Неявные противоречия. Мнение

В личной жизни мы предпочитаем полагаться на себя. Направляет нас по жизни только наше разумение. Но общество, как единый организм, тоже имеет на каждого из нас свои виды. Поэтому непременно появляются как явные, так и неявные противоречия между потребностями отдельного человека и потребностями общества в целом.

Современные люди более зависимы от социума, чем люди, жившие много веков назад. В большую зависимость поставил нас, как ни странно это звучит, научно-технический прогресс. Достижения в области науки и техники, безусловно, облегчили жизнь людей. При этом они не сделали самих людей лучше. И это закономерно.

Природные способности людей остались такими, какими они были раньше, а вот потребность в их развитии упала. Многие навыки, которые раньше были жизненно необходимы, отошли на второй план. Пропала даже необходимость развивать интеллект. Зачем? Компьютер выдаст массу готовых рецептов на все случаи жизни: только жми на клавиши. Для этого же большого ума не требуется, так, небольшой навык работы на ПК.

Как не парадоксально это звучит, но люди, создающие современные машины, современные технологии обработки и передачи информации, ставят не только машины на службу людям, но и вынуждают людей служить этим машинам. Попробуйте пообщаться с ними так, как вам того хочется, а не так, как того требует инструкция. Они моментально «взбрыкнут». Чтобы получить нужный результат, мы обязаны действовать по определённой программе, которую задают нам машины. И если для человека все машины разные, то для машины все люди одинаковые. Для машины нужен только профессиональный навык оператора, чтобы она не «сбоила». Машину не интересуют его человеческие качества. Машину не интересует его индивидуальность. Техника нивелирует индивидуальность людей. И чем более совершенной является техника, тем более эффективно она это делает.

Если посмотреть со стороны на человека, играющего в какую-нибудь сложную компьютерную игру, то возникает вопрос: кто же играет и кто кого использует? Можно сказать, что это человек находится в состоянии игры, а компьютер – только внешнее устройство, позволяющее ему поддерживать это состояние. Можно сказать и противоположное: компьютер находится в состоянии игры, а человек для него есть только внешний манипулятор, удерживающий его в нужной программе и задающий новые внешние условия. Сегодня люди обучают машины, создавая их по аналогии себе. Со временем появятся машины, которые будут обучать друг друга, которые будут совершенствоваться сами. Потом появятся машины, которые будут способны воспроизводить подобные себе устройства. И тогда люди станут не нужными машинам. Разве что, их будут использовать на самой примитивной работе, например, для разработки и поставки сырья. Правда, у современных машин это уже получается более эффективно. Наступит время, когда люди превратятся в своеобразных паразитов, живущих за счёт машин. И тогда… машины начнут бороться с ними. И они не будут учитывать индивидуальные особенности людей. Для них любой человек будет враг. Фантастика? Ничуть. Это только один из возможных вариантов развития событий в будущем. Любая хорошо структурированная система, не только биологическая, борется с паразитами, мешающими её существованию.

Современной экономической системе уже не нужны хорошие люди. Ей нужны хорошие специалисты. Политической системе тоже не нужны хорошие думающие люди. Внутри неё нужны только хорошие исполнители. Вне властной структуры нужны послушные «народные массы», в обязанность которых входит только платить налоги и идти туда, куда их ведут. Откликаясь на «требования времени», люди, не ведая того, приобретают навыки и черты, которые лично им не нужны. Эти приобретения не работают на развитие их индивидуальности. И не мудрено, ведь навыки эти должны способствовать использованию людей в угоду потребностям общества, этакого монстра, который пережёвывает всех, кто не пляшет под его дудку.

Навыки современного человека в основном помогают ему только включиться в общую систему искусственных ценностей – ценностей созданных людьми, но не более того. Живая индивидуальность, каковой каждый человек является от природы, в современном обществе постепенно замещается «винтиком» с конкретными свойствами. Свойства эти диктуются потребностями «общественного механизма». И что есть человеческая жизнь по сравнению с этими потребностями? Так, мелочь. Не сумел стать таким, каким тебя видит общество – будь любезен проследовать в общественные отходы… за ненадобностью. Вот только глянуть в глаза этому «обществу», чтобы понять его ожидания, не удастся.

Навыки современного человека не помогают ему выжить в естественных, природных, условиях. Они крайне далеки от естественной природы человека. Видно поэтому и стремятся люди разрушить естественные условия своего обитания. Они стремятся подменить их искусственной средой, к жизни в которой они уже приспособлены значительно больше.

За прошедшие века ни одна мировая религия, ни один политический строй не сумели предотвратить войны. Они не сумели предотвратить массовое истребление человека человеком. Более того, они сами провоцировали кровавые конфликты, в которых гибли миллионы людей. Многовековые достижения человечества, сделав жизнь людей легче, не сумели сделать их самих лучше и добрее. Зато на базе этих достижений было создано современное оружие – оружие массового уничтожения. Одно название чего стоит!
Странно наблюдать, как представители разных религий ведут между собой полемику о том, какая из религий «более истинна». Разве бывает истина «более» или «менее»? Какая разница, каким путём человек придёт к Богу? Все пути, которые приводят к нему, истинны и равнозначны. В таких дебатах как-то забывается сам человек, для которого и существуют эти религии. Или человек существует для религии? Или он, вообще, нужен только той или иной церкви?

Какую бы сферу современной общественной жизни мы ни взяли, конкретный человек находится в ней где-нибудь в стороне или на заднем плане. Как и раньше, современный человек одинок. Проблемы его жизни – это его проблемы. Решение же их не сдвинулось ни на йоту за прошедшие времена. Как был человек предоставлен самому себе в мире земном, так и сейчас он остаётся один на один с собой и своей жизнью.

Проблема отдельного человека не стоит выеденного яйца, если смотреть на неё в масштабах мира или в масштабах страны или государства. В то же время она мгновенно приобретает масштабность и значимость, если взглянуть на неё глазами самого человека. Для него его жизнь – это уже не «малость», это «большая величина». У человека нет другой жизни, чтобы одну отдать обществу, а другую оставить себе. У него нет и второй попытки прожить эту единственную, принадлежащую только ему жизнь. И совершенно не важно, кем она была дана Богом или родителями: она у него в этом мире и в этих условиях одна.

Отдельно взятому человеку не нужна вся «совокупность знаний, выработанных человечеством». Его вполне устроила бы та их часть, которая позволила бы жить долго, не испытывая боли. Ему интересна та их часть, которая позволила бы в добром здравии воплощать свои желания. Ещё лучше, когда эти знания позволят прожить жизнь в достатке. Ну, и совсем будет хорошо, когда они позволят жить в комфортных условиях. Причём, комфорт желателен не только внешний, для тела, но и внутренний, для души. Эта ситуация лишь отражает противоречие, которое существует между знаниями отдельного человека и общим познавательным процессом, в котором участвуют все думающие люди. Информация об истине доступна всем, но истинные знания – знания законов реальности – являются достоянием только отдельных личностей.

В неразрешимом противоречии – противоречии между обществом и человеком – прячется основная проблема нашей жизни. Чтобы мы ни говорили, каждый из нас стремится построить свою индивидуальную жизнь. Каждый из нас руководствуется при этом своими личными интересами. Общество же стремится направить нас в русло интересов общественных. Интересно только знать: из чьих «личных интересов» складываются эти «интересы общественные»?

Для того чтобы интересы отдельно взятых людей и общества совпали, высокого благосостояния мало. Благосостояние всегда будет разным у разных людей, и это отличие всегда будет разъединять их. Необходим высокий уровень интеллектуального и духовного развития каждого человека. Необходимо, чтобы вектор этого развития совпадал у большинства людей. Для этого требуются соответствующие условия, но и в этих условиях обязательно появятся противоречия между интересами отдельного человека и интересами сообщества. 


Рецензии