С чувством долга... Брусов Альберт Владимирович

С чувством долга перед собой и людьми.

Памяти Альберта (Олега) Брусова

               Чудодейственная сила поэзии удивительна: она сближает людей всех возрастов и профессий, разных взглядов и убеждений. На каждом определённом занятии литературного клуба «Свирель» появляются новые лица. Однажды это был О.В.Брусов – участник Великой Отечественной войны.
                О себе Олег Владимирович рассказывать не стал, хотя рассказчик он прекрасный и жизнь его проходила, можно сказать, в центре событий, она полна встреч с интересными людьми и незабываемых впечатлений.
                Призван он был в армию в Армавире, служил в Майкопе, учился в снайперской школе, а вот расформирование выпускников по военным частям совпало с окончанием войны. Брусов до 1946 года нёс воинскую службу в Иране, затем учёба в Тбилисском военном училище и служба в Германии.
                Гражданская жизнь началась в 1954 году и сорок лет была связана с самыми сложными событиями, в том числе и военными: Олег Владимирович, не расставшись  с военной специальностью, работал сначала осветителем, затем пиротехником на киностудии имени А.Довженко.
               Дебютировал Брусов в фильме «Педагогическая поэма», создавая выразительные пейзажи туманного утра. А вот в фильме «Трое суток после бессмертия» понадобилось всё пиротехническое мастерство, чтобы создать военную атмосферу, задуманную режиссером и оператором и выписанную по сценарию согласно событиям. Это фильм-памятник, он обессмертил подвиг защитников Севастополя 1942 года. Врезались в память не только взрывы, разрушенные дома, но и поле, и обломок самолёта, бунт в строю пленников, где Георгий Юматов, со связанными проволокой руками, вскакивает на танк  и отчаянно пляшет перед врагом, и другие кадры кинофильма.
               Фильм «Киевлянка» создавали, когда Киев уже был восстановлен: в Калининграде же ещё сохранились развалины после войны, их использовали для создания  военной обстановки на улице. А вот естественные заводские дымы Жданова и усиливать не надо было, к сожалению, будничное состояние этого города словно картины пожара в грозные годы.
               Много тысяч километров изъездил Олег Владимирович с пиротехнической группой, создавая правдивые картины жизни страны на экране. А какие знания, какое мастерство нужно было, чтобы сделать взрыв в машине (машина же при этом должна остаться целой), атомный взрыв (кадр его и сейчас хранится как лучший на Киевской киностудии имени А.Довженко), направленные взрывы!
               Кинолента «Нет неизвестных солдат» рассказывает об участии в войне всего народа. Ведь во время войны сражался весь народ. На съемках – дети. Понятно, что к мастерству нужно прибавить немалые педагогические усилия и убедительные слова, чтобы дети не боялись и вели себя естественно (ведь взрывы звучали, как настоящие).
               Звучат и звучат названия фильмов, даже дважды: «Как закалялась сталь» - в главной роли Василий Лановой и «Павел Корчагин» с Владимиром Конкиным в роли главного героя. Сколько такта и уважения к создателям художественных образов в кино! О Вере Марецкой (фильм «Мать») он говорит гордо: «Это слава русского кино, замечательная женщина. Общалась просто и естественно. Часто разговаривала с нами после съемок…».
Показывая снимки кадров из фильма «В бой идут одни старики», он объясняет, где и как сделаны комбинированные съемки, а где «натура», а о Леониде Быкове он говорит с отеческой любовью. Вспоминая артистов, он не только рассказывал о них, но и читал им свои эпиграммы:
 
              Леониду Быкову
Каким он славным парнем был!
А на работе был каков!
Ушёл из жизни молодым,
Хоть слыл прекрасным стариком.


              Олегу Янковскому
Он элегантен, как рояль,
Улыбка на лице, как вспышка,
Не жмите сильно на педаль:
Он восприимчив… слишком…


                Роллану Быкову
О том, что у народа так болит,
Его так долго мучило.
Он выпускает «Айболит»,
Затем снимает «Чучело».


                Михаилу Пуговкину
Расставшись с шумною Москвой,
Профессии не потерял ты
И загулял, как царь морской,
По набережной Ялты.

               «Ракеты не должны взлететь» - фильм, о котором Олег Владимирович рассказывает с волнением. Вия Артмане, Зоя Фёдорова – талантливые актрисы, занятые в этой картине. После этого фильма Зоя Фёдорова уже не играла: какой-то поддонок не пощадил женщину, убил.
               Одна фотография не относится к кинофильмам. На ней – те, кто ежегодно в День Победы салютует у памятников погибшим киноработникам. Это священный долг, хотя, по-моему, всё, что делал  этот талантливый и скромнейший человек, он  делал с чувством долга и перед людьми и перед собой…
               65-ю годовщину светлого Дня Победы киноработники будут отмечать без Альберта (Олега) Владимировича Брусова, которого ласково и гордо называли «Огонь». Последние стихи его «Быть или не быть»:

Вопрос поставлен:
Быть или не быть?
Вопрос простой, но
Сложен знак.
Ответ не менее простой:
Конечно, быть, но … как?

               Не смог справиться с бедой ветеран, оставшись один на один с болезнями, с нищенской пенсией. Сердце его не захотело начать очередной безнадёжный день в лживом мире беспредела.


Рецензии