он всегда охотно, истово, выразительно, иногда уводя мелодию в отдаленные от оригинала варианты, напевая, часто изменяя ритмическую, а порой и ладовую структуру песни. Исключительно тонко чувствуя «душу» песни, Петр Глебович умел передать хору свое понимание ее содержания, характера.
Влюбленность в песню, в красоту ее поэтического содержания была основной чертой исполнительского мастерства Яркова. В его манере петь ощущались радость, подлинно эстетическое наслаждение, доставляемое творческим воплощением песни.
В хоре Яркова было три группы певцов. Одна (старшая группа) – «кадровая». Это самые умелые певцы, знавшие в совершенстве весь репертуар Петра Глебовича, имевшие устойчивые (выработанные) художественные прием и опирающиеся в своем искусстве на глубокие народные традиции исполнения народных песен и оберегающие единство и чистоту песенного стиля.
Вторая группа – певцы среднего возраста, получившие уроки народного пения не у Яркова, а у других московских руководителей хоров народной песни. У этой группы наблюдалась некоторая пестрота в приемах исполнения народных песен, хотя каждый из исполнителей был по-своему интересен и талантлив. Чтобы привести их к единому стилю, надо было учитывать и положительные и отрицательные качества в манере их исполнения, приобретенные в иных хорах. Петр Глебович неустанно боролся с недостатками и теми сторонами исполнения, которые не отвечали его художественным представлениям.
Третья группа – молодые певцы, получившие первые навыки народного песенного искусства непосредственно у Яркова. Это была самая «благодарная» для творческой работы группа, которая добросовестно перенимала и напевы, и тексты, и манеру петь от Петра Глебовича и старших певцов хора.
Своеобразие хора определялось также и тем, что со свойственной ему настойчивостью Ярков упорно и истово придерживался народных приемов руководства хором и воспитания певцов. Несмотря на это, он уверенно вел за собой хор чисто народными приемами мастера-запевалы.
 Петр Глебович не дирижировал хором. Дирижирование в его хоре было принципиально отрицаемо в любой форме.  На сцене он всегда стоял с правой стороны хора. Запевая, он продолжал петь и вместе с хором, стремясь своим пением воздействовать на певцов, увлекая за собой. Когда он пел, то разводил руками в такт песни, раскрывая и закрывая ладоши. Но это не было проявлением нарочитой манерности; движения рук в такт песни заменяло ему дирижерский жест как для хора, так и для самого себя. Легким жестом он подчеркивал наиболее выразительные места в пении.
Ярков во время пения не «гипнотизировал» хор глазами, чаще всего он прикрывал глаза, как бы глядя в себя, и эта внутренняя сосредоточенность передавалась хору. Никакого напряжения в хоре не чувствовалось, песня лилась свободно, естественно: ритмический и тональный ансамбль был всегда чистый и стройный.
Этих приемов Петр Глебович придерживался вполне убежденно. Он стремился к строгому соблюдению творческого импровизационного варьирования подголосков всеми участниками хора. Стройность звучания хора и богатство выразительности искусным умением всех без исключения певцов спевшегося хора. Естественно, что при таком подлинно бытовом народном складе многоголосного пения песня звучала в хоре в различных случаях ее исполнения то захватывающе слаженно, то более бледно и вяло. Зато подлинность народного многоголосного искусства во всей ее трепетности живого дыхания соблюдалась нерушимо.
Такой нетронутой подлинностью живого звучания русского народного хорового пения Ярков дорожил более всего, более всего ее ценил. И велика была заслуга Петра Глебовича, сумевшего в условиях профессиональных выступлений хора на эстраде сохранить чистоту народного стиля, не скатиться на позиции псевдонародного исполнительства. Он не считался с тем, что в условиях профессиональной концертной деятельности ярко выраженный бытовой профиль хора неизбежно вызывал непреодолимые трудности, поскольку никогда не было и не могло быть уверенности в том, что в концерте песня будет звучать всегда одинаково слаженно и гладко. Хор был подлинным народно-бытовым хором, как бы пересаженным на профессиональную концертную эстраду.
По голосовому составу хор существенно отличался от известных в стране народных хоров наиболее полным составом голосов. В хоре были разные голоса: сопрано, альты, тенора, баритоны и довольно низкие басы. Басы обычно пели основной напев, иногда уходя вверх к тенорам, или опускаясь вниз.
Хор по своему репертуару и по характеру исполнения представляет собой большую этнографическую ценность. Он поет народную песню так, как пели ее в старину, стремится передать самый характер, стиль, приемы народной песни, все музыкальные и языковые особенности, характерные для старинного ее исполнения.
Хор Яркова пел без музыкального сопровождения. Это было одной из основ его певческого стиля. Лишь в последние годы он в плясовых, героических песнях и песнях советских композиторов допускал баян.
К народным песням и Ярков, и его хор относились творчески. Поэтому старинные песни в хоре звучали радостно, оптимистически, со светлой верой в великую правду своего народа. Петр Глебович настойчиво пропагандировал московские и подмосковные песни, как песни рабочие, рабоче-крестьянские. Однако, отбирал он их односторонне. Его внимание привлекали преимущественно фабрично-бытовые песни и в еще большей степени созданные в Москве и распространенные наиболее широко в среде сезонных и ремесленных рабочих новые песни XIX в.
Петр Глебович обладал ценными для советского человека чувством нового. В своих песнях он всемерно стремился отражать события современности. После Великой Октябрьской революции постоянный интерес к новым песням проявляется у Яркова в новой форме: он начинает создавать сам слова новых песен и распевает их вместе с созданным им хором чаще всего на напевы старинных песен, иногда на новые, создаваемые им напевы. Слова и напевы новых песен Ярков любовно вынашивал в себе, тщательно подыскивал образные выражения, точные слова и интонации для своих мыслей. Он создавал песни на современные ему темы, живо перекликающиеся с событиями жизни страны, глубоко народных по духу и по форме, проникнутых любовью к Родине.
В декабре 1945 года Петр Глебович умирает. Одной из причин смерти Петра Глебовича явилось подорванное здоровье. Он дважды (в 1927 г. и 1938 г.) по ложному доносу обвинялся в шпионаже и дружбе с иностранцем. Его «раскулачивают», конфискуют дом и сельскохозяйственные орудия, и сажают в тюрьму (в 1927 – на 5 месяцев, а в 1938 г. -  на 22 месяца).
Вот такой замечательный человек жил в Бронницком уезде. Петр Глебович был великолепным агрономом, образцовым крестьянином, активным селькором. А еще он всей душой любил и собирал русскую народную песню. Был организатором и руководителем крестьянского хора. Хор его был подлинным заповедником народного песенного искусства и не раз привлекался для демонстрации народных песен на лекциях в консерватории и университеты. Можно сказать, хор умирает вместе с его создателем, так как деятельность его прекращается 4 года спустя. Но до сих пор живут песни Петра Глебовича, записанные почти на 40 пластинках, живет людская память о нем.

Список используемых источников.

1. Автобиография. МИБ КП 897/2
2. «Русские народные песни Подмосковья, собранные народным певцом-умельцем Ярковым с 1890 по 1930г.» под редакцией профессора Е.В. Гиппиуса. Москва 1951 Ленинград.
3. А.Руднева «Петр Глебович Ярков певец и руководитель народного хора»
4. В.Сидельников «Русское народное творчество»
5. Научные работы, предоставленные Жарковой Е.П.


Рецензии