Интервью с Чарльзом Дарвином

            Журналисту часто по долгу службы приходится общаться с самыми разными личностями: колоритными, героическими, независимыми, творческими, яркими. Каждая из них  имеет массу качеств, богатый жизненный опыт, оригинальную точку зрения. С таким человеком свела нас судьба в сегодняшней беседе. С нами любезно согласился побеседовать основоположник современного эволюционного учения – Чарльз Роберт Дарвин.

        Здравствуйте, Чарльз. Большое спасибо, что нашли время для этой встречи. Не будете ли Вы возражать, если я задам Вам несколько вопросов, касательно лично Вас, Вашего учения и мировоззрения.

        Да, конечно. Мне не задавали вопросов уже более века. (улыбается)

Всем известно, что Вы внесли огромный вклад в науку. Что побудило Вас заняться исследовательской деятельностью?

        Я родился в зажиточной семье врача и финансиста, а моим дедом был знаменитый натуралист Эразм Дарвин. Будучи подростком, мне часто приходилось помогать отцу в его медицинской практике. Сейчас я могу вспомнить множество забавных историй, произошедших тогда, но, по-моему, это будет не очень интересным и приятным для слуха слишком впечатлительного человека. Поступив в Эдинбургский университет, я всерьез увлекся медициной. Вы даже не представляете, насколько были скучны лекции по хирургии (смеется). Уже тогда мне приходилось развеивать представления моих коллег о реальном устройстве живого. Например, мне удалось показать, что молодые стадии Fucus loreus не что иное, как личинки Pontobdella muricata… Я вижу на Вашем лице замешательство. Современную молодежь не учат латыни?

        К сожалению, а, может, и к счастью, нет. Прошу Вас, продолжайте. Ваш рассказ действительно интересен.

        В скором времени во мне пробудились идеи, противоречащие общепринятым в те годы представлениям о происхождении видов.

        Кажется, у Вас есть книга с таким названием?

        Именно, но написал я ее лишь тридцать лет спустя, так как мне еще долго пришлось искать доказательства своих утверждений. А этот путь был, поверьте, непростым (вздыхает).

        А что же помешало Вам исследовать данную область естествознания?

        Отец. Нет, я не виню его, но он, узнав, что я забросил занятия медициной, настоял на том, чтобы я поступил в христианский колледж. В это время мне пришлось постигать азы теологии, истории, математики. После прочтения нескольких увлекательных трудов таких, как «Естественная теология» Пэйли и «Личное повествование» Гумбольдта, я загорелся идеей посмотреть мир. Знаете, я благодарен своему дяде, Джозайе Веджвуду, за то, что он сумел помочь мне с путешествием на корабле за море.

        Расскажите поподробнее, о том, что Вам довелось увидеть на борту «Бигля».

        Если я начну вспоминать все, что со мной происходило, то мы с Вами не закончим беседу и до завтрашнего утра. Могу отметить лишь то, что тогда я сделал множество заметок, которые помогли мне в обобщении моих знаний и представлений о мире.

        Что же Вы сделали по прибытии домой?

        Несколько лет я служил секретарем Лондонского геологического сообщества. Это время я бы мог назвать «временем затишья» как творческого, так и духовного. (задумался)
Но затем я женился. Это событие перевернуло мою жизнь. После рождения двоих детей, я вместе с женой Эммой переехал в Кент.

        Прошу прощения за бестактность, но, кажется, в скором времени с Вами произошло нечто, резко изменившее Ваше мировоззрение. Это действительно так?

        Да. (вздыхает) Моя любимая дочь… маленькая Энни… ушла. (сдерживает слезы) Мы с Эммой с трудом пережили эту утрату. Тогда во мне что-то изменилось. Раньше я верил во Всевышнего, нашего защитника и помощника, но ранний уход моей дочери раскрыл мне глаза. Некогда я проходил церковное обучение и даже мог получить сан, но с годами я пришел к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и прочим заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря.

        Вы стали атеистом?

        Отнюдь. Все ошибочно стали считать, что я отрицал любых богов. Это не так. Я относил себя к приверженцам агностицизма, причем научного. Но в силу своего субъективного взгляда на мир, я старался постичь его тайны всеми известными способами. Мой труд «Происхождение видов» наделал немало шума в обществе. Многие мои приятели стали отрицать знакомство со мной. Что ж, по крайней мере, я один из немногих, кто отважился донести до слуха обывателя прописные истины, противоречащие церковным догматам.

        Так человек произошел от обезьяны?

        Как же мне надоел этот вопрос! (улыбается) Я привожу множество доводов в пользу того, что человек мог произойти от обезьяноподобных предков. Думаю, что Вам, человеку из другого времени, должен быть очевиден факт сходства как социального, так и морфологического этих родов животных.

        Разумеется. Ученые обнаружили немало доказательств эволюции человека из приматов.

        Они все-таки сделали это? (воодушевился) Я несказанно рад. Значит, я был прав. Значит, все было не зря. Спасибо тебе, человек из будущего. Теперь я могу опять отдохнуть от тяжести этого мира.

        Спасибо Вам, Чарльз Роберт Дарвин. Больше мы с Вами, скорее всего не увидимся… Я задам Вам последний вопрос. Какую истину Вы постигли?

        Чем больше мы познаём неизменные законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса.


Рецензии
Уважаемый Андрей! Мне очень понравилась Ваша идея написать это интервью с Чарльзом Дарвином. Понравились и форма подачи материала, и само содержание статьи, и, даже, ее небольшой объем. Не обнаружил я и каких-либо неточностей в Ваших формулировках, касающихся теории эволюции. Это я Вам говорю, как геолог с большим опытом работы и как преподаватель (бывший) предмета "Концепции современного естествознания".
Единственное замечание. Я не являюсь знатоком русского языка и в этом отношении - сам не безгрешен, но хочу указать вам на допущенную Вами малозаметную ошибку. Ее очень часто допускают молодые журналисты и репортеры на телевидении. Это формулировка предложения: "Будучи подростком, мне часто приходилось помогать отцу в его медицинской практике".
Правильнее было бы сказать: Когда я был подростком, мне...
Или же: Будучи подростком, я часто помогал отцу...
Желаю Вам удачи в Вашем творчестве!

Олег Ярошенко   08.09.2017 12:21     Заявить о нарушении