Механизмы влияния на интеллигенцию, 1946-1964

ВЛАСТЬ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ПРОВИНЦИИ В 1946 - 1964 ГГ.: ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ

Влияние власти на деятельность интеллигенции - обязательный элемент общественной жизни в любом обществе. Характер этого влияния определяется историческими традициями, формой правления, политическим режимом, идеологическими приоритетами власти, спецификой политической культуры и менталитета, особенностями международного положения и другими факторами. В СССР в 1946 - 1964 гг. система влияния власти на интеллигенцию (в данном случае речь идёт только о художественной и вузовской интеллигенции) включала в себя следующие основные механизмы.

1.Кадровая политика. Система подготовки, подбора и расстановки кадров.

Партийные органы стремились, чтобы на ключевых постах в учреждениях культуры, науки, образования были, с одной стороны наиболее авторитетные и опытные работники, но, одновременно, наиболее тесно связанные с властью идейно и организационно. В первую очередь это определялось членством в ВКП(б) ; КПСС, поэтому существовали должности, занять которые без наличия партийного билета было сложно.

Следует обратить внимание, что власть не создавала барьер между собой и художником, наоборот, она пыталась вобрать его в себя, полностью встроить в систему. Например, редактор областной газеты совмещал функции партийного работника (член бюро обкома), администратора и руководителя журналистского коллектива. Для минимальной успешности карьеры была необходима лояльность (при Сталине абсолютная) власти, для большей, помимо творческих успехов, ещё и серьёзная активность идейно-политического характера. Можно было быть беспартийным актёром, художником, а вот руководителем театра или отделения Союза художников ; невозможно. Но и вступить в партию интеллигенту было не всегда просто. Необходимо было ждать «место», а в ожидании этого проявлять себя на общественной работе. Некоторые выпускники вузов, понимая эту сложность, старались вступить в КПСС в период службы в армии.

2.Различные формы партийного, административного и общественного влияния и контроля.

Поскольку ВКП(б) - КПСС была фактически важнейшей частью государственной системы партийное влияния совмещал в себе как административный, так и идеологический контроль. Он охватывал практически все сферы жизни интеллигенции. Главным координирующими органом партийного контроля были отдел пропаганды и агитации, имевшийся в каждом райкоме, горкоме и райкоме ВКП(б) ; КПСС. Этому отделу подчинялись управления культуры при соответствующих исполкомах. Профессиональную деятельность образовательных и научных учреждений курировали отделы школ и вузов (вузы контролировались в основном обкомом).

Помимо партийного руководства номенклатурных работников, существовало влияние местной партийной организации, осуществлявших политическое и идеологическое руководство над всем коллективом, в том числе и беспартийными коллегами.

Административный вид контроля необходим для эффективной работы. В советское время административный контроль также носил определённый идеологический оттенок, поскольку именно такой оттенок должна была носить почти любая творческая активность. В меньшей степени это касалось естественных и технических наук, хотя и там в конце 1940-х гг. проводились идеологические кампании, затрагивающие профессиональную деятельность (борьба с вейсманистами, кибернетикой и т.п.).

Влияние общественных организаций и творческих союзов было тесно связано с административным и партийным контролем. Руководство творческими союзами осуществлялось как партийными органами, так и управлениями культуры. Это руководство включало как оказание различного рода содействия, так и идеологический контроль. Члены союза художников, писателей контролировались руководством союза в том числе и через экономические механизмы. К примеру, ухудшение отношений с руководством отделения творческого союза, а тем более потеря официального статуса, почти неизбежно приводили художника к потере творческих заказов и возможности продавать свои работы.

Цензура занимала особое место в деятельности учреждений науки, культуры, не говоря уж о прессе. Цензурный надзор касался не только сведений, составлявших государственную тайну. Он также был связан с идеологическими вопросами и контролировал деятельность художественной и научно-педагогической интеллигенции.

Контроль спецслужб. Органы госбезопасности (МГБ ; КГБ) осуществляли негласный контроль общественно-политических настроений интеллигенции, используя своих агентов в среде интеллигенции. В случае проявления нелояльности к таким людям могли применяться те или иные формы репрессий. Угроза внесудебных и судебных репрессивных акций оказывала сдерживающее влияние на рост инакомыслия, способствовало усилению самоцензуры.

3.Идейно-воспитательные мероприятия постоянного характера и идеологические кампании.

Идеологическая легитимация власти в советском обществе не могла не сказаться на характере идейно-воспитательной деятельности в СССР. Идеологические мероприятия были постоянным элементом жизни всего общества, в том числе и интеллигенции. Мощная политическая социализация советских граждан осуществлялась в системе образования (начиная с дошкольных учреждений и кончая аспирантурой), общественных организациях (пионерия, комсомол), средствах массовой информации, учреждениях культуры, по месту работы и по месту жительства. Приступая к профессиональной деятельности, представители интеллигенции была уже подготовлена идейно и организационно к идеологической стороне своей работы. Многие воспринимали как должное, верили в необходимость такого политического воспитания. Те, кто по каким-то причинам выбивался из общего ряда, мог не просто потерять работу, а оказаться в полной изоляции. Власть старалась бороться с несанкционированным распространением информации (радиоголоса, самиздат), чтобы сохранить полную информационную монополию.

Вторая половина 1940 - начало 1950-х гг. отмечены крупными идеологическими кампаниями по борьбе с безыдейностью, низкопоклонством перед Западом, космополитизмом и др. Власть значительно сужала рамки разрешённого для интеллигенции, усиливали атмосферу страха и доносительства. Помимо кампаний, которые оказали значительное давления на деятельность интеллигенции, в сталинские времена все осваивали по многу раз в кружках по месту работы «Краткий курс истории ВКП(б)», биографии Ленина и Сталина, диамат и истмат, политэкономию.

В хрущёвские времена продолжали работать различные кружки политпросвещения, активно действовали университеты марксизма-ленинизма. (Посещения их нередко было «добровольно-принудительными»). Кроме того, постоянно читались лекции по линии общества распространения политических и научных знаний (позднее общество «Знание»). На собраниях трудовых коллективов и на открытых партсобраниях проводились обсуждения важнейших партийных и государственных документов: материалов пленумов и съездов партии, народно-хозяйственных планов, внешнеполитических заявлений и т.п.

Таким образом, система влияния, осуществляемая властью, была многоплановой и взаимосвязанной. Партийные, государственный, административные, общественные, карательные, пропагандистские, экономические, нормативные механизмы создавали сложный комплекс воздействия не только на внешнее поведение, но и внутренний мир интеллигенции. Интеллигенция не только противостояла власти, но активно действовала вместе с ней, зачастую полностью разделяя многие ценности официальной пропаганды.

Конечно, годы «послевоенного сталинизм» и «оттепели» имели свои особенности как в формах влияния власти на интеллигенцию, но система в целом сохранилась. Этот фактор в немалой степени способствовал формированию особой политической культуры советского общества (со всеми его плюсами и минусами), носителем которой являлась интеллигенция. (См. подробнее: Сизов С.Г. Интеллигенция и власть в советском обществе в 1946 – 1964 гг. (На материалах Западной Сибири): Монография. В 2-х ч.: Ч. 1. «Поздний сталинизм» (1946 – март 1953 гг.). Ч. 2. «Оттепель» (Март 1953 – 1964 гг.). – Омск, 2001).

Впервые опубликовано:

Сизов С.Г. Власть и интеллигенция в провинции в 1946 - 1964 гг.: основные механизмы влияния // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества, интеллектуальные ландшафты (конец XIX в.- нач.: XXI в. Материалы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием, посвящ. 10-летию Сиб. филиала Рос. ин-та культурологии МК РФ (Омск, 29 сент. - 3 окт. 2003) / Отв. ред. В.Г. Рыженко, В.П. Корзун.-Омск ОмГУ, 2003. - С. 319 - 322. - 0,2 п.л.


Рецензии