Особенности Российского менеджмента

Продавать, продавать, продавать! Едва открывая глаза, человек попадает под жесточайший обстрел коммивояжёров, рекламных агентов и менеджеров всей мастей.
Однако далеко не всегда понятие менеджера согласуется с обязанностями, вменяемыми этой категории работников работодателями.
То есть, те кто сейчас называются менеджерами, по своей сути менеджерами не являются. Не являются по двум причинам: неправильное толкование термина «менеджер» и неверное определение функциональных обязанностей менеджера.
Любой учебник или руководство по менеджменту определяет менеджера, как управленца. Термин «менеджмент» сейчас активно применяется взамен термина «управление». Но оба они, строго говоря тождественны, несут одинаковый смысл, одинаковое значение.  Однако, на определенном этапе развития новой экономической системы нашего государства, менеджмент считался управлением в сфере торговли, в сфере коммерции. Но так или иначе, менеджер —  это управленец. И это подтверждают словари русских синонимов, которые ставят эти слова в один синонимический ряд вместе со словами: координатор, администратор, директор, руководитель. То есть, человек, наделённый определённой властью, полномочиями, самостоятельностью в принятии решений. Руководители очень многих коммерческих организаций, порой, не обладают ни чем из перечисленного. Эти директора, администраторы и координаторы являются на самом деле, не больше чем глашатаями воли хозяина персоналу.
Сейчас менеджерами называют продавцов. Чаще всего продавцов оптовых продаж, продавцов отделов продаж. Своей трансформацией это понятие, скорее всего обязано неблагозвучности вышеназванных словосочетаний. Первоначальный смысл, истинное значение слова «менеджер» исказилось.
То есть, это понятие, по своему социальному значению, деградировало. А вот функционально оно трансформировалось значительно меньше. В подавляющем большинстве случаев обязанности менеджера сводятся к трём основным направлениям деятельности: поиск клиентов, привлечение клиентов, сопровождение клиентов.
Поиск клиентов - это целый комплекс мероприятий, связанных с административно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Во-первых, это разработка плана, стратегии поиска клиентов на определённый период, который позволит методично производить продавцами «окучивание» потенциальных клиентов. Наличие плана по поиску клиентов значительно расширяет перспективы развития организации и значительно понижает возможность недоразумений, связанных с обработкой одного клиента несколькими продавцами. Не нужно лишний раз говорить, что такие ситуации крайне негативно отражаются на репутации организации.
В-вторых, распределение объёма работ по поиску клиентов между продавцами.
Мероприятия, непосредственно связанные с привлечением клиентов включают: выяснение потребностей, возможностей охвата всего спектра товаров и услуг, необходимых клиенту; обсуждение условий поставок и оплаты; условия возврата продукции ненадлежащего качества и прочее.
И, наверно, самая простая функция – это сопровождение клиентов. Обработка заявок, выписка сопроводительных документов, отслеживание сроков оплаты и прочих условий договора.
Нетрудно заметить, что для выполнения всех изложенных функций работнику необходим некоторый опыт работы и определенные знания в области управления. То есть, менеджер – специалист-управленец в коммерческой среде.
Таким специалистом не может стать человек с улицы. Но в связи с экономической политикой нашего государства, которая способствует процветанию торговли, потребность в продавцах растёт. Предложения о работе менеджером по продажам встречаются, едва ли ни через строчку в печатных и Интернет-изданиях, посвященных трудоустройству.
Но работодатель совершенно объективно не может наделить полноценным спектром обязанностей т. н. менеджера. Не может, хотя очень сильно хочет. Хороший менеджер, по мнению практически любого хозяина предприятия - это человек способный сам находить клиента, договариваться с ним о наиболее выгодных компании цене и условиях поставки. Это человек разрешающий все конфликтные ситуации с клиентом в пользу своей компании, не теряя клиента; активно продвигающий все новые продукты предприятия.
За это всё работодатель готов платить некоторую зарплату. Она, в основном имеет окладную часть и премиальную. Первая — мизерная, даёт возможность подкреплять свои силы питанием, а вторая часть напрямую зависит от «торгашеских» способностей  менеджера и своевременности захвата части рынка сбыта торговой организацией. Нужно ли говорить о том, как тяжело приходится работодателю, чтобы найти подходящего менеджера?
Кроме этого, в большинстве случаев, отношение работодателей к работе характеризуется лозунгом «Продавать — значит работать! Не продавать — значит бездельничать!».
Способность продать, в наше время, едва ли самое привлекательное и необходимое профессиональное умение. Поэтому мы и слышим такие, дикие по своему смыслу, формулировки.
Мир трансформируется вместе с понятием «менеджер». И это отрадно, поскольку любые изменения, рано или поздно, всё равно приводят к лучшему.


Рецензии