Одесситы в эвакуации на Урале

      ОДЕССИТЫ  В  ЭВАКУАЦИИ  НА  УРАЛЕ (см. начало "Одесса. Эвакуация")


     Семья эвакуированных из Одессы в составе пяти человек, переехала в отдельную однокомнатную квартиру в новом доме на Уралмаше (г. Свердловск) на втором этаже. Внизу большой продуктовый магазин.  Новосёлы очень сожалели, что в квартире не было балкона.  Однако был широченный карниз, и на нём зимой можно будет  держать продукты.

     Кухня не большая, но диван отца – вошёл.  Он там и спал до конца своей жизни.  А, жить ему оставалось всего пол года.  Ему было восемьдесят лет, и больные лёгкие. Он выкуривал за день почти целую пачку махорки, курил и ночью.

     Похоронили Мэхля (Михаила Марковича) на  уралмашевском еврейском кладбище за металлической оградкой, где осталось место и для его жены.

     Мать дома хлопочет по хозяйству, дочери работают на заводе.  За каждой в доме закреплены  свои обязанности.

     ЛИЗА, как самая здоровая физически,- занимается обеспечением семьи всеми продуктами. Ходит на рынок за овощами и рыбой. Она за один заход  приносит с рынка десять килограмм картошки и столько же разных овощей и рыбы. В магазины  за другими продуктами ходит почти ежедневно.  Ей сам процесс общения с торговлей доставляет удовольствие. И в Одессе раньше только она ходила на «Привоз». Покупает и читает газеты. Она - член ВКП (б) и очень серьёзно относится к своей партийной принадлежности. Дома читает газеты вслух, и разъясняет домашним политику партии и правительства.

     ТАНЯ – занимается уборкой в доме. Моет полы, протирает пыль, выносит мусор из ведра. Стирает бельё, сушит его дома и гладит. Однажды развесила бельё во дворе, так его украли. Подводит часы, получает почту. Пишет всем письма и поздравительные открытки, так как у неё очень красивый почерк и пишет почти без ошибок. Поздравляет с праздниками  всех родных и знакомых, сотрудников и соседей, всех  знакомых подруг и соседей по Одессе и в местах их теперешнего проживания.

     МАНЯ – самая старшая интеллигентная сестра. Обладает определённым интеллектом, работая секретарём у директора крупного заводского НИИ. Регулярно ходит в парикмахерскую и делает причёску. Смотрит дома недавно по знакомству приобретённый телевизор «КВН» со стеклянной линзой. Часто  рассказывает анекдоты, услышанные на работе, и громче всех смеётся. Приглашает гостей и женихов, составляет меню, сама покупает вино, и сама его с удовольствием понемногу пьёт. Всегда держит форму.


     Обычный  будничный день.  В шесть часов утра звонит будильник.  Первой вскакивает Таня.  Ей на завод к восьми часам, она работает табельщицей в литейном цехе. Её сёстры будут спать ещё час, так как им на завод к девяти часам – они служащие.  Встаёт и Рива Абрамовна – мама  девушек.

   - Шо ти возишься в ванной,- возмущается под дверями совмещённого с ванной санузла мама,- я в туалет хочу!  Обязательно надо всей мыться?   Я тебя  таки спрашиваю, не могла вчера?
     Таня запускает маму в ванную комнату и та делает своё дело, моет руки.
   - Шо стоишь? Мойся,- наступает мама,- я шо теби мешаю?  Вот, невидаль.  Матери боится, а перед мужиками тоже будешь прятаться?  И, когда ти, наконец, найдёшь себи мужа? У теби в цехе одни мужики и шо, никто на теби не смотрит? Почему?  Не носи всякие свитеры да старые кофты! Выньми да покажи всем свои груди. Шо ты их прячешь?  Вон, они у тебя какие добрые.
     И, мать хотела потрогать Танину обнажённую грудь.  Таня ударила мать по руке.  И, началось…

   - На родную мать руку подняла? Ти – человек или хто, - запричитала со слезами мать. -  Я кому спрашиваю? Я теби щас  как дам, так ти – будешь иметь!
   - Ой, я тебя умоляю, мама, не делай скандала,- начала оправдываться Таня, - мне на работу. Убери панику с лица,  дай мне домыться! Шо ты с меня хочешь? Шо ты вся испереживалась? Таки шо случилось?
   - Слушай сюда и замолчи свой рот,- продолжает наступать мать,-  Ти – швока, ударила свою мать! Я тебя родила и кормлю, а ти шо себе позволяешь? Посмотри на себе, шо от тебя стало? А, какие имела бока? А щас?  Поэтому нихто на теби и не смотрит. На кости тока собаки бросаются. И свой нос перед матерью не задирай, он у тебя слишком мал. Не делай мне нерви, их есть ещё хде испортить.
   - Во-первих, мама, я – не деньги, шоб всем нравиться,- сказала в ответ Таня,- давай спокойно, без нервов. Не надо паниковать мою голову. Ну, извини, шо ударила.  Я опоздаю на работу. Ты хошь, шоб мени уволили? И, теби это надо? И, шо ты кричишь, мама, я понимаю слов.

     Мать вышла из ванной и, как ни в чём не бывало, кричит из кухни: - Поторопись, дочка, я огурчик уже порезала с солью и бутерброд с чаем. А то, опоздаешь.
     Таня быстро обтёрлась полотенцем, покрасила губы и вышла из ванны на кухню.
   - Шо ты переводишь помаду? Ти же её щас съешь с огурцом. А, потом снова намазывать,- не успокаивается мать,- у теби шо, много денег, шоб отдать за просто так?  Кушай, дочка, и беги на завод. Пойду будить других, ужо – пора.  Мать перевела будильник на семь часов. Через несколько минут он зазвенел.

     Проснулись сёстры одновременно.
   - Иди первой,- сказала Маня,- а я после тебя.  Пять минут ещё понежусь. Коммунисты везде должны быть первыми, и в бою, и в труде.  И, в ванной – тоже.
     Таня целует маму и убегает на работу.  Лиза идёт с ещё закрытыми глазами в ванную и закрывается.  Она – не Таня, по утрам не моется, а сидя на унитазе, читает последние газеты.  За это время Маня заправляет все три постели.  Моет лицо на кухне и садится в комнате делать макияж.  В туалет она ходит редко, поэтому Лиза знает, что сестра её не потревожит. Что-то сегодня Лиза явно задерживается в ванной.

   - Лиза, ти шо там уснула или тебя в бачёк смыло,- начала шутить Маня,- я шо-то тоже захотела в туалет. Кончай свой читальный зал. Дочитаешь на кухне. Виходи, я описаюсь.
   - Лиза, виходи,- уже наступила мать,- чай стынет, я ужо налила. Да и Маня щас обоссится. Ти шо, тоже решила утром мыться вся, как Таня?  С вечера надо!  Ишь, какими ви стали чистюлями, мне таки смешно. Давай, заканчивай, шоб ти была всем здорова.  А ти, Маня, иди пока покушай.

     Маня, зажав ноги, еле дошла до кухни и села завтракать. Лиза – всё не выходила. Мать дала Мане ведро: Посикай да выльем в раковину, раз невтерпеж. Шо делать, пусть она моется. 
     Маня в коридоре сделала свои дела, вылила содержимое ведра в раковину на кухне, и счастливая налегке пошла дозаправлять кровати.

     Маня закончила все свои дела по хозяйству, и уже оделась.  Пора выходить, а Лиза всё ещё в ванной. Причём, не отзывается  на просьбы сестры и матери. Дверь закрыта изнутри. Маня подошла к двери:
   - Лиза, ти жива? А, в ответ – тишина. Маня постучала – тишина. Мать подлетела к дверям с молотком для отбивания мяса… - Подожди, давай посмотрим через окно с кухни.  Маня встала на стул, потом – на стол и заглянула в окно ванной комнаты.

     Лиза сидела на унитазе, а голова – на руках на стиральной машине.  Или – мёртвая, или – спить.  Мать молотком била в дверь, а Маня смотрела в окно. Лиза подняла голову и пустыми глазами стала оглядываться по сторонам.  Маню в окне она не узнала. Она встала и открыла матери дверь. Лиза еле стояла на ногах.  Она – всё ещё спала!

   - Ну, ти даёшь, член партии,- чуть не плачет мать,- мы же думали, шо ти померла. Шо случилось? Как ти себя чувствуешь? В чём дело?  А, как же – на работу?  Ти шо, пьяная? Ти мени удивляешь.
   - Я шо то плохо не поняла, хде я? Я уснула! – сказала Лиза.
   - Я уже скоро не молодая, так переживать,- запричитала мать. - Я буду иметь покой в этом доме? Ви все нерви мне совсем вытреплете. Ти шо, скажи мне,- пьяная? Ти мени пугаешь и сделаешь мени инфаркт.

   - Мне таких вопросов быть не надо,- почти шёпотом ответила Лиза,- какая пьяная? Оставьте ваших глупостей и не морочьте мне голову. Таки я вас спрашиваю,- могу я уснуть? И, вообще, не болтайте всякой ерундой! Шо случилось?  Шо ти, мама,- нервничаешь? Поклади свои нерви на сберкнижку, целее будут. А я – такая как есть, с момента зачатия.  Люблю  поспать.

   - Не кидайся в нас своим остроумием,- сказала мама,- ми через тебя переживали.  Мени надо хоть немножечко иметь покой?
   - Ти, мама, иди на кухню делай рибу.  А я щас всё брошу и в одной рубашке пойду на работу. Такой мне сон снился…А, ви…Эх, мама…Завтракать не буду! Оденусь,- и на работу.  Сегодня у нас – партком.


     Квартира опустела.  Это было только – одно утро. Будет ещё - вечер, и будет – ночь.

   - Так, я долго - не проживу,- плакала на кухне Рива Абрамовна,- если я уйду в мир иной, оставив их незамужними – пропадут они вси без меня!  Надо шо то делать!

 Читайте продолжение:"Одесское еврейское сватовство" часть 1.
         http://www.proza.ru/2012/02/04/1750
,


   

               


Рецензии
Я представляю, какое счастье из коммуналки да в квартиру! Молодцы, одесситы, весело у них!)))

Юля Рудакова   04.04.2017 17:51     Заявить о нарушении
Дружная была семейка, но не дал им Всевышний - детей. Только старший сын, мой отец, родил двоих...Но, ведь там жили три здоровых бабы, кровь с молоком! Это, конечно,- война! Всё испортила! Не буду о грустном. ☼ Ю.

Юрий Литвак   04.04.2017 18:43   Заявить о нарушении
Хорошо, когда семья дружная. Не каждому такое дано. А что у сестричек так судьбы сложились очень жаль. Но хоть брат молрдец. Иначе не читали бы мы сейчас все эти рассказы.

Юля Рудакова   04.04.2017 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.