Достоинства и недостатки массовой культуры

Понятие «массовая культура» давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, характеризующей современное общество – общество потребления, в котором даже такой вечный ценностный ориентир, как искусство, стал предметом, в первую очередь, коммерческой выгоды, превратившись в «продукт массовой культуры».

Существует стереотип, что продукт массовой культуры не отличается ни высоким качеством, ни глубиной раскрытия, ни наполненностью моралью, ни оригинальностью подачи. К тому же принято считать, что массовая культура не создает ничего нового, а лишь переводит  высокую культуру в упрощенную форму с целью тиражирования ее для массового потребителя. Но тут же возникает закономерный  вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» Остается предположить, что не все так плохо в массовой культуре, и попытаться рассмотреть это явление чуть более объективно, чем это свойственно стереотипному мышлению.

Итак, что же такое массовая – или поп-культура? Выражаясь современным сленгом, массовая культура – это мэйнстрим, это такая культура, которая пользуется спросом и популярностью среди широкого круга потребителей,  она доступна и понятна каждому, будь то искусство, мода, литература, спорт, развлечения, быт. Можно сказать, что каждый человек в разной степени задействован в развитии массовой культуры, и для этого не нужны специальные знания  и умения: распространяя ее через соцсети, мобильные гаджеты, трансформируя на свой вкус, создавая что-то новое или каверы на уже существующие продукты, просто используя в повседневной жизни, человек уже становится участником процесса массовизации культуры.  Своим существованием поп-культура обязана средствам массовой информации, благодаря которым она, словно вирус, распространяется моментально, захватывая внимание самых различных слоев населения, преодолевая всевозможные географические условности.
Чем же обусловлена такая простота и доступность масскультуры? Тем, что по своей сущности она является чисто коммерческим товаром и ее главная задача – зарабатывание больших денег, что возможно лишь при условии, что она заинтересует широкий круг потребителей. Огромную роль в популяризации продуктов массовой культуры играет реклама, которая сама является ее частью. Из всего вышеперечисленного можно выделить первое достоинство массовой культуры, выросшее из ее главного недостатка – это ее вседоступность как результат ее коммерциализации.

К важным, но спорным достоинствам поп-культуры можно отнести то, что она зачастую использует продукты элитарной культуры в качестве основы. Это ведет не только к росту престижа новообразованного образчика потенциального мэйнстрима, но и способствует пробуждению интереса потребителей к оригиналу, знакомству с забытыми или ранее малоизвестными произведениями искусства. Спорным же здесь выступает следующий вопрос: теряет ли оригинал свою элитарную принадлежность после своей интеграции с поп-культурой? Конечно, нет. То, что создавалось под покровительством высокой культуры и было признано многими поколениями, остается непоколебимым шедевром, в то время как продукт симбиоза элитарной и массовой культур будет относиться к массовой культуре. Так, известнейшая работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является, пожалуй, одним из наиболее часто используемых в массовой культуре изображений, начиная с мемов в социальных сетях и заканчивая крупными рекламными кампаниями. «Мона Лиза» при этом не теряет свою уникальность и «душу», но и  мемы и рекламные кампании этого, к сожалению, не приобретают. В этом заключается ключевая особенность поп-культуры: если элитарная культура может спуститься до уровня поп-культуры, то поп-культура никогда не сможет подняться до уровня элитарной.  К менее кощунственным реинкарнациям шедевров в современной масскультуре можно отнести использование отрывков классических произведений в качестве музыкальных заставок к популярным ТВ – и радио – программам. Так, «Время вперед» Г. Свиридова стало заставкой к новостной программе «Время» на Первом канале, автоматически превратившись в элемент массовой культуры.

Массовая культура обладает еще одним важным, с точки зрения  глобализации, достоинством: охватывая все сферы жизни и все слои населения, стирая национальные, географические, этнические, социальные границы, она способствует развитию чувства единства людей в мире, позволяет им общаться на одном языке, будь то поп-музыка, поп-литература, популярные ТВ-шоу и массовое кино, язык соцсетей, модные тенденции и др.
В то же время многообразие форм и источников массовой культуры дает человеку свободу выбора и позволяет иметь собственное мнение, хотя выбор и является относительным – он ограничен теми рамками, которые установили СМИ и, в частности, реклама. Мы можем выбирать только из того, что нам известно, и пользоваться тем, что нам предоставлено в свободный доступ.

 Касательно личного мнения, оно действительно может быть любым, если только личность сформирована и способна мыслить отлично от конформистских взглядов. Примером могут быть Интернет-ресурсы вроде Кинопоиска, где каждый желающий может оставить свою как положительную, так и отрицательную рецензию на просмотренный фильм.


Какие бы преимущества не предлагала массовая культура, ее недостатки так же очевидны. Часть из них уже была отражена в приведенных в начале эссе стереотипах – это и низкое качество, и слабая моральная составляющая, и неоригинальность, - но помимо этого существует еще ряд существенных недостатков.

 Во-первых, массовая культура искажает культурные ценности, подменяет вечное сиюминутным, создает соблазнительный мир доступных удовольствий и проходящих идеалов, нескончаемых счастливых моментов, мир, в котором социальный статус зависит не от личных качеств, а от обладания набором престижных вещей типа модной одежды, новинок техники, билетами на мировые шоу  и пр. Это делает общество дезориентированным в духовно-ценностном плане, рождает неверные представления о морали, заставляет вести навязанный образ жизни, будь то еженедельный просмотр киноновинок, покупка очередного нового телефона или планшета или предпочтение одежды популярных брендов неизвестным маркам.

Во-вторых, недостаток массовой культуры – это ее короткая жизнеспособность. Продукт массовой культуры, являясь коммерческим предложением, устаревает так же быстро, как и входит в моду, хотя спрос на массовую культуру в совокупности всегда высок. Это делает неразумным ориентироваться на идеалы массовой культуры, ведь сегодня они одни, а завтра будут проповедоваться совершенно противоположные. В прошлом сезоне в моде были ботильоны, а в этом – тимберлэнды. Вчера все создавали каверы на  Gangam Style, а сегодня – на Harlem Shake. Массовая культура не терпит постоянства.
В-третьих, массовой культуре свойственно возведение в культ конкретного образа или вещи и поклонение ему (ей), что опять-таки является результатом

обширных рекламных и пиар-кампаний. Культ основан на желании быть таким же модным и популярным, как объект культа  (если это конкретный образ), или быть модным и поднять свой престиж, обладая предметом культа (если это вещь). Это выливается в  такой недостаток психологического плана, как зависимость от образа кумира и потеря индивидуальности.

Четвертый недостаток перекликается с третьим: продукт массовой культуры приобретается массовым потребителем или пользуется популярностью среди широко круга населения, что означает уравнивание вкусов, мнений, потребностей, стиля – то есть опять речь идет о потере идентичности и слабая возможность самовыражения через элементы массовой культуры. Это ведет к истощению творческого потенциала общества, застою в культурной сфере и, как следствие, к упадку общества в целом, ведь общество, питающееся лишь  массовой культурой,  обречено на деградацию.

Рассмотрев обе стороны массовой культуры, можно попытаться ответить на ранее поставленный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» На мой взгляд, это возможно по той причине, что производители продуктов массовой культуры чутко реагируют на текущее настроение общества, предлагают то, что релевантно его потребностям в данный момент. Массовый потребитель, в свою очередь, мысля категориями массового сознания, будучи  подверженным действиям толпы, не может отказаться от возможности почувствовать себя частью некоего единого организма, имеющего единые навязанные потребности. Также решающими здесь оказываются факторы доступности и простоты использования элементов поп-культуры, ее демократичность.
Но, хотя спрос на массовую культуру и высок, всегда найдутся люди, которые не станут закрывать глаза на ее недостатки и из чувства протеста или простого желания создавать что-то поистине стоящее и оригинальное будут творить для узкой аудитории или для себя то, что опередит свое поколение на несколько десятилетий. Это будет уже иная культура, отличная от массовой по всем критериям, но именно ей будет суждено развивать общество, и пока такая культура буде существовать, обществу не страшно развлекать себя такой приятной и простой, такой доступной и яркой поп-культурой.


Рецензии
Массовая культура огромными тиражами распространяет СИМВОЛЫ, которые затем приживаются в человеческом сознании.

Максим Гуреев   19.11.2020 01:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.