Уч-Арал 1974-1980. Михаил Арефьев

О Михаиле Арефьеве командире звена 27 гвардейского иап, я уже коротко коснулся  в своём первом репортаже об Уч – Аральских  лётчиках.  Что он слыл самым бесшабашным и отчаянным лётчиком   я уже говорил, но вот то, что Михаил Арефьев, в период службы в  Уч – Арале был заядлым охотником, я не рассказывал. Интерес к охоте у Михаила был настолько велик, что даже полётные задания, он использовал в сочетании со своей страстью. Выполняя полётные упражнения в зону или по маршруту, капитан Арефьев, не мог пролететь мимо, вдруг внезапно обнаруженных  охотничьих  угодий. Он снижался, до «предельно не допустимой высоты» и с воздуха обследовал обнаруженные охотничьи угодья. На наколенном планшете, в спешке помечал карандашом озёра и речушки. Далее, с нетерпением дожидался выходных, и, не обращая внимания на упрёки жены, бросал в коляску своего «УРАЛА» (мотоцикла) любимую вертикалку ТОЗ – 34 и вперёд в бескрайние степные просторы. Поиски на земле новых угодий, обнаруженных с воздуха, не всегда были успешными из  возникавших сложностей с манипуляцией с картой в полёте. В объективном  контроле полка, у Михаила были свои завязки, хотя без проколов тоже не обходилось, отсюда и соответствующая репутация. Командир полка подполковник Седов, знал о неукротимой страсти капитана Арефьева, поэтому порою сам лично просматривал пленки с параметрами его полёта. Были и отстранения от полётов, были и дисциплинарные наказания капитана Арефьева, но остановить его так и не смогли. Пришедший на смену Седову, новый командир полка подполковник Рыжов, вопросы контроля полётных заданий, как правило, возлагал на командиров эскадрилий и очень редко вмешивался в сферу их деятельности.  Если он кого- то отчитывал,  то беззлобно - по отечески. Виноватый же, готов был «провалиться сквозь землю». В аналогичных ситуациях и мне пришлось побывать не один раз. Я всегда поражался, как он наш командир подполковник Рыжов, казалось, играя в нарды, замечал все допущенные мной, даже мелкие огрехи, при управлении экипажами. Тельпов, тебе сегодня ещё один прокол, говорил Рыжов, я знал за что, но как он, увлечённый игрой, мог это заметить? Только после пятилетнего стажа управления экипажами с СКП, мне это стало понятным. Когда я написал рапорт о переводе меня на КП 10 С.А.Д., подполковник Рыжов пригласил меня в свой кабинет и задал только один вопрос. Ты  этого хочешь? После утвердительного ответа, он подписал рапорт. Чтобы не колесить по степи без толку в поисках новых угодий, Михаил обратился ко мне, с просьбой, по его условному сигналу (по нашей договорённости это звучало так, «КП подскажите моё удаление от точки») я, должен сделать засечку стеклографом на экране локатора. Затем в полярной системе координат, перенести указанное место на карту, отсюда была высокая вероятность найти на местности вновь обнаруженное охотничье угодье. Далее по старой схеме: ружьё, мотоцикл и бескрайние казахстанские степи. Однажды, на предварительной подготовке к полётам, Михаил у меня спросил: «у тебя есть оружие»? Ружья, на тот период я не имел, о чём ему и сообщил. Он чертыхнулся и посоветовал мне скорее приобрести оружие и все к нему необходимые причиндалы, без охоты ты здесь засохнешь как плесень. Конечно, не боязнь засохнуть как плесень, заставили меня форсировать мероприятие по приобретению  ружья. Уж очень эмоционально об охоте рассказывал Михаил, чем разжёг во мне первобытноё чувство добытчика. Но, а пока я помогал ему в поиске  охотугодий. Очередной раз, выполняя сложный пилотаж в зоне, Михаил Арефьев обратил внимание на неестественный серый цвет небольшого озерца. Он снизился до 20 метров, установил скорость полёта минимально возможной и в левом  развороте, рассматривал необычное природное явление. И вдруг вся это серая поверхность озера сдвинулась от рева турбины и, распадаясь, поднималась вверх навстречу самолёту. Осознав опасность попадания  птиц в двигатель, капитан Арефьев врубает форсаж и ручку на себя, вверх, вверх. Вода в озере от спутной струи и горячих  газов вскипела, Михаил занял высоту по заданию, доложил на СКП об окончании задания и «пошёл» домой. По условному сигналу, я пометил это место на карте. После его рассказа об  этом степном озере, я в шутку посоветовал ему немедленно ехать на озеро собирать уже поджаренную, двигателем самолёта дичь. Наконец – то я приобрёл себе ружьё, для начала решил купить дешёвенькую одностволку ИЖ – 18 Е. Это было большой ошибкой, оружие необходимо приобретать самое лучшее, доступное по цене. К нему ты привыкаешь, пристреливаешься, приклад подгоняешь под себя и с годами ты можешь уже визуально определить, твоя ли эта дичь и не стоить «пулять» ради спортивного интереса. Первые мои вылазки на охоту были в составе полкового коллектива, кстати Геннадий Себро, который так рьяно меня спроваживал из Ивано – Франковска на дальний восток, не один раз был с нами. Это уже потом, его выдвинули в кадровый орган 10 САД и теперь понятно за какие заслуги. Охотничьи угодья Казахстана, особенно по перу, просто великолепны. Имея навыки в стрельбе из ружья влёт, можно спокойно на одной зоре добыть до 30 уток и это не предел. В Уч – Арале, из местных такие нередко встречались, я был знаком с ними и был вхож в их круг, но стрелять как они, так и не научился. Один из наших выездов состоялся на великолепное озерцо, где – то 2-3 километра в диаметре. Оно почти круглой формы, с многочисленными островками камыша. Камыш также зеленел по всему периметру озера, метров на 15-20 от берега. Расписавшись в своём не умении стрелять дичь влёт, я побрёл по берегу вдоль камышей, надеясь, что там они меня ждут. Шёл я медленно очень тихо и, наконец, их увидел. Парочка крякв, плескались в 15 метрах от меня, впервые  увидел в дикой природе такую красоту. Селезень в солнечном свете переливал всеми цветами радуги, он грациозно кружил возле своей серенькой подруги. На какие - то секунды забыл о своём предназначении, стоял «зачарованный». Но азарт охотника во мне уже проснулся, сердце колотится, приклад ружья медленно движется от участившегося дыхания. Поднимаю ружьё, перевожу ствол с селезня на утку и обратно, не могу выбрать цель. Потом вспоминаю наставления бывалых охотников, старайся брать на прицел сразу несколько уток. Я ждал, когда они сблизятся на минимальное расстояние. Выдержки всё же не хватило, между парой было полметра, прицеливаюсь ровно между ними, надеясь зацепить одним выстрелом обоих, нажал на курок. Между парой закипела и вспенилась вода, а утки в испуге с громким криком, разлетелись в разные стороны. Горевал я не долго, да пусть живёт такая красота, успокаивая себя, пошёл к нашему лагерю.  Михаил Арефьев, как охотник относился к «тихушникам», то есть любитель охотиться в одиночку,  в крайнем случае, вдвоём. Узнав, что я приобрёл ружьё, он в первый же выходной, меня вытащил в свои угодья.  Вылазка с ним, это было что – то, на зорьке был такой лёт утки, что  патронташ я сжёг за 15-20 минут. Ствол моего ружья раскалился так, что дотрагиваться до него рукой стало невозможным. Я полил на него водой из озера, вода кипела и сильно парила. Когда стемнело, мы охотились на лунную дорожку, это гораздо продуктивнее, чем  влёт. Подыскивая удобный угол обстрела на лунную дорожку, я вышел почти на середину болота. Из - под сапог выскакивали большие пузыри, газа метана. Думаю, сколько его здесь, хоть месторождение разрабатывай. На воду со всех сторон шлёпаются  утки, но как назло на дорожку не одна не садилась, я менял не один раз своё местоположение, пытаясь изменить угол обстрела, но всё напрасно. Слышу, в 100 метрах от меня дуплетит Михаил, затем громкое чавканье его сапог по болоту. Ему повезло, дичь подбирает. Так в бесполезных надеждах, я простоял минут 40. И вот началось, первая утка плюхнулась от меня,  в 20 метрах, поднимаю ружьё, накрываю стволом, расходящиеся круги в центре лунной дорожки, жму на курок. После выстрела вижу чёрный, застывший силуэт на воде. Значит, уложил на повал, так перезарядим ружьё и пойдём подбирать. Не успел я вставить в ствол новый патрон, снова, плюх по самой кромке лунной дорожке. Выцеливаю центр расходящихся кругов, снова выстрел, подранок одним крылом закружил на воде. Перезаряжаю, добираю подранка. Слышу голос Арефьева, ну что взял? Да, пару  крякашей достал, отвечаю ему. Давай «выползай», пойдём, перекусим. Только сейчас я почувствовал, что со мной что – то не так, голова кружится и нестерпимо болит, ноги тяжёлые и плохо слушаются. Миша, ты где? Подсвети фонариком, на тебя выхожу. Сейчас, раздаётся из темноты, затем узкий луч света мне слепит глаза. Вижу, в глаза не свети, ничего не вижу. Я с трудом добрался до берега, присел рядом с Михаилом. Необъяснимое состояние сушняка, как будто с глубочайшего похмелья. Что за чёрт, я уже месяц спиртного в рот не брал. Эта мысль осталась не оконченной, меня так замутило, что пришлось проявить необычную прыть, чтобы не испортить уже накрытый стол. Минут 10 меня рвало, вывернуло всё до зелени. Ну, ты как? Живой? Вроде бы да. Воды попей, легче будет. Я залпом выпил половину армейской фляжки воды. Процесс повторился, и сразу полегчало, головные боли утихли, ноги и руки приобрели былую уверенность. Ну, ты как, готов пополнить утраченный запас? Смеётся Михаил. Готов, готов, я готов чёрта сожрать. Тогда мы не поняли, что это было? И только спустя год, на этом  же самом болоте, произошёл аналогичный случай со мной. Только тогда я понял, что это было обыкновенное отравление метаном. Но во втором случае отравление было более тяжёлым, как я тогда выбрался на берег,  не знаю, знаю, что помог мне в этом, напарник по охоте Николай, он из местных, Уч – Аральских.  Это он, из своей вертикалки 20 калибра,  на охоте  не брал менее 30 уток.  Не один раз добирались мы с Михаилом и до заячьих угодий, как раз  туда, где зайцы «пешком ходят». Каково же было моё разочарование, когда вместо пешего хода, я впервые увидел, как в мгновение ока, это мелкое создание, не давая мне возможности накрыть его стволом, скрывалось в траве. К окончанию охоты, в рюкзаке у Арефьева, красовалась пара степных зайчишек. Я с нескрываемой завистью поглаживал их светло – серую опушку, досадуя на свою нерасторопность. Возьми моё ружьё, здесь два патрона, главное не спеши, «выцеливай» по ушам и бей. Я взял его ружьё, оно немного тяжелее моего, но очень удобное, «прикладистое». Я пойду чуть впереди, ты отстань метров на 50, так и идём, только смотри, чтобы я не оказался на линии выстрела, поучал Михаил. Без всякой надежды, с двустволкой в руках я брёл по траве. Моё внимание привлекло движение в трёх четырёх шагах от меня, что – то похожее на ползущую кошку, этакими мелкими, крадущимися шашками. Вот он, пеший заячий ход, значит, не врали бывалые охотники. Я остановился, на всякий случай, приложил приклад к плечу, и пошел прямо на замеченное движение. Когда до места оставалось полтора – два шага,  из – под  ног выскочил заяц. От неожиданности, я выстрелил, не целясь и, промазал. Не спеши, не спеши, отпусти его подальше, давай целься по ушам, бей подсказывал Арефьев. Я накрыл стволами убегавшего от меня зайца и нажал на спуск. Заяц завалился на бок и застыл на траве. Есть, есть! Кричал Михаил, радуясь  моей удаче. Как снимать шкурку и разделывать зайца? Михаил мне рассказал. С этим, особых проблем не возникло, но когда начал вскрывать брюшину меня вытошнило,  говорят, когда это делаешь впервые, такое бывает. Вот так я приобщался к древнейшему ремеслу добытчика пищи. В следующий воскресный день я менялся с боевого дежурства, телефонный звонок  Михаила Арефьева меня застал уже на выходе из бункера. Я возвратился, поднял трубку и услышал от него предложение поехать на охоту. Когда? Удивился я. Прямо сейчас, у меня спланировано мероприятие. Хорошо, едем, но мне ещё надо добраться до дому, переодеться и захватить ружьё. Добирайся до КПП и жди меня, я за тобой подъеду. Водитель тягача из дежурного звена меня подвёз до КПП. Минут через 5 подкатил Михаил на своём «урале». Слушай, я вчера «взял» барсука, снял шкурку и перетопил жир, тушка у меня с собой. Жена как увидела его собачий оскал, погнала вместе с ним из квартиры, когда я хотел с него жаркое приготовить. Едем, у меня есть знакомый казах, он с семьёй живёт в степи, километрах в 40, у него там своя отара овец. Ночевать будем у него, там и барсука приготовим, там и поохотимся. Его предложение мне понравилось, вот только тушка барсука и в самом деле напоминала ободранную собаку, и употреблять его в пищу меня совсем не впечатляло. Казахстанская осень по температурным параметрам напоминало лето средней полосы и езда на мотоцикле в эту пору несказанное удовольствие. И почему - то становится понятным состояние кочевых жителей, которые в такие минуты, скача на своих быстроходных лошадях, что видят то и поют. И мне хотелось петь, кричать, орать от удовольствия от перехватившего дыхание ветра, от бесконечного степного простора и ласкового, ласкового солнца, а поёт это не сам человек, поёт его душа, едва не выскочившая  из груди. Часам к 11 мы с Михаилом уже подъезжали к жилищу его знакомого казаха. Встречали нас как дорогих гостей, Михаил объяснял мне, что гости у них в глухой степи большая редкость, поэтому любого нового человека  степные жители встречают очень радушно, Михаила тем более. Он, зная их потребности, заехал в магазин и купил несколько булок чёрного и белого хлеба, килограммов 5 сахара и несколько пачек чая. Из барсука, нам предложили приготовить бешбармак, а что это? Поинтересовался я. Это очень вкусно, скоро узнаешь, смеялся Арефьев. Пока мы знакомились с охотугодьями на протоке, расположенной неподалёку, выбирали наиболее удобные места для подхода и подбора дичи, жена и дочь хозяина хлопотали во дворе, возле печки. Наконец, хозяин, только по признакам ему одному известным, определил, пора всё готово. Низенький столик, не выше 30 сантиметров, ломился от всевозможных блюд. В центре стола, стояла высокая тарелка с  нарезанной длинными полосками свойской лапши. Поверх лапши выложены большие куски мяса. Далее барсуки, сыр брынза, сладости, название которых я не запомнил. Михаил прихватил с собой армейскую фляжку чистого спирта. Половину он отлил хозяину на медицинские цели, оставшуюся половину к вечерней зоре мы опорожнили. На вечерней зорьке, общими усилиями мы добыли около десятка уток и отдали их хозяину. На утренней зорьке, мы отстрелялись, сожгли оставшиеся патроны, поделили дичь и покинули этот гостеприимный дом. Осенью 1979 г. пришла замена в Европу на звено Михаила Арефьева. Он засобирался в приятных хлопотах, продал мотоцикл, служивший ему верой и правдой. К этому времени, я успел перевестись на КП 10 САД, где возможностей было чуть больше чем в полку, даже в плане приобретения  техники. Мой сосед по лестничной площадке капитан Ареховский, он работал в кадрах 10 САД, предложил мне купить мотоцикл «Урал» в местном военторге. Оценив возможности мотоцикла «Урал» на охоте с Михаилом Арефьевым, я не стал долго раздумывать и, получив талон на его приобретение, сделал очень удачную покупку. Обкатывали его мы с Михаилом Арефьевым, у меня не было « прав», я только учился в местном ДОСААФ, поэтому опыт Михаила как водителя с правами, и как опытного охотника, мне был просто необходим. Я «сдам» тебе, свои самые лучшие охотничьи угодья, говорил эмоционально Михаил, не скрывая радости от возможности погонять по степи на новеньком «урале». Всё свободное время последнего месяца перед убытием Михаила в Европу, мы пропадали в степи или на болотах. Часто, возвращаясь ночью  домой, я   тренировался в управлении мотоциклом по пересечённой местности. При выезде на автотрассу, мы менялись с Арефьевым местами, он садился за руль, и мы мчались домой. После крайней охотничьей вылазке, Михаил предложил мне потренироваться в вождении мотоцикла  по ночной автодороге, в эту пору все ГАИшники, наверняка уже спят. Но всякий случай, он вытащил лампу освещения номера, и словами бережёного бог бережёт, бросил в мой карман снятую лампочку. Мой «урал» великолепно набирал скорость, Михаил меня останавливал, не гони, я хочу послезавтра живым улететь в Москву. Километров через 10, я увидел на обочине дороги красно-синий проблесковый маячок, Михаил менты! Так сбавляй скорость, включай левый поворот, подруливай к ним, сбрасывай газ! Сейчас поравняемся с ними, давай обороты и гони, командует Арефьев! Я чётко выполнил все выданные мне инструкции, и мы погнали. На спидометре 95, в зеркале заднего вида я наблюдал двух растерявшихся молодых казахов в милицейской форме и рядом с ними старенький мотоцикл «урал». Нас никто не преследовал, всё равно это  бесполезно, так решили мы и они то - же.
Покидал Михаил Арефьев наш Уч-Арал с противоречивым чувством и радости и сожаления о потере навсегда неограниченного чувства свободы, возникавшего только в бескрайних казахских степях. Я тоже сожалел, что терял бескорыстного и эмоционального напарника и наставника по охотничьим вылазкам  и был рад за него, что он увидит Европу и сможет поправить своё материальное положение.
Но это не самое большое огорчение, которое мне предстояло пережить  в 1979 году. Впереди меня ожидала катастрофа лейтенанта Шарова, катастрофа вертолёта капитана Черкасова, гибель командира полка подполковника Рыжова, полкового врача капитана Резниченко, начальника ПДС капитана Шимкович и трёх ребят из парашютно-десантной группы.

Февраль 2013г.


Рецензии