Фантасмагория моего мира

                Картина Катрин Вельц-Штайн
               
                Волшебный фонарь у меня в руках…
                Он высветит всё, что вокруг интересно,
                Поборет живущий в душе моей страх
                И тайны вселенной мне станут известны.
                Н.П. Ефименко

Заколотилось сердце, пытаясь выпрыгнуть из горла, задрожали руки и ноги, по всему телу разлилось тяжелое, но, вместе с тем, приятное, накатывающее волнами, томление. Таким ко мне пришел в этот раз и приходит, подобным образом, с самого далекого детства, мир фантасмагорических туманных картин Laterna magica (волшебного фонаря).

Впервые я осознала происходящее лет в пять. Меня всю затрясло, я ощутила мгновенно вселившуюся в меня болезнь (а как еще пятилетняя девочка могла передать то нахлынувшее состояние опрокинутости привычного мира?). Я помню панику родителей. Не знаю, кто первый догадался (придумал способ успокоения), но позже, в таких случаях, я всегда просила одного и того же: двухлитровый бутылек с компотом из клубники, который почти весь выпивала. Видимо физиологически это перенастраивало мой организм с мозгов на желудок. И жутковатость непонятного ощущения постепенно исчезала. Объяснением было одно: авитаминоз. Родители просто не понимали, что это состояние приходит мгновенно, как цунами, впрыскивая в жизнь странные, не поддающиеся точному описанию ощущения и фантазии.

Потом начался период черного зонта, с тканевым куполом и деревянной ручкой. Очень крепкого зонта, ветром вырываемого и улетающего, но всегда догоняемого и возвращаемого в мою детскую жизнь. В тот период, я жила только в мечтах, с тяжелым возвращением в существующую реальность и постепенной утратой желания быть. Тогда, я совсем позабыла о странных волнах иного мира. Сквозь черный купол безысходности они не могли пробиться.

Но, мне было дано стать сильной. Как это ни символично, но, на первую зарплату в 16 лет, я купила цветной зонт. Сейчас понимаю этот символизм, а тогда, купол моего цветного зонтика позволил увидеть краски окружающего земного мира и преодолеть первый, самый трудный, этап моей жизни.

Сегодня, вновь испытав волнительную истому и витающее во мне слово «фантасмагория», я, как обычно, полезла в словарь за толкованием и объяснением. И была в шоке от увиденного, хоть, уже начинаю привыкать к подаркам информационного поля. Оно, словно ариаднина нить, привело меня к картине с девушкой под черным зонтом художника-дизайнера Катрин Вельц-Штайн. Я увидела в ней себя и готовый ответ на давно терзающий меня вопрос о том, что мне мешало начать писать двадцать лет назад.

Я не запомнила даты, но примерно лет двенадцать назад, меня стали посещать приливы счастья. Так я назвала состояние, охватившее меня. Это были все те же волны, только с другой окраской.

Тот приход я помню хорошо. Находясь на работе, писала банальный рабочий текст и вдруг: перехватило дыхание, подбросило-поднесло и влилось в меня ощущение блаженства. Остановить, понять невозможно и незачем. Меня укрыло всеобъемлющее состояние счастья и какой-то всемерной любви.

Это можно сравнить с сексуальным оргазмом, только приливы счастья извне приходят. И нет им, вроде бы, причины приходить. Не думаю в тот момент о чем-то таком. Внезапно накатывает и накрывает.

Объяснить, что со мной происходит, никто не мог. Сама пыталась анализировать. Гормональный всплеск? Тогда, почему он происходит без видимого повода? И в пять лет я тоже это испытывала, только сил не хватало справиться со столь сильным ощущением, да еще испуг.

Я чувствую себя счастливой от общения с приятными людьми, от красоты мира и других вкусных проявлений жизни. Но, приливы счастья в этот момент не приходят, не усиливают то, другое счастье. Сама вызвать прилив не могу.

Думала, это только со мной происходит. Однажды услышала по телевизору интервью Инны Чуриковой и ее слова: «Иногда у меня были такие приливы счастья, что Глеб спрашивал, что со мной. «Погоди немного, – отвечала, – сейчас все пройдет». Меня разрывало, но почувствовал это Глеб».

Я не одна такая! И то, что я назвала приливами счастья, существует и именно так  называется! Потом, спустя несколько лет, я набрала в поисковике инета это словосочетание и… оказывается, его также испытывал Корней Чуковский, на которого, в этом состоянии, снисходило вдохновение.

Позволю себе его процитировать: «Не знаю, бывали ли у вас такие беспричинные приливы веселья, а я без них, кажется, пропал бы совсем в иные наиболее тоскливые периоды жизни…
Один такой день мне запомнился особенно ясно - 29 августа 1923 года, душный день в раскаленном, как печь, Петрограде, когда я внезапно на Невском пережил наитие этого необыкновенного чувства…
…чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу пустую квартиру на Кирочной (семья моя еще не переехала с дачи) и, схватив какой-то запыленный бумажный клочок и с трудом отыскав карандаш, стал набрасывать строка за строкой (неожиданно для себя самого) веселую поэму о мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом.
Поэму я задумал давно и раз десять принимался за нее, но больше двух строчек не мог сочинить. Выходили вымученные, анемичные, мертворожденные строки, идущие от головы, но не от сердца. А теперь я исписал без малейших усилий весь листок с двух сторон и, не найдя в комнате чистой бумаги, сорвал в коридоре большую полосу отставших обоев и с тем же чувством бездумного счастья писал безоглядно строку за строкой, словно под чью-то диктовку…
Но у меня с юности было – да и сейчас остается – одно драгоценное свойство: назло всем передрягам и дрязгам вдруг ни с того ни с сего, без всякой видимой причины, почувствуешь сильнейший прилив какого-то сумасшедшего счастья. Особенно в такие периоды, когда надлежало бы хныкать и жаловаться, вдруг вскакиваешь с постели с таким безумным ощущением радости, словно ты пятилетний мальчишка, которому подарили свисток».

Со мной не раз это уже происходило во время написания рассказа или стиха. «Строку за строкой, словно под чью-то диктовку» – эти слова я часто слышала от других. Они относятся и ко мне. Думаю, что прилив счастья – это внезапно открывшийся творческий портал, через который, как через призму волшебного фонаря, проникают в наш мир образы, видения, фантазии.

Да, фантасмагория. И ладно. Обозначу свой рассказ мистикой. И пусть все думают, что это чепуха и вздор. И ладно!


Рецензии
Когда душа не замутнена то счастье само приходит. Без ничего явного. Человек просто разучился себя слушать, куда-то бежит, спешит, глух. Когда у человека есть силы, власть, влияние, только единицы помогают другим, большинство вредит, уничтожает. А станет без сил, утихомирится. Только у кого сдвиг по фазе, ничего не помогает. А когда счастье приходит, это хорошо, человек значит, добрый, светлый!
С интересом
Искандар

Заметки Географа   19.10.2022 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Искандар, за отклик!
Согласна: "Когда душа не замутнена то счастье само приходит".
С уважением,

Наташа Шевченко   20.10.2022 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.