плебейка-отличница - 22

Двадцать вторая глава. Поездка


Родственница Бану давно приглашала Зауре с девочками в гости.
- Приедете, отдохнете, вам столько пришлось пережить, искупаетесь в Балхаше, правда, это не Турция, куда вы ездили семьей.
 До Балхаша они ехали на поезде. Дочерей трудно было отогнать от окна. Перед ними расстилалась необъятная степь, а из глаз Ажар лились слезы, она помнит, как раньше всей семьей на автомобиле они отправлялись в путешествие. Мимо проскакивали многочисленные селения, Ляйля впервые видела одноэтажные домики, пастухов на лошадях, стада овец и коров. Девочка визжала от восторга и бегала по коридору, приглашая пассажиров полюбоваться видами из окна. Соседка по купе, не умокая, болтала по телефону, когда телефон разрядился и денег на нём не осталось, она попросила Зауре утихомирить девочку. Ажар хотела возразить ей, ведь им тоже надоела ее болтовня, но мать шепнула: «Доченька, я знаю этих особ, не порть себе настроение». Пассажирка уснула, а дочери уселись рядом с мамой и обнялись. «Мамочка, – сказала Ажар, - я помню, как мы ездили к тете Бану, когда была маленькая. Папа уходил рано утром на пляж, а мы приходили позже, он уплывал далеко, а ты кричала: вернись!" Зауре удивилась, ребенку было шесть лет, а она даже пересказывает диалоги, которые вели родители.

Вскоре стали появляться маленькие, как зеркальца, озера. Над ними кружили чайки. «Это Балхаш?» – спрашивала Ляйля. «Нет, озеро появится попозже, оно очень большое и будет сопровождать нас, то исчезая, то появляясь вновь».
- Как красиво летом, - восхищалась Ажар. - Посмотри, Ляйля, как красив зеленый ковер весны, эти белые цветочки, что растут вдоль рельсов, называются кашки. А на лугу, где пасутся коровы, множество ромашек и синих васильков – степные цветы неприхотливые и очень красивые. В следующем году, если мы поедем в Алматы, наш поезд вдоль дороги будут расстилаться поля пурпурных маков, желтых и красных тюльпанов, они растут на юге Казахстана.


В купе стало прохладнее, уснула Ляйля, а позже Ажар. У малышки было столько впечатлений, что до конца она их не смогла осмыслить. Зауре с нежностью смотрела на дочь: пусть приснится ей красивый сон. Бану права, им надо отдохнуть, они устали. И матери, и дочерям тяжело было пережить смерть отца. Вначале это была большая кровавая рана, она долго кровоточила, потом потихоньку ушла вглубь, но всегда находится внутри, может, чуть реже напоминает о себе. И в любой момент начнет кровоточить. В их семье больше всех пострадала младшая дочь, после смерти мужа им пришлось расстаться с её няней. Добрая женщина во время похорон забирала девочку к себе. Больше года Ляйля была предоставлена себе, целыми днями сидела и смотрела в окно, иногда они неделями не выводили ее на прогулку. Девочка пойдет в школу, детский сад они не одолели, пришлось дома обучать Ляйлю, девочка уже бегло читает.


«Ораз, прости! Я, наверное, плохая жена и мать,– рассуждала женщина. Чтобы сохранить крышу над головой, я изменила тебе. Я металась, не зная, как зацепиться, боялась остаться с детьми на улице. Я люблю тебя, но этого мало, чтобы вырастить твоих детей и дать им образование. Возможно, сверху ты смотришь на нас и знаешь, что пришлось пережить твоей Зайке, чтобы сохранить семью. Иногда я чувствую себя старой, то падшей женщиной, я не заметила, как влюбилась в бывшего соседа, а возможно, сыграл инстинкт самосохранения? Стыдно признаться, когда я продала квартиру, я знала, что у меня мало денег, и решила соблазнить Серика, у меня получилось, в результате он купил нам квартиру. Оказывается, когда человек попадает в тяжелые условия, он ничем не брезгует, не думает о морали, когда нужно выжить.
Бывший сосед был слегка в меня влюблен, он как-то признался: почему ты не встретилась мне раньше? Я бы сделал тебя счастливой. Серик Рахметович просил, чтобы я призналась ему в любви. А у меня в голове вертелось: «Если бы Ораз был жив, я никогда не была бы твоей».
Сегодня я впервые осталась наедине со своими мыслями.
Прости, Всевышний, мои слезы отчаяния. Я обращалась к Тебе, спрашивала, почему у меня такая несчастная судьба? Чем провинилась перед тобой? Если виновны мои предки, то моя мать бросила меня в роддоме. За что я должна страдать?
Ты так и не ответил мне, только в минуты страшного отчаяния Ты иногда протягивал руку. За это спасибо тебе! Скажи мне, почему люди, намного хуже меня, злые, подлые и завистливые, живут счастливо? Ты хочешь сказать, чтобы я не кощунствовала. Говорят, в порыве гнева ругают Бога. Мною руководил не гнев, а отчаяние. Сколько можешь Ты проверять меня на прочность? Почему должны страдать мои дети?»


Дочери спали, Зауре сидела у окна и у нее ручьем лились слезы, но эти слезы будут последними, они очистят ее изнутри, она получит облегчение, поверит, что жизнь ее изменится к лучшему.

 


Рецензии
Вопросы, вопросы, вопросы, сколько их у Зауре?..



Зайнал Сулейманов   01.12.2020 21:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.