Пьеса Б. Ф. Леонова -Угольки-... ,1921

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ В ПЬЕСЕ Б.Ф. ЛЕОНОВА "УГОЛЬКИ" (ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИИ РУКОПИСИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА)



19 марта 1998 г. состоялась передача рукописей репрессированного омского литератора Бориса Федоровича Леонова (1900 – 1976) из архива УФСБ в Государственный архив Омской области. Долгое время художественные произведения Б.Ф.Леонова хранились в качестве доказательств его "антисоветский деятельности": дважды за свою жизнь (в 1944 и в 1958 гг.) он был осужден по ст. 58-10 и в общей сложности 17 лет провёл в лагерях. Некоторые рукописи Леонова интересны не только в художественном плане, но и как исторический источник для изучения общественно-политических настроений интеллигенции.

Следует заметить, что художественная литература представляет весьма специфический исторический источник, использовать который надо с известной осторожностью. Тем не менее, несомненная ценность этого источника состоит в том, что отдельные литературные произведения помогают историкам получить более полные представления о внутреннем мире людей той или иной эпохи, их представлениях, ценностях, идеалах, образе мышления. В этой связи немалый интерес представляет пьеса Бориса Леонова "Угольки". Пьеса, имеющая красноречивый подзаголовок "Интеллигенция на закате" была написана Леоновым в декабре 1921 г. в г. Орле. Автор пьесы обозначил её жанр как "лирическую комедию", хотя фактически в его произведении речь идёт о весьма серьёзных, даже драматических событиях в жизни провинциальной интеллигенции. Страна пережила немало потрясений и интеллигенция пытается осмыслить происходящее, определить своё отношение к большевикам и переустройству России, которое они осуществляют. Эти споры героев пьесы и представляют основной интерес для историка.

В год написания "Угольков" Борису Леонову исполнился 21 год, но за его плечами уже немало событий. Детство в семье деревенского священника и отнюдь не простые отношения о родителями. Затем — семинария в Орле, мечты о литературном поприще, первые стихи, революционный вихрь 1917 г захватил юного поэта; Борис вступает в Красную Армию и партию большевиков. К 1921 г. Леонов успел повоевать на фронте, дослужиться до заместителя начальника политотдела бригады, принять участие в подавлении крестьянских восстаний в Тамбовской губернии. Но, очевидно, ''твердокаменным ленинцем" он так и не стал. Став студентом Орловского университета, в начале 1920-х гг. Борис Леонов сблизился с некоторыми учёными, литераторами, педагогами. Как писал он сам в показаниях на следствии (это обстоятельство надо учесть), представители орловской интеллигенции тех лет "элегически вздыхали об оранжерейных цветах прошлой культуры, не видели для себя выхода в настоящей действительности и поэтому относились к ней недружелюбно, в лучшем случае как-то кисленько... Бывая в свободные от работы вечера в этой среде, я испытывал все время какую-то двойственность в своих отношениях к ней: с одной стороны, я видел, что эти люди очутились в общественно- идеологическом тупике, а, с другой стороны, мне было не только жаль их, но я чувствовал к ним несомненную симпатию, близость, ибо их ущербно-индивидуалистические настроения находили отзвук и в моей душе. Вот на такой почве и в такой атмосфере я и написал свои первые литературные опыты: "Угольки" и "Осени поздней"".

Как нам представляется, Борис Леонов в пьесе "Угольки" попытался показать наиболее характерные, типичные настроения известного ему круга лиц интеллигентской среды провинциального города. Автор пьесы был непосредственным участником интеллигентских дискуссий, писал своё драматическое произведение "по горячим следам", что придает особую достоверность спорам героев пьесы. Каждый же из главных действующих лиц пьесы отстаивает собственную позицию, но вместе с тем данная позиция достаточно типична, что позволяет провести типологизацию.

Первая позиция. Её отстаивает в пьесе Владимир Николаевич Семенов, 25-летний поэт. Он не может принять большевизма, который пытается устроить из жизни большой каземат с многочисленными перегородками" (здесь и далее в кавычки заключены слова персонажей пьесы.– С.С.). Владимир считает, что "паршивое, грошевое счастье", которое предлагают большевики покалечит и убьет " что-то очень важное в этом мире. Мир "хотят строить на основах рассудка, а жить неизмеримо шире и глубже человеческого рассудка" Молодой ram признаётся, что поначалу революция его увлекла. "А потом попит ложь, затем тоска, и, наконец, просто скука. Подчинение муштровке, в лучшем случае обстоятельствам, стали выдавать за героизм н сознательность..."Владимир Семенов не верит, что такие, как он окончательно про играли: "...Мы ещё повоюем и своих позиций без боя не сдадим. Посмотрим чья возьмёт За нами, мягкотелыми, культура и нежное понимание человеческой души "А ваши идеологи могут расстреливать сотни людей, несогласных с их утопией и в тоже время не иметь веры в эту самую утопию..."

Вторая позиция. Эти взгляд изложены в монологе Ольги Петровны Кузнецовой — замужней женщины, в которую влюблены поэт Владимир Семенов и председатель губчека Борис Клюшин. Ольга Петровна отдаёт явное предпочтение чекисту, но так и не решается связать с ним свое судьбу. Ольга Петровна не соглашается с такой зрения Владимира Семёнова. Она не может признать самым важным сохранение свободы жизни и творчества. Она считает, что прежде всего нужно думать о судьбе простого народа, которому до революции жилось очень тяжело. Ольга Петровна приняла Октябрьскую революцию, хотя очевидно, что определённые сомнения в правильности курса большевиков её мучают. Но она готова предпочесть даже гибель под "неумолимыми колёсами" (большевизма – С.С.), чем "заниматься сомнительной мелодекламацией" среди "тупых мешан и мечтательных фразёров".

Третья позиция. Эта позиция в чём-то близка предыдущей. Высказывает её Николай Александрович Семёнов. Ему — 52 года. В прошлом был учителем гимназии, ныне -— учитель советской шкалы. Николай Александрович — типичный русский интеллигент-"народопоклонец". Свой долг он видит в том, чтобы "нести посильную лепту обществу в целях его прогресса" и считает, что "это нужно делать, независимо оттого, сочувствуешь ли ты известному строю или нет".

Четвертая позиция. Ее излагает Константин Михайлович Генерозов. Этому персонажу пьесы 29 лет, он – "ответственный советский работник"("спец"). Генерозов — личность малопривлекательная, циничная. Он с лёгкостью готов ломать людские судьбы ради денег и удовольствий. Занимая немалую должность, он организует воровство вагонов с продовольствием для голодающих, но, в конце концов, оказывается в ЧК. Константин Генерозов признаётся, что в молодости был "большим идеалистом", но затем пришёл к выводу: "справедливости нет, правда – только в пороке, а красота – в религии этого порока". Генерозов пошёл на советскую службу, сделал себе карьеру, но в идеи большевиков не верит абсолютно. Он считает их "завзятыми идеалистами", поскольку они "имеют в виду только одну идею, не обращая внимания на то, во сколько жизней обойдётся человечеству эта идея и соответствует ли она сейчас органическим, насущным потребностям страны". Генерозов считает, что вместо того, чтобы придумывать как жить народу, надо спросить об этом сам народ. Советский "спец" Генерозов предполагает, что эсеровская программа понравится народу больше.

Пятая позиция. Борис Леонов попытался в своей пьесе нарисовать образ убеждённого большевика-интеллигента. Это – Борис Алексеевич Клюшин, 28-летний "студент, предгубчека". Фанатично преданный идеям революции он готов к любым испытаниям и жертвам ради переустройства общества. Сомневающихся интеллигентов он откровенно презирает, называя их "мертвечиной", "кладбищем философских голов", "слякотью". Клюшин уверен, что не "филестёры и философы гостиных" смогут "залечить зияющие раны общества", а именно нынешняя власть, которой реальной альтернативы нет. На вопрос рабочего о недостатках нынешнего общества предгубчека отвечает так: "Если сейчас есть мародёрство или воровство, так это – нарыв, который рано или поздно прорвется, а если нас с тобой не будет, то нарыв превратится в законное право и оно так будет здорово обставлено всякой юриспруденцией, что только рот разинешъ". Желая поразить своего собеседника, Клюшин добавляет: "Я сегодня подписал два смертных приговора и буду великолепно спать, потому что знаю, что я прав и так надо". Характерна и напутственная реплика рабочему: "Работай больше, да не думай по пустому. Если, брат, мы начнём размышлять, так ещё трудней будет".

Борис Леонов в пьесе "Угольки" нарисовал весьма характерные общественно-политические настроения интеллигенции начала 1920-х гг. Автор как бы предлагает зрителям сопоставить различные позиции героев пьесы и самим решить, кто из них ближе к истине.

Борису Леонову было безусловно, больно расставаться с "угольками" гаснувшей культуры прежней эпохи. Он так и не смог стать сталинским "винтиком", что позднее определило его трагическую судьбу.

Опубликовано:
Сизов С.Г. Провинциальная интеллигенция начала 1920-х гг. в пьесе Б.Ф. Леонова “Угольки” // Художественная литература как исторический источник: Материалы XVI Междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 14 – 15 декабря 2004 г. / Под ред. д.и.н., проф. С.Н. Полторака. – СПб.: Нестор, 2004. – С. 302 – 306. – 0,2 п.л.


Рецензии