Рыбинск - первые ростки индустриализации

Рыбинск – первые ростки индустриализации

Рыбинск XIX века – это город с сильными купеческими традиция-ми, мощная речная перевалочная база товаров идущих по Волге. Однако уже в XX веке этот город превращается в крупный промышленный центр, ориентированный в основном на машиностроение и металлообработку. Когда же произошел такой поворот – от купечества к промышленности?
В рукописи  1811 года «Описание города Рыбинска» автор в разделе фабрики и заводы приводит 23 заводика, продукция которых ориентирована на производство кожевенных изделий, переработке сельскохозяйственной продукции, а также указывается и наличие 11 кирпичных заводов продукция которых шла в основном на нужды местного населения и ближайших территорий. Приводится и количество населения города  - 1498 человек мужского пола и 1500 душ женского.
Развитие судоходства по Волге не стимулировало местных предпринимателей на строительство речных плавсредств. Основной причиной игнорирования местными промышленниками строительства судоходных  средств было развитие торгового дела в среде местного купечества и видимо идущее отсюда противодействие купечеством развитию промышленности. Никак нельзя согласиться с мнением, что развитию строительства плавсредств мешала «неудобность мест в постройке, паче же на землях, городу принадлежащих…»(1).  Наличие в городе двух крупных в своих устьях рек Шексны и Черемухи позволяет предположить об обратном. Довольно большое противодействие развитию судоходной промышленности в не последнюю очередь несли гильдейские сборы. Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами». Стать купцом никому не воспрещалось и в купечество записывалось большое количество мещан, крестьян, и цеховых. Но до гильдейской реформы Е. Ф. Канкрина 1824 года ставки гильдейских сборов и размеры объявляемых капиталов постоянно повышались, что приводило к снижению численности купечества. В большом количестве купцы выбывали из третьей гильдии. Рыбинские же купцы в начале XIX века представляли собой довольно целостную структуру, и местный рынок в основном был уже между ними распределен.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод в начале XIX века. В Рыбинске промышленное производство не имело место, если не считать производства около двух сотен барок, но это капля в море и их производство местными промышленниками велось в основном в целях собственных торговых интересов. После их постройки сами же построившие их купцы и пускались в торговое плавание. На вольную продажу уходили вовсе единицы построенных барок.               
Описание города, составленное Матвеем Гомилевским, и напечатанное в 1837 году(2)  указывает, что в конце 1835 года в Рыбинске находилось 136 809 жителей обоего пола (в этот список включены все иногородние – купцы, рабочие и т.д.). Однако простой подсчет местных жителей дает цифру 6 285 человек обоих полов.
Получается, что в сравнении с данными 1811 года население выросло более чем в два раза. В чем причина такого роста населения за четверть века?
В 1811 году на основании Высочайше утвержденного доклада Главного Директора Принца Георгия Голштейн-Ольденбургского в Твери была открыта Судоходная Расправа, одно из отделений которой стало располагаться в Рыбинске, Город становится одним из немногих мест куда начинают стремиться многие промышленники с целью решения возникающих споров. Получая определенную прибыль от размещения управы, Рыбинск к тому же получил и импульс к развитию всей инфраструктуры перевалочного пункта судоходных товаров. Вместе с судоходными промышленниками в город стало все больше прибывать их товаров. И небольшой перевалочный пункт стал превращаться в заметный городской центр. Разгосударствление крестьянства, начатое в 1827 года, стимулировало рост городского населения, постоянно растущие объемы поступления и отбытия товаров требовали постоянной рабочей силы. Но отметим при этом одну деталь – насколько долго город мог развиваться как перевалочный пункт? Ответ в данном случае один только до тех пор, пока судоходство оставалось главным средством перевозки товаров. И надо отметить что местное купечество сумело воспользоваться вновь открывшимися возможностями в сфере торговли. Да и как было ими не воспользоваться, рыбинские купцы стали по существу посредниками в сфере перевозки товаров.
В1846 году Рыбинск был уравнен в торговых правах с губернскими городами. Однако наряду с развитием товарооборота в городе совершенно не развивалось сколько-нибудь значимое промышленное производство. Услуги в области ремонта судов и тары для товаров не получили развития хотя и являлись сопутствующими сферами самой торговли.
Перепись населенных мест 1859 года указывает, что в городе уже проживало 4 386 человек мужского пола и 5 787 женского.(3) Город по количеству населения в губернии находился на четвертом месте, уступая – Ярославлю, Ростову и Угличу.
К.Д. Головщиков по состоянию населения за 1889 год указывает количество населения уже в 24 480 человек.(4)
Перед нами вновь двойной рост населения менее чем за полвека.
Стоит отметить, что в это время перевозка товаров по рекам была дешевле в 10 раз того же железнодорожного транспорта. Следовательно, Рыбинск как крупный перевалочный центр по-прежнему сохранял свое значение. Головщиков приводя список имеющихся заводов, не упоминает ни одного производства связанного с машиностроением и металлообработкой. И к слову говоря, называет его «громадным базаром хлеба», в силу наличия в городе относительно дешевого хлебного рынка всероссийского значения.
Однако уже в это время Рыбинская товарная пристань начинает испытывать определенную конкуренцию со стороны Рыбинско-Бологовской железной дороги запущенной в 1870 году, по которой проходила доставка товаров в Петербург. Раньше поставку товаров в столицу обслуживала Мариинская судоходная система, но с появлением железнодорожного транспорта ее роль стала отпадать, в силу большей продолжительности доставки товаров и большего риска в их доставке. Несмотря на более дорогие услуги ж/д транспорта многие предприниматели все больше предпочитали использовать именно его.
Первые ростки машиностроения в Рыбинске все-таки появились в середине XIX века, когда в 60-е годы купцом Н.М. Журавлевым был по-строен судостроительный завод. Несколько позже в городе появился чугунолитейный завод, а с пуском железнодорожной ветки появились и железнодорожные мастерские. Объемы выпуска продукции указанных заводов были еще не велики, но они справлялись со своей главной обязанностью обслуживания судоходного и железнодорожного транспорта. Однако раз, появившись, данные индустриальные производства в какой-то мере подготовили почву для появления в городе в начале XX века уже значительных заводов Верфи братьев Нобилей, завода «Рено», эвакуированному в годы первой мировой войны Рижского механического и вагоностроительного завода «Феникс», завода «Рессора». Увеличение транспортного потока проходящего через город требовало и других мощностей.
Именно благодаря первым ласточкам индустрии в Рыбинске была заложена система образования вокруг заводов рабочих поселков. постоянно растущее производство требовало рабочих рук, а их поставщиком являлась в основном сельская местность. Работая на заводе бывшие крестьяне обустраивались рядом с заводом и перевозили затем свои семьи.
Начиная с XX века можно говорить о машиностроительной отрасли в городе как факторе существенно влияющей на рост численности населения города.
                13. 03. 2013 г.
                Н. Кудряшов

  1. Описание города Рыбинска с. 44/Издание Д. Золотарева, Рыбинск: Типография С.А. Овсянникова, 1910//Старый Рыбинск: история города в описаниях современников./Отв. ред. Э.Г. Истомина, Рыбинск: «Михайлов Посад», 1993. С. 13-50
  2. Гомилевский М.И. Описание города Рыбинска. СПб.: тип. Штаба От-дельного Корпуса Внутренней стражи, 1837 // Старый Рыбинск: история города в описаниях современников./Отв. ред. Э.Г. Истомина, Рыбинск: «Михайлов Посад», 1993. С. 53-110
  3. Перепись населенных мест. По сведениям 1859 года. СП.: Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел. 1865.
  4. Головщиков К.Д. Город Рыбинск, его прошедшее и настоящее. Яро-славль: Тип. Г. Фальк, 1890. С. 140// Старый Рыбинск: история города в описаниях современников./Отв. ред. Э.Г. Истомина, Рыбинск: «Михайлов Посад», 1993. С. 113-201


Рецензии
Прочитал с интересом. Пришлось побывать в Рыбинске на студенческой практике
и покупаться в Волге! Не прочел информацию о Рыбинском заводе дорожных
машин-одниом из крупнейших заводов по производству дорожностроительной технике
в советское время. Думаю, что информация о нем заслуживает внимания.
А Московское море?
Желаю творческих успехов! С уважением!

Марк Горбовец   17.01.2016 21:30     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик на произведение и добрые пожелания.
С Уважением!

Кудряшов Николай   17.01.2016 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.