Как солнышко играло

     На Орловщине есть такая традиция: в ночь на Петров день (12 июля) солнце караулят. Считается, что солнце утром «играет». Обычно собирается с вечера молодежь, бывает, что и старики и шкодят по ночам: у кого телегу на дорогу выкатят, у кого дрова раскидают, так что утром разгневанные хозяева наводят порядок и в общем-то понимают ситуацию: поворчат, поворчат, и на том покончено. Обычай все-таки. В городах в эту ночь особенно старается милиция, разгоняет ребят по домам, потому что старинная традиция превратилась в банальное распитие спиртного, шум-гам  и хулиганство. Что и говорить,  времена меняются.
     А мне однажды посчастливилось увидеть игру солнца. Это было сорок лет назад. Я тогда окончила шестой класс, приехала на лето в деревню. Всю ночь мы колобродили, веселились. Бедовая бабка Маруся пела нам частушки, одну я запомнила: «Марьяниха и Марьян завалились у бурьян, а в бурьяне хорошо! Приходи, Марьян, ишшо!» Под утро разошлись по домам и одетыми завалились на полу. Чувствую, меня кто-то тормошит. Бабушка! «Вставай, вставай, солнце играет!»
       Я вскочила как ошпаренная и выбежала на заднее крыльцо. Бабушка была уже там. Что и говорить, такое не забывается. Нас  отделяло от солнышка большое картофельное поле. Оно (солнце) еще только поднялось над этим полем, совсем чуть-чуть. Ровный гладкий золотистый диск стал менять свои цвета: вот золотистое перешло в оранжевое, потом в голубое, потом в зеленое, дошло до почти черного. Диск менялся на глазах.  У меня перехватило дыхание. Восторг! Было страстное желание побежать и разбудить сестру, но боялась, что все закончится в считанные минуты, да и бабушка удерживала: смотри! А солнце только начинало свой головокружительный танец. От него стали отходить «ленты» (как говорила бабушка), такие непрямые лучи, как маленькие молнии, изображенные на плакатах, только молнии эти тоже меняли цвета, солнце одного цвета, а ленты расходятся другого. Солнышко поднималось выше, краски становились бледнее, а потом оно  вмиг стало обычным, таким, которое мы видим все на рассвете. «Да, - сказала бабушка.- Я такое во второй раз за свою большую жизнь вижу. Однажды в девках еще была, скотину стерегла на выгоне, а оно и разыгралось, да в обычный день. И вот теперь под старость Бог привел снова увидеть.» Я надолго притихла.
     Каждый следующий год на Петров день я встречала восход солнца, но больше оно не играло. Потом, будучи взрослой, не до того было. Возможно, кто-то и сможет объяснить это природное явление в Средней полосе России. Я никогда не видела северного сияния, только на картинках. Что-то и роднит эти два явления, наверное, игра цвета. Я и сейчас вспоминаю этот чистый небесный фон без единого облачка и переливающееся радужными красками солнце.  В такие моменты становишься ближе к Богу. Жаль, сестренка не увидела этого чуда. Бабушки давно нет, и мне уже не с кем повспоминать о том даре, что явила мне природа.
2013


Рецензии
Как солнышко, играло,
Как искренно счастливы,
Были-мы!
С уважением, Саша!

Александр Псковский   29.01.2022 01:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.