Быль из лихих 90-х

В самом начале 90-х я, как и большинство законопослушных граждан нашей страны, не особо разбирался в валютах, курсах и даже купюр заграничных «в лицо» знал мало. Обменных пунктов не было, а доллары меняли в многочисленных ларьках-киосках. Экономическая нестабильность, вслед за политической, быстро набирала обороты. Кто-то взлетал и молниеносно богател, а кто-то беднел и разорялся. Народ в рестораны (тогда их было в сотни раз меньше, чем сейчас) ещё ходил. Ещё заказывали музыку, но платили, помимо рублей, иногда колбасой или яблоками, иногда заграничными сигаретами или вещами и т.д. и т.п. Мы уже заканчивали последнее отделение, когда к сцене подошёл подвыпивший «клиент» и, обратившись ко мне, попросил играть до утра. Я стал объяснять, что это будет дорого стоить, так как ночью играть запрещено и нужно будет очень много кому отстегнуть. «500 долларов устроит?», - спросил клиент. Мой «Москвич» с новыми мотором и подвеской тогда оценивали в 350 и я, не долго думая, согласился. Мужик протянул мне 5 бумажек, но это были не доллары. На мой вопросительный взгляд он пояснил, что это чеки «American Express» и обналичить их можно где угодно. Я поверил, сказал коллегам, что всё ок и мы начали……….. Утром, когда делили добычу, все с сомнением рассматривали незнакомые бумажки. В итоге решили: раз Боба взял, пусть Боба и обналичивает. Утром я двинулся по знакомым ларькам. Больше десятки я никогда ещё не менял, 500$ были очень внушительной суммой. И, о ужас! чеки никто покупать не хотел и вообще, менялы видели их впервые. Придя вечером в ресторан, я получил кучу упрёков от коллег и клятвенно заверил их, что к концу недели деньги будут. Весь следующий день я провёл на телефоне. К вечеру выяснил, что в городе есть только один банк, который обналичивает такие чеки, но там всё сложно, типа нужно подтверждение об источнике и законности их приобретения. Брежневские времена кончились совсем недавно, а я хорошо помнил, как за пару лет до этого меня прессовали в «Европейской» за 100 финских марок, которые мне заплатил финн за понравившийся ему вальс, перенесённый мною на бумагу. Тогда легко можно было и срок схлопотать. Короче, стремак! Мой тогдашний тесть был мужчина значительный, работал на важной работе, заграницей бывал часто. Решил я к нему обратиться. И он меня убил: «Ты, собственно, что хочешь узнать? Чеки – да, настоящие. Но обналичить их сможет только владелец. Видишь – вот подпись и вот – подпись…. Скорее всего они ворованные.» Тут я и сел в лужу. Обидно конечно, но что ж поделать – сам виноват, придётся расплачиваться. Я повертел в руках бумажки, рассматривая длинную витиеватую подпись, отдалённо напоминающую «mrs Vanderbilt» и РЕШИЛ. Была у меня одна подружка, которая работала гидом. Шпарила она на нескольких языках, пару раз была заграницей, всегда одевалась в фирменные шмотки и вообще была эффектна, респектабельна и выглядела, как 100%-ая буржуйка. Ей то я и позвонил. Объяснил, что хочу обналичить чеки, что подписаны они женщиной и, что поскольку выглядит она, как иностранка, ей такую роль сыграть будет несложно. Нужно только потренироваться подписываться, как mrs Vanderbilt. Но «Маша» испугалась. Этим она не занималась. Много её коллег уже «влетали» с валютой и ей такого ужаса не хотелось. Поехал к ней, уговаривал целый день, поклялся, что в случае прокола всё возьму на себя. К тому моменту я уже готов был спокойно расстаться со своими кровными, но тут уже проснулся дух авантюризма и азарт (я же игрок). УГОВОРИЛ. На следующий день «Маша» с утра тренировалась подделывать ОЧЕНЬ сложную подпись. Наконец стало получаться, и мы поехали в банк. Чем ближе мы подходили, тем медленнее он шла, а на пороге и вовсе остановилась: «Боба, я боюсь!» Около входа в банк толпилось огромное количество подозрительных личностей, в основном кавказской наружности. Я легонько подтолкнул «Машу» вперёд. Внутри тоже была толпа. Час потребовался на то, чтобы найти окно, в котором работают с ценными бумагами (насчёт чеков никто не знал). Вчерашние кассирши сберкасс ещё не научились работать по-новому (с валютами), а молоденькие красотки-менеджеры больше упивались собственной значимостью…. Ещё через час подошла наша очередь, и мы оказались у нужного окна. Маша (буду без кавычек) трясущейся рукой протянула чеки. Я стоял рядом. Девушка-кассир-оператор-или-как-её-там долго разглядывала бумажки, затем нас, затем снова бумажки и наконец совершенно гениально произнесла: « А ЭТО ЧТО?» -Вы что, не видите – чеки "American Express", - ответил я. «Подождите, я позову менеджера». «Боба, давай уйдём», - потянула меня за рукав Маша. «Не бойся». Через некоторое время появился парень в чёрном костюме и с бейджиком. Он тоже долго рассматривал наши чеки и шептался с девушкой. «Извините, нам нужно вызвать старшего кассира», - через пять минут сказал парень. Очередь за нами уже сильно волновалась. Ещё больше волновалась Маша. Вскоре пришла толстая тётя-Мотя в очках, пизанской башне на голове и с золотом на шее и каждом пальце. Она так же вертела в руках чеки, приподнимала очки, разглядывала на просвет, Потом что-то прошептала девушке и ушла. «Хорошо», - сказала девушка, порылась в столе, достала какой-то бланк, что-то на нём написала, проштамповала и протянула нам, - «заполните, а здесь и здесь поставьте подпись», - она выдала нам несколько листов,- «подпись ставьте аккуратно, она будет идентифицироваться». Маша тряслась, очередь хамила на всех кавказских языках. Самое «смешное» (я как-то по наивности об этом не подумал) было то, что расписаться нужно было за mrs Vanderbilt, а в бланк вписать паспортные данные. Но чьи???? Ивановой Марии Ивановны???? Отступать было поздно. Девушка взяла бумаги и Машин паспорт. Опять долго смотрела на нас, на чеки, на заполненные бланки, на Машину фотку в паспорте и опять же гениально спросила; «так, а Вы то КТО?»…………………. К тому моменту, когда пришёл управляющий, очередь уже хотела нас зарЭзать…. В сопровождении управляющего, двух крепких молодцев и ментовского сержанта мы проследовали в кабинет. С первых слов стало ясно, что подозревают нас не в фальсификации, а в воровстве. Дескать ограбили туристку mrs Vanderbilt. И тут я стал сочинять душещипательную историю о том, что мы, бедные музыканты-художники целый месяц пели песни и писали портреты и пейзажи для престарелой американской миллионерши, за что она нам и заплатила. Мы же люди простые и как с этими чеками обращаться не знаем. Сама же американка, не имея рублей, дала вот это и сказала, что всё будет ок. Удивительно, но мне поверили. Мы снова двинулись к злополучному окну и через 10 минут, под злобные комментарии толпы, получили, БЛИН! ОГРОМНУЮ кучу рублей. Там было около 20-ти пачек – часть перетянутых банковской лентой, а часть – россыпью. Как на зло, никакого пакета у нас не было (кто же знал?). Деньги выдали Маше и она, прижав всю эту кучу к груди, стремительно ринулась к выходу. На улице нас сопровождали недобрые взгляды. Послышалось шушуканье. Несколько «жиганов» двинулось в нашу сторону. Мы рванули…………….. В кабаке, ещё до прихода коллег, я накрыл поляну (чем всех приятно удивил), а деньги были разделены почти поровну. Почему почти? Маша получила больше, девушка ведь. Хотя, долго отказывалась. Да, в то время не такие наивные, как я и делали свои миллиарды


Рецензии