Длиною в жизнь, воспоминания. 3

        3.ПЕРЕМЕНЫ

    Меня, пока не уехали в Барнаул, отправили на дачу к дальним родственникам по Савёловской дороге. Место называется Свистуха, в нескольких километрах от станции Турист, в лесу. Там легче с детьми пережить налёты. Пока немцев в столицу не пропускали. Но налёты всё усиливаются. Тревоги почти ежедневно. Там уже тётя Нина с внуком Толей, годовалым сыном моего двоюродного брата Алика, и тётя Юзя с Лёвой. Теперь и я в Свистухе. Народу на даче много, но все собираются только за столом во время еды. Мы с Лёвой старшие, на нас мало обращают внимания. Участок большой, сплошной лес. Мы целый день играем и болтаемся по участку. Дни жаркие, а в тени, среди зарослей кустов и деревьев прохладнее. По ночам темно и тихо. Вражеские самолёты, видимо, летают над другими местами Подмосковья. Так проходит несколько дней.

    И вдруг вечером, уже после ужина, приезжает папа. Он говорит, что мы с ним сейчас выезжаем в Москву. Я иду собирать вещи, а папу сёстры наскоро кормят, и он им объясняет ситуацию. До станции не близко. Нужно успеть к поезду. Мы идём очень быстро, вокруг темнеет. Тропа еле видна. Идём по узенькой тропке прямо через поле. Так короче дорога к станции. Лес в стороне – сплошная чёрная стена. Я начинаю спотыкаться, замедляю шаг. Папа смотрит на часы и берёт меня на спину, на рюкзак с вещами. Я слабо протестую, что уже большая и тяжёлая. Знаю свой вес под 30 кг, в доме отдыха взвешивали. И роста уже приличного. Но папа не соглашается: нужно очень торопиться. Сижу у папы на шее, свесив ноги ему на грудь и обхватив руками его лоб. Склоняюсь к папиной голове, чтоб меньше оттягивать плечи. Папа идёт очень быстро, по-армейски широким шагом. Сбоку в совсем потемневшем небе плывёт огромная бледная луна. Мне кажется, что такой огромной, зло кривляющейся луны я никогда не видела. Минуем, наконец поле. Проходим тихий посёлок. Ни огонька. Везде светомаскировка. Наконец станция. Пригородный поезд из нескольких старых вагонов уже пыхтит рядом. Успеваем вскочить в последний момент. Успели! Папа вытирает обильный пот. Вагон почти пустой. Единственный, кроме нас, пассажир выходит на одной из следующих остановок. Кому охота ехать в полночь в тёмную военную Москву!

      
      Отдышавшись, папа кратко объясняет «диспозицию». Положение изменилось. Его заявление об уходе в армию добровольно (папин год не призывали) не подписал нарком папиного Наркомата. Папе дали бронь. Это такая бумага, что сотрудник нужнее на своей работе, чем в армии. Наркомат лесной промышленности СССР остаётся в Москве лишь в малом составе, в основном, в том числе папин Главсевзаплес, эвакуируется в город Киров, это далеко от Москвы на северо-восток. Пытаюсь представить по карте Европейской части СССР, я её знаю. Мама решила, что раз папа едет в Киров, она едет с ним. Уже уволилась из издательства. Поедем все вместе в пять утра послезавтра специальным поездом. Глянув на часы, поправляется: уже завтра, наступило 4 июля 1941 года.

      Вокзал в Москве тёмный и совершенно пустой. Военный патруль проверяет папины документы. Городской транспорт уже не ходит. Идём пешком. Папа снова берёт меня на плечи. Шагает легко и быстро – отдохнул в поезде. Дома я засыпаю, а папа, чуть-чуть поспав, убегает на работу: нужно собирать документы своего финансового отдела. Мы с мамой собираем вещи. Получается что-то очень много. Мама пересматривает ещё раз, выбрасывает из чемоданов и свёртков менее нужное. Весь день в заботах.

     Отъезд уже завтра утром, очень рано. В 4 часа утра придёт грузовая машина за вещами. А мы все, погрузив вещи, поедем на Курский вокзал на метро. Ночью приходит папа. Я ещё слоняюсь без дела полусонная. События изменились ещё раз. Недавно созданный Государственный комитет обороны, получивший всю полноту власти в стране, в связи с тяжёлым положением на фронте издаёт Постановление № 10, на основании которого все руководители предприятий обязаны отпускать на фронт тех, кто идёт добровольно. Папу отпустили в армию. В создавшейся ситуации, когда финансовые документы уже некому передавать (сотрудники распущены до отъезда, чтоб собрать свои семьи) мою маму срочно приняли на работу временно на папино место, и папа должен ей передать все документы. На месте, в Кирове, мама сдаст документы папиному заместителю, а её переведут в отдел кадров инспектором по набору рабочей силы. Все оставшиеся часы папа с мамой работают, мама записывает в толстую тетрадь, в каких ящиках, под какими номерами упакованы документы, что в первую очередь нужно распаковать в Кирове, какие сделать срочные распоряжения по отделу. Ведь жизнь идёт. В северных областях вовсю добывают лес, необходимо финансирование предприятий, людям вовремя должна поступать зарплата. Война требует много леса, а западные области в руках у врага.
Я засыпаю одетая, свернувшись на тахте калачиком. Мама накрывает меня платком. Я не чувствую.


Рецензии