Гуманитарные науки и инженерное образование

С полным основанием можно утверждать, что ХХI век будет веком не только информационных технологий, но и вызовет новый интерес к гуманитарным знаниям. В наш компьютерный век приходит понимание того, что проблемы, которые сегодня возникли в природе и обществе являются следствием нарушения сбалансированности в системе «наука – культура», отступлением техногенной цивилизации от требований культуры и духовности.

Современный уровень научно-технического прогресса, вызовы общественного развития требуют, чтобы инженер обладал u гуманитарными знаниями. В противном случае это порождает ряд экономических, социальных и экологических проблем, в основе которых лежит дисгармония между человеком и техникой, между человеком и природой. Само знание, как известно, не является гарантией формирования высокой культуры личности, но даёт необходимую базу для движения в этом направлении. Отчуждение человека от культуры ведёт к «обескультуриванию» личности. Не случайно многие наиболее развитые студенты технических вузов не хотят быть только «технарями», а активно занимаются в вузовских центрах искусств, с интересом пишут работы по гуманитарным наукам, увлекаются спортом.

Гуманитарное образование – основа выработки многих важнейших ценностей человека. Это образование необходимо для формирования целостной высоконравственной и социальноответственной личности. И если эти ценности не будут привиты, значит, их место займут другие, далеко не самые лучшие ценности. Чтобы решить сложную задачу по формированию личности студента в техническом вузе, надо строить систему образования как сложный комплекс естественнонаучного и гуманитарного знания, чтобы на выпускника смотрели не только как на хорошего специалиста, но и как на человека просвещенного, культурного, ответственного. А по-настоящему культурный человек не подпишет акт фальшивой экспертизы, откажется засорять землю ядами или скрывать правду об экологическом состоянии окружающей среды. Если же ему придётся принимать решения, касающиеся судеб родного города, региона, страны он будет исходить в первую очередь из норм закона, интересов жителей, а не эгоизма транснациональных корпорации.

В советское время гуманитарные науки находились в прокрустовом ложе идеологических схем, несли серьёзный урон из-за давления власти. Сегодня это давление значительно ослабло, но появились иные беды, связанные с теми кризисными событиями, которое переживает наше общество после крушения СССР. Под предлогом деидеологизации страну захлеснули мутные волны бескультурья, русофобии, американизации, были отброшены многие важнейшие нормы человеческих взаимоотношений, предаются забвению замечательные достижения национальной науки и культуры. И в этих условиях роль гуманитарных наук значительно возрастает.

Безусловно, в техническом вузе приоритет должен отдаваться естественно-научной и технической подготовке студентов. Но, при всём при этом, конечно, нельзя забывать и о гуманитарном образовании. Нам нужна полноценная более углубленная программа гуманизации и гуманитаризации образования, нацеленная на полноценное развитие личности, гуманистическую ориентацию профессиональной подготовки.

Некоторые положения этой программы уже отражены в официальных документах, в том числе в «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.». Дело только за тем, чтобы эти положения воплощать в жизнь, и, в частности, в практику вузовского воспитания. К сожалению, здесь существуют препятствия политические, финансово-экономические, кадровые, психологические.

Целью инженерного образования, как уже отмечалось, должно стать не только формирование технических знаний и умений, но, одновременно, воспитание ответственной личности, способной правильно и грамотно использовать эти знания. Отсюда следует, в частности, что выпускники инженерного вуза должны уметь дать анализ социальных последствий технического решения. А для этого необходимо получить широкую обществоведческую подготовку. Разумеется, это должно сочетаться с одновременным повышением уровня преподавания гуманитарных наук, с возможность студентам выбирать те или иные курсы.

Гуманитарным кафедрам следует учитывать меняющуюся ситуацию, возросшие запросы к качеству преподаваемых дисциплин, в том числе дисциплин по выбору. Вместе с тем трудно согласится с теми, кто предлагает чисто утилитарные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин: «пригодится» или «не пригодится» тот или иной спецкурс «на рынке труда». К государственному высшему образованию, я убеждён в этом, с такой позицией подходить нельзя. В вузе преподаватели не просто готовят некое приложение к производственному процессу, они воспитывают многогранную личность, гражданина, патриота.

Преподавание гуманитарных наук тем более актуально, что многие молодые люди, как показывают наши наблюдения, имеют, мягко говоря весьма смутные представления о важнейших социальных процессах и явлениях, происходящих в нашей стране и за рубежом. Не имеют собственной гражданской позиции, не имеют достаточно знаний и умений, чтобы правильно вести дискуссию, грамотно подготовить и провести выступление. Эти знания и умения они должны получать не в последнюю очередь на занятиях гуменитраными науками.

Разобраться в сущестувющих общественныъх процессах молодому человеку не всегда просто. Существующая ныне политика в области средств массовой информации (и в первую очередь на телевидении) не только не способствует развитию таких знаний, но, на наш взгляд, нередко осложняет процесс полноценной социализации молодых людей. До сих пор на центральных каналах появляются телепередачи и фильмы сознательно искажающие историчечскую правду, стремящихся замолчать, а то и просто облить грязью достижения отечественной науки и культуры. Специалисты говорят о происходящей примитивизации культурных стандартов, навязывании так называемой «макдональдизации». Рост алкоголизации и наркотизации молодёжи, расширение различных форм девиантного повидения становятся колоссальной общественной проблемой. Можно ли ей противостоять без гуманитарных знаний? И это налагает на специалистов-гуманитриев особую отвественность за образование и воспитание молодого поколения.

Для многих людей современной России, особенно для молодого поколения, порвалась «связь времён». В результате человек превратился в удобный объект для манипулирования его сознанием, широкий поток образцов западной «масскультуры», который при пренебрежительном отношении к культуре пущен на самотек, развращает вкусы публики, причем не сам по себе, а на фоне отсутствия эстетического воспитания. И как тут не вспомнить вновь о гуманитарных науках: солидная гуманитарная подготовка призвана помочь студенту преодолеть узкие горизонты технократизма. приобщиться к знаниям, творчеству и обеспечить развитие его политической культуры, эмоциональной культуры и культуры общения.

Современный учебный процесс требует преподавателей, умеющих творчески мыслить, способных ориентироваться в больших массивах информации, быть в курсе важнейших событий, происходлящих в мире. И не просто быть в курсе, а уметь их анализировать и учить этому анализу студентов. Речь идёт, конечно, не о навязывании каких-то выводов, а о методах и алгоритмах этого анализа.

Всё более настоятельной потребностью становится расширение форм и методов работы со студентами. Популярным, например, становится использование игровых методов в обучении, в том числе и в преподавании гуманитарных дисциплин. Очевидно, сегодня возрастают требования и к техническому оснащению гуманитарного образования. Как показывает опыт, использование диапроекторов, подсоединённых к компьютеру, позволяет более успешно решать многие преподавательские задачи, усилить интерес студентов.

Гуманитарные науки сегодня доказали свою востребованность и у общества, и у студентов. Преподавание истории, политологии, психологии и других дисциплин социализирует молодого человека, снижая долю потенциальных маргиналов, социопатов и т.д., в перспективе формирует граждан страны, усвоивших традиционные национальные ценностные ориентации, права и обязанности. Наша общая задача сделать всё возможное, чтобы из стен технических вузов выходили высокообразованные специалисты. Неотъемлемой частью этого высокого образования являются гуманитарные знания.

Впервые опубликовано:
Сизов С.Г. Гуманитарные науки и развитие инженерного образования // Инженерное образование в условиях вхождения России в Европейское пространство: Материалы юбилейной научно-метод. конф. Омск, 2 – 3 февраля 2006 г. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – С. 138 – 141.


Рецензии
"В советское время гуманитарные науки находились в прокрустовом ложе идеологических схем, несли серьёзный урон из-за давления власти. Сегодня это давление значительно ослабло"

Каким оно было, таким и осталось. В советские времена идеологический "гнет" имел оттенок марксизма-ленинизма, понимаемого, заметим, весьма вульгарно, сегодня идеологии "деидеологизации". Этакого потребительского гедонизма. Тогда можно было хаять буржуазные свободы, сегодня можно обси... рать марксизм-ленинизм. Тогда преследовалось сомнение во всепобеждающую силу учения партии, сегодня в право торгашей извергать рекламный понос.

Так что речевка "С полным основанием можно утверждать, что ХХI век будет веком... гуманитарных знаний" -- прекраснодушная чушь, годная для аннотаций к студенческой и диссертационной мукулатуре, но не для жизни. Настоящему ученому в этой сфере было неуютно тогда, неуютно теперь, и, если кто будет заниматься всерьез гуманитарных знаний, расчет на общественное признание нужно забросить подальше.

Владимир Дмитриевич Соколов   03.08.2023 14:20     Заявить о нарушении