Высший пилотаж

 Boris S. Gotman, Ph.D

 Доложил начальнику кафедры, что лейтенант такой-то по его приказанию прибыл.   

 Борис, - оторвав взгляд от бумаг на своём столе и кивнув на стул перед ним, сказал полковник. –Начальник факультета поручил провести занятия с вольнонаемным составом. Первую тему, химическое оружие, проведёте Вы завтра в 16 часов в Актовом зале.  Будет около пятисот сотрудников. План-конспект представьте мне  к 14 часам. Начлаб в курсе. Желаю успеха, - и он занялся своими бумагами на столе.

 Неожиданный приказ. Среди гражданских профессоров ученые с мировым именем, академики, отставные генералы. Да и молодые преподаватели тоже, можно сказать, цвет науки. Не обидятся ли, что какой-то лейтенант будет им лекцию читать?

 Правда, некоторый опыт  у меня уже был. А, главное, живые примеры моих преподавателей.

 Целью занятия было научить оказанию первой помощи при поражении отравляющими веществами. Но как это сделать для такой аудитории на должном уровне? И что бы слушали? 

 Приготовил, конечно, муляжи-страшилки, на которых очень доходчиво показаны пораженные фрагменты человеческие. А для практической иллюстрации первой помощи набрал в пипету немного машинного масла, консистенцией и цветом напоминающего иприт, и поместил ее в эксикатор, заполненный активированным углем.

 Как будто и впрямь в пипете  боевое ОВ!

 В одном доме со мной жила семья ассистентов с кафедры математики, Александр и Александра. Почти каждое утро мы вместе бегали и делали зарядку. Вот и попросил Сашу-мужа вызваться завтра на лекции добровольцем, чтобы  продемонстрировать на нем оказание этой самой первой помощи.

 Сказал, само собой, что капать ему на руку буду обычное машинное масло, которое хоть и выглядит страшно в пипете, но и близко не лежало от опасных химикалий.

 Назавтра принёс полковнику план-конспект и материалы. Увидел он эксикатор с пипетой, поползли брови вверх:

 -Ты что, боевое ОВ собрался демонстрировать!?

 -Никак нет, товарищ полковник, это обычное машинное масло СУ!

 Он, все-таки, проверил. План-конспект утвердил.

 Минут за двадцать перед занятием помогли мне сослуживцы муляжи на входе в зал выставить – обстановку заранее соответственно теме "озловещить".

 Я с боевыми ОВ не один десяток часов отработал, ужас уже в подкорке.

 А больших ученых подготовить надо к серьёзности мероприятия!

 В общем, слушали меня с интересом.

 Когда рассказывал о зарине и зомане, чуть не случилось ЧП.

 Поднялся в первом ряду отставной генерал и провозгласил:

 -Это же у нас в Шиханах дали фашистам зоман сделать!

 Хорошо, кроме меня, никто ничего не понял. Но линия сюжетная могла бы повернуться в самом незапланированном направлении!

 (Эта линия изложена в рассказе "Страшное слово Шиханы". Из этого рассказа заинтересовавшийся читатель поймет, почему я не покривил душой, ответив генералу, что мне о сотрудничестве с фашистами в области химического оружия неизвестно.)

 Недовольный генерал сел в свое кресло, а я перешел к самому старому БОВ - иприту.

 Старое-то старое, но антидота против него до сих пор нет, а склады всех армий мира забиты им под завязку.

 Поэтому спасение зависит от быстрой и правильной обработки пораженного участка: надо снять щипком салфетки капли и, только потом, обрабатывать дегазирующими растворами.

 Настало время практического показа. Стал так, чтобы все мои действия были хорошо видны слушателям.

 Надел противогаз и помог Александру надеть маску.

 Натянул на руки перчатки защитного комплекта.

 Открыл "как бомбу" эксикатор, взял кончиками пальцев пипету и нанес крохотную каплю масла на запястье помощника.

 Немедленно вернул пипету на место и закрыл эксикатор.

 Обработал "пораженное" место и упаковал использованные салфетки в специальный герметичный мешок.

 Аплодисменты зала. Такой вот успех.

 Но с продолжением: в три ночи за мной приехал особист и повез для начала в гарнизонный госпиталь.

 В отдельной палате с диагнозом "поражение кожного покрова капельно-жидким отравляющим веществом, предположительно,аналогом иприта" лежал Александр.

 Посмотрел – очень похоже на то, что на муляже.

 Но я знаю, как это выглядит в жизни, а не на экспонате - приходилось, к сожалению, и настоящих пораженных обрабатывать.

 Конечно, результаты анализов были отрицательными. И на аллергические реакции Сашины тоже. К утру все "признаки" с Сашиной руки исчезли.

 Долго пришлось объясняться, в том числе, письменно. Дотошно проверяли особисты с химиками-специалистами и масло СУ злосчастное, и все мои препараты и реактивы.

 В заключение дознания, замначальника академии по строю, боевой генерал-летчик, дважды Герой, только и сказал мне:

 -Ну и устроил ты нам высший пилотаж!

 Что и дало название рассказу.

 Пройти с вольнонаемными остальные темы ОМП помешала Чехословакия.

 Впрочем, очень быстро выяснилось, что империалисты воевать за её свободу не собираются.

 Тема защиты от ОМП на том этапе отпала...


Рецензии
Да уж, пациенты разные встречаются, как гворят врачи: "пациент пациенту рознь". Когда я была на 3 курсе, наш уважаемый преподаватель общей хирургии решил продемонстрировать действие замораживающего препарата ( я воздержусь от упоминания названия). Препарат применялся также и в военно-полевых условиях ( правда, не во время ВОВ), при массивных травмах. А я сидела в первом ряду.Вот он, наш Левушка, решил на моем запястье продемонстрировать, что , кроме замораживания на короткий период, препарат никаких последствий не вызывает. А затем еще полгода сам и лечил мне жуткую и труднозаживающую рану отморожения.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   29.05.2019 20:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! У него была машина, в коробке которой он сам менял то же самое масло СУ. И ничего... С уважением, Борис

Борис Готман   29.05.2019 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.