Преступление

- В последнее время все чаще и чаще в телевизионных новостях упоминают о случаях самоубийства  юных, молодых и не очень молодых людей. Иногда обвиняют и учителей, якобы причастных к суициду среди школьников. Я не хочу спорить на эту тему, так как сама отработала в школе около пятидесяти лет. Знаю не понаслышке, как доводят ученики учителей, так сказать, до «белого каления», как бездумно равнодушны, а порой и жестоки педагоги, - так начала беседу Валентина Петровна, седая, все еще довольно красивая женщина. Старухой ее назвать язык не поворачивается, так как,  несмотря на свой преклонный возраст (73 года) она  сохранила не только ясный разум, но и приятную внешность, и стройность фигуры.
- За мою полувековую учительскую деятельность ни разу такая беда не случалась с моими учениками в тех школах, где я работала, -  продолжала она. – Правда, однажды я долго не могла прийти в себя, когда узнала, что мой бывший ученик, закончивший школу несколько лет тому назад, Димка Старопольский, покончил жизнь самоубийством из-за измены жены. В том ли была причина или в чем-то другом, доподлинно не известно. Ругала себя за то, что видела его мельком в переполненном троллейбусе и не протолкалась к нему, не поговорила. Вначале не узнала его, так он переменился, возмужал. А каким красавцем стал – просто загляденье!Как говорят в таких случае: Ален Делон отдыхает! Так и просился на обложку модного журнала. И вот такое ошеломляющее известие!  Буквально через несколько дней  узнала об этом ужасе. Все думаю, почему не поговорила, почему не послушала своего внутреннего голоса! Может и не случилось бы того, что случилось. В школе он был  мальчиком с  трудным характером, но знания схватывал на лету. Молодой, красивый, здоровый, и нА тебе! Зачем?! Довели?
Если металлический трос ударить топором, то его не сразу разрубишь на части. Точно также и человеческая нервная система не сразу дает сбой.  Ее надо систематически разрушать, чтобы довести до ужасного конца.
  - Ну, хорошо, я с Вами согласен, что с одного маха такие смертельные поступки не совершают. Но в чем же Ваша вина с этим Вашим бывшим учеником? Разве Вы могли ему чем-то помочь? – собеседник Валентины Петровны, мужчина  лет пятидесяти, спортивного телосложения, тоже ее бывший ученик,  недоумевающе пожал плечами.
 - Объясняю. Человеку в таком состоянии часто нужна поддержка или, хотя бы, собеседник, перед которым можно вылить часть переполняющей его горечи. Даже не горечи – отравы. Когда такого человека нет, происходят самые ужасные вещи, в том числе и самоубийства.
 - А объясните, пожалуйста, Ваше «якобы». Вы сказали, что учителя «якобы» доводят учащихся до самоубийства. Это не так?
 - Давайте рассуждать логически. Даже, если хотите, с помощью математики. Один учитель «злодей» преподает свой предмет в школе обычно два раза в неделю. Это  пять с половиной часов в месяц. По сравнению с часами, протекшими дома, на улице – это мизер. Ведь не все учителя хором «докапываются» до ученика, «добивая» его на каждом уроке каждый день. Даже, если возник конфликт с учителем, то он не длится «вечно». Вот и вывод: не там ищете причину, господа. Скорее всего,  конфликт на уроке, чаще всего спровоцированный самим учеником,  – последняя недостающая капля. Но чашу заполняли в другом месте. Родителям некогда вникать, чем живут их чада. В конце концов,  ребенок замыкается и отстраняется от семьи. Друзья, если они есть, а не просто «пацаны с нашего двора»,  такого же самого уровня развития, то есть не  могут помочь дельным советом подростку. Вот и остается ребенок один на один со своими проблемами. Неразрешимыми, как ему кажется. Самоубийство для ребенка – это желание отомстить за равнодушное и несправедливое отношение к нему.
- Ну, ладно, дети таким путем пытаются отомстить. А молодые люди?
- Молодого человека, (и  юношу, и девушку) доводит до самоубийства несчастная любовь или отсутствие ее.  Или если они узнали о неизлечимой болезни. И почему-то не ставят под сомнение диагноз врача, может быть, не совсем компетентного. Тем более, что неизлечимые сегодня болезни, завтра, возможно, окажутся вполне излечимы. Надо только подождать. А человеку, оглушенному неожиданным страшным известием,   кажется, что больше уже ничего хорошего не будет.
  Или бросил (бросила) любимый (любимая), да еще наговорил (наговорила) кучу гадостей при расставании. Особенно злы на язык в этом случае девушки (женщины). Мужчины, обычно, многие конфликтные задачи решают кулаками. Подрались, выпустили пар, получили адреналин и квиты. А «слабый пол» старается посильнее «укусить», подбирая самые уничижительные слова, оскорбления, даже заведомую ложь, лишь бы ударить больнее. И это может быть той самой пресловутой каплей.  «Людской язык страшнее пистолета», - говорил Грибоедов недаром. Обидные слова очень больно ранят, и долго не заживает душевная травма. Вся беда в том, что о целительном действии времени молодежь не знает или не верит. Им, молодым надо все сразу и сейчас.
- А люди старшего возраста? Почему они решаются на такой отчаянный шаг?
 - В твоем вопросе уже есть ответ. Именно отчаяние, безысходность толкает человека на этот шаг. Здесь причин «ахового» состояния бесчисленное множество. В том числе и равнодушие, вакуум, в который попадает человек, лишившись работы, близких и многое другое.
- Извините за бестактность, Валентина Петровна, но Вы так все разложили по полочкам, будто сами все это пережили.   
-  Не извиняйся. Дело в далеком прошлом, но я тоже однажды едва не покончила со своей жизнью. Из-за несчастной любви. Влюбилась в школе в мальчика из параллельного класса. До дрожи в коленях, до умопомрачения. Почти два года не показывала своего чувства и никому не рассказывала о нем. Но лучшие подруги или догадались, или я сама не выдержала и проговорилась, уже не помню. И, как говорится, слух дошел и до моего избранника.  На выпускном вечере он хотел подойти ко мне, поговорить. Но одна одноклассница наговорила ему обо мне всяких гадостей, и он так и не подошел. Ничего об этом не зная, уехала я из родного села, от своей неразделенной любви, в Среднюю Азию. Ни родных, ни друзей вокруг в чужом городе. Приняли на работу в геологоразведку. Отношения между рабочими и инженерным составом сложились хорошие, дружеские. Поселили меня и еще одну девушку, Лизу,  на квартиру. «Сердечного друга» у меня не было, и я к этому не стремилась. Все еще оставалась с мечтами о  своей школьной любви.  Однажды в воскресенье, оставшись дома одна (Лиза уехала на целый день), я и решилась на самоубийство.  За несколько дней до этого решения я и Лиза едва не  умерли от угарного газа. Жили мы недалеко от границы с Афганистаном. Печей в домах не было. Где взялся угарный газ? От примуса. Лиза затеяла стирку, и примус целый вечер горел в комнате,  вываривая постельное белье. Потом мы варили ужин. Не проветрив комнату, уснули. Часа в два ночи я почему-то проснулась и вышла во двор. Там и упала, потеряв сознание. Грохот от упавшего тела и задетого при этом ведра услышала женщина из соседней комнаты. Так нас спасли. А через пару дней я получила письмо от подруги, оставшейся в родном селе на Урале.  Она мне описала всё о моем сердечном избраннике, его попытке поговорить со мной и о «медвежьей услуге» моей одноклассницы. Я рыдала, рыдала, а потом и решила. Залила в примус керосин, зажгла и начала писать письма маме, подругам. Потом меня стало клонить ко сну. Примус оставила зажженным и легла спать. Спасла меня  Лиза, которая вернулась неожиданно и все сразу поняла. Открыла настежь дверь и окно, вызвала «Скорую». Слава Богу, осталась жива. Больше таких глупостей уже не делала. Все потихоньку утряслось, хотя свою первую любовь я помню до сих пор.
   - Да, слава Богу. Ведь Вы сделали для нас так много хорошего. Значит, с потерей каждого человека, Земля и люди теряют частицы таланта, добра, справедливости и еще много-много чего дельного, значительного. И эти потери невосполнимы.  Все люди должны это понимать и отказаться от мысли покинуть этот мир добровольно. Это должны знать все. Жизнь каждого индивида бесценна.
- Я считаю, что  суицид, - это преступление перед родными, государством, перед всем человечеством.
 Кроме того, женщина – хранительница домашнего очага. Так оберегайте же свой очаг, свой дом, своих детей  и своих мужчин! И не оставляйте своих родителей без внимания.


Рецензии
Это просто бедствие для нашей страны. Это показатель всеобщего неблагополучия, потому что получается, что нигде ребёнку нет спасения - ни дома, ни в школе, ни во дворе, ни в спортивной секции... Нигде. В нашем обществе одиноко человеку.
Я согласна с вашей мыслью: " Самоубийство для ребенка – это желание отомстить за равнодушное и несправедливое отношение к нему". в целом так. Меня очень волнуют самоубийства подростков - обрыв жизни, которая уже готова совершиться во всей её ценности. Утрачивается высшая, данная свыше драгоценность. Тоска.
Спасибо за то, что вы подняли такую общественно значимую тему.

Эль Фаустова   27.03.2013 16:01     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и рецензию. Всех Вам благ.

Вера Ежова   09.04.2013 01:26   Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна. Спасибо за прочтение и комментарий.

Вера Ежова   21.06.2013 00:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.