Кто свободней?

   Кто свободней: люди, верующие в Бога, или неверующие? Думаю, что люди не религиозные сразу ответят: «Конечно, мы свободнее, чем верующие!» И, на первый взгляд, это кажется правдой. Верующие люди обременены множеством ограничений в поступках и даже в мыслях. В их жизни всегда присутствуют какие-то запреты, обязанности, послушания. То у них пост, то говение, то время молитвы. Всё это представляется человеку, далёкому от веры, собранием каких-то нелепых предрассудков, усложняющих жизнь. Любимое их выражение по поводу всего этого: «Бред! Как можно верить во все эти нелепости и вести себя так, будто живёшь в средневековье?! – Человек царь природы, перед кем он должен отвечать, кого бояться? – Мы свободные люди, никого не боимся и ответственны только перед самими собой, перед своей совестью!» – Правда, те, кто упоминают про совесть, это обычно, люди пожилые и начитанные. А кто помоложе, да пошустрее, вообще ограничивают себя лишь рамками личной безопасности.

   Интересно, что даже многие верующие люди считают себя менее свободными, чем прочие. Слишком очевидной кажется им свобода неверующих, их раскованность и возможность творить свою волю, пусть даже и с риском. Собственно, именно эта притягательная убедительность самовольной, личной свободы и стала причиной отпадения от веры многих христиан в начале ХХ века. Развитие науки и техники, широкое распространение начального образования сделали совершенно «очевидными» для широких слоев народа «нелепость религиозных суеверий» и преимущества «свободного» неверия.
   Ох, как заманчива была эта свобода! – А последствия? – «Если Бога нет, то всё позволено!». Вот и разгулялась народная вольница век назад. Благо, и вожди нашлись, правда, не вполне бескорыстные. Да так разгулялась Россия, что мы и спустя сотню лет расхлёбываем последствия этой свободы! – Сидим сейчас у разбитого корыта. – Причём, каждый у своего, поодиночке. И, как ни странно, снова слушаем крики, что церковь посягает на свободу и права человека.

   Надо ли говорить, что в большой степени, эта трагедия была следствием поверхностных, примитивных представлений о свободе, о науке и о вере? – Наверное, надо, раз такие взгляды преобладают и сегодня… Так что вопрос, которым мы здесь озадачились, оказывается вовсе не праздным, а очень даже актуальным. Но, как же нам приблизиться к пониманию, что такое свобода и кто свободен? Свободен ли человек, разорвавший все путы, все обязательства, накладываемые на него обществом? – Не спешите сказать, что ответ ясен! Давайте судить по плодам! Прекрасно, по-моему, выразил это Григорий Померанц – современный мудрец, недавно покинувший этот мир:

«Опыт последних веков показал, как опасно доверять логике, не поверяя ее сердцем и духовным опытом. Ум, ставший практической силой, опасен. Опасен научный ум со своими открытиями и изобретениями. Опасен политический ум со своими реформами. Нужны системы защиты от разрушительных сил ума, как на АЭС — от атомного взрыва. Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра… Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию)».(Саморегулирующаяся вавилонская башня. http://www.pomeranz.ru/p/pub_babil_tower.htm)

   Вернёмся, однако, к нашему личному выбору. – Когда ты сметаешь барьеры всяческих «условностей» неплохо было бы задуматься: в каком направлении ты рвёшься? Что даст тебе желанная свобода – минутное удовлетворение самолюбия, утоление страсти, сменяющееся ещё более жадным желанием, или выход к новому пониманию жизни и подлинному творчеству? Потому что в первом варианте, ломая барьеры, ты двигаешься к порабощению твоей души желаниями и страстями. Ведь кроме пут внешних есть и внутренние.
   Свободу нельзя понимать, как просто возможность исполнять всё, что тебе захотелось в данный момент. Потому что такое потакание любому своему желанию может сильно ограничить наши возможности в будущем. В качестве примера могу привести всем понятный случай т.н. «вредных привычек». Они настолько распространены и вредны, что благодаря им, половина населения нашей страны стала недееспособной. И это тоже результат «освобождения» от нравственных законов.

   По моему глубокому убеждению, существует только одна подлинная свобода – свобода от зла. "Жить не по злу", не творить греха – только эта свобода является созидающей. Только такая свобода, и в личном и в общественном плане, дает душе плодотворную и мирную возможность развития творческих сил. Так что проблема свободного выбора оказывается при углублённом рассмотрении, проблемой распознавания добра и зла.
  Зло всегда прикрывается личиной блага. Разве любить себя плохо? Ведь даже в Библии написано: «Возлюби ближнего, как самого себя». Любить себя, потакать себе – так естественно! И не всякий задумается – что же в себе надо любить? А может, что-то нужно в себе и возненавидеть, иначе попадёшь в наихудшее из всех возможных рабство? – Решение этой проблемы старо, как Библия. – Возлюби в себе благодатные дары Божьи, возненавидь зло, посеянное дьяволом – и ты обретёшь свободу!
      Но, редко кому удаётся разделить в своей душе зёрна от плевел самому, без обращения к Богу. Он даёт нам возможность увидеть мерзость запустения душ наших. Чтобы очиститься от грехов, воля человеческая должна устремиться к Воле Божьей, соединиться с ней. - Человек кается в содеянном зле, а Бог внимает и снимает оковы грехов, если покаяние искреннее. Это проверено двухтысячелетним духовным опытом христиан. Каждый, кто хочет стать поистине свободным, может этот путь повторить …


Рецензии