На книжных полях - росфантастика

Фантастика.ru

Несколько заметок на полях прочитанных произведений популярных российских авторов

Дело жадного варвара и др.
 Хольм Ван Зайчик

Первый роман еще ничего, но потом откровенная идеологизироваая дрянь Можно ведь сохранить свою веру, но при этом потерять свою политическую субъектность войдя в состав более сильной евразийской империи. Расширенной Поднебесной или возрожденной Орды? Эта благодать и описывается в цикле романов «Евразийская симфония», или «Плохих людей нет» Хольм ван Зайчика.
  Валентинов-Шмалько обозвал это «китайщиной».
Прочитав семь книг этой «симфонии», порой утомительных, порой забавных, легко обнаруживаешь в них отсылки к политическим перипетиям недавнего прошлого и настоящего. Это, например, проблема украинской самостийности или морально-политическая позиция академика Сахарова с Е.Боннер и др. Сюжеты романов строятся вокруг приключений двух друзей «силовиков» и «человекохранителей», которые совершают свои подвиги, пресекая коварные происки врагов порядка, мира и гармонии, царящих в Ордуси.  Попутно исследуются проблемы совершенствования межнациональных отношений, или, скажем, вопрос о двоеженстве.
Обличения безумств первых лет постсовесткого распада страны и торжествующей «демшизы», поддерживаемой и направляемой глобализаторами,  в книге Рыбакова высказываются открытым текстом. Странное однако впечатление производит обличение «нового мирового порядка» сегодня, когда «старый порядок» (в стране) стремительно берет реванш.
Видимо,  не надеясь, что   удастся навести порядок собственными силами, а  Россию сохранить, востоковед В.Рыбаков, специалист по империи Тан , в соавторстве с  И.Алимовым и под псевдонимом «Хольм ван Зайчик» сочиняет «Евразийскую   симфонию», для которой  сконструировали свою версию истории, где Россия – это Ордусь, в 15 веке присоединившаяся к китайскому Серединному царству,  где   процветает дружба азиатских народов... Там сыщик-"евразиец" живет в Александрии на Неве хэ (Питере), 
Собственно, именно это «евразийство» (Азиопа – каламбурил, кажется, П.Милюков) вызывает наше наибольшее неприятие, хотя оно   предложено как выход для нашей страны. Банальное утверждение, что Россия вынуждена разрываться между «Востоком» и «Западом» подтверждается – увы! - направлениями наших идеологических поисков. Лет двадцать, пятнадцать  или даже десять  назад западный вектор имел неоспоримое преимущество. «Демократия и рынок» (естественно, в варианте европейском или североамериканском) звучали как заклинание. Попытка жить «как на Западе» обернулась для России новым гигантским историческим поражением. И по части «демократии», и по части «рынка». Конечно, виноваты мы сами, но наших западных «друзей» тоже есть за что поблагодарить. Запад весьма поспособствовал провалу в России демократических реформ, а как иначе расценить его поддержку ельцинского режима? Теперь для многих думающих людей в России, очевидно, что Запад не всегда является нашим врагом, но другом он точно никогда не был и не будет. Западная русофобия неизбывна, и наша «всечеловеческая любовь» к Западу навсегда останется неразделенным чувством.
Какая же остается альтернатива – любить Восток? Юг? Объединиться с ним против Запада, чтобы наказать коварного обманщика? Предыдущая версия   ориентации  «на Туран» расцвела среди части русских эмигрантов именно в разгар предыдущей Смуты, после сокрушения исторической России в 1917 году. История евразийства – это интеллектуальная драма и большая человеческая трагедия. Евразийцами она объяснялась как следствие неправильной (западной) ориентации, которой следовала царская Россия в последние столетия своего существования (с Петра Первого). Отчаяние людей, потерявших Родину, можно понять. Но сейчас, речь идет о другом: об окончательной ликвидации нашей суверенности и самобытности, превращения в «навоз истории» для … нового Турана.  Причем,  в качестве последнего может выступать и Китай, и Исламский мир и… – любой, кто выступит против западного, американского шайтана, используя для этого последние русские ресурсы. Такие проекты проигрываются в самых разнообразных формах – как видим и в фантастике.
Тупиковая идея!


На службе империи
 Александр Мазин

Автор почти из разряда бросово-макулатурных. Специализируется на хронопутешествиях. Как правило, наши современники – десантники или космонавты – забрасываются в далекое прошлое. Нужно написать побольше, побыстрее и покруче. Но иногда – вот удивительно – у автора получается хорошо и интересно. Литература побеждает «вал», но потом, конечно, мегабайты опять берут свое. Жаль, что многие постсоветские авторы, небесталанные, не мечтают о чем-то большем, нежели выпуск очередного фантастического боевика, который годится лишь для того, чтобы скоротать время. Но, может быть, им некогда мечтать в погоне за гонорарами.
 

 
 Ступени Пирамиды
 Антон Козлов

Прочитал о Козлове у В.Милитарева (смешно).
Парадоксально. Эта книга, по-моему, написана графоманом, но является практически идеальным представлением молодого человека с советской социализацией о том, какова должна быть древняяя параллельная реальность и что там ему делать... Воплощение типичных мечтаний человека с определенным душевным складом. В этом смысле автор очень близко подошел к воплощению идеального типа "альтернативки". Но он - н е писатель. Последующие романы серии -- просто муть.   
 
 
Когда палач придет домой
 Александр Риттер

А.Риттер имеет некоторые задатки как писатель, но вряд ли они будут реализованы в мире поточных фантастических боевиков.
 Темы означены актуальные: перенаселение, пандемия алой чумы, диктаторские приемы в постапокалипсическом обществе и т.д. Востребована профессия палача. Но написано все как-то ... по-пацански.
 Похоже, автор принадлежит к молодому поколению сочинителей текстов с характерными для этого поколения кризиса аномиями
 


Последний кольценосец
 Кирилл Еськов

Да, орки мы… Толкиновский мир с «темной стороны». Еськов автор неглупый, местами «остренький», по профессии палеонтолог, как и И.А.Ефремов. Но в отличие от него не фантаст, да и не писатель, пожалуй.
Задался вопросом (просто так, праздное любопытство), почему по отношение к нему у меня столь сильное отторжение.
Еськов – это, безусловно, умный и талантливый автор, но, совершенно, «не мой». Здесь прямо-таки аналогия едой: то, что с удовольствием ест один человек, другому совсем в рот не лезет, и не потому, что плохо само по себе, но оттого, что вкусы такие, черт знает, почему образовались. Кому-то вкусно, другим – хуже отравы.  То, что читает Еськов (из интервью), мне, допустим, никогда «не полезет» (Л.Кэролл, Хемингуэй, Стопард, Ле Карре, Стругацкие, Переслегин, Вершинин и пр.). Да и детские десерты в виде Дюма и М.Твена потребляли по-разному. Поэтому и от «Кольценосца» еськовского воротит. Гуманитарий  и биолог (даже очень начитанный) также смотрят на мир очень по-разному. Но критику Даймона (про приучение домашних животных и пр.) почитать любопытно, а вот рассуждение о фэнтези - нет. Хотя педагог из него отменный. Это же надо ангельское терпение иметь, чтобы общаться с «толканутыми»…


Сумерки 
 Дмитрий Глуховский

Наконец-то русскоязычные авторы научились изготавливать нормальные, современные триллеры. «Сумерки» в чем-то не хуже, например, маклиновского «Стража». Маргинал-переводчик в современной Москве сталкивается с рукописью конкистадора, в коей повествуется об экспедиции за священной книгой майя, и начинает ждать предсказанного индейскими жрецами конца света. Чушь, конечно, полная (что забыл человек-ягуар в расейской столице), но написано завлекательно («складно брешет»). Такие книжонки как раз подходят к отпускному сезону.
 Правда, хорошо написано – все определяется литературными способностями, в конце концов.
 Индейская тема тоже стала достаточно популярной. Навскидку можно вспомнить: фильм Мела Гибсона «Апокалипсис», роман Гэрри Дженнингса «Ацтек», масса научпопа продается по Мезоамерике, популярный К.Бенедиктов сочинил «альтернативку» на тему конкисты. Окрестности обжили, отправились на Юкатан. Тема гибели развитых цивилизаций не может не будить фантазию. К тому же апокалиптика сейчас неплохо продается, в том числе и обычному городскому россиянину, уставшему от бесперспективности и бессмысленности окружающей жизни, за которой стоит нечто вроде метафизической скуки.   
 

Мечеть Парижской Богоматери»
  Елена Чудинова

Если в романе Владимира Михайлова «Вариант «И» Россия укрепляется, благодаря вхождению в мусульманский мир, дабы в его составе противостоять коварному Западу. Напротив, в «Мечети Парижской Богоматери» неистовой Елены Чудиновой (книга вышла в резонанс с массовыми беспорядками во Франции, которые устроила мусульманская молодежь), вариант исламской экспансии представлен как кошмарная антиутопия.  В романе Западная Европа порабощена магометанами уже полностью; натиск полумесяца и зеленого знамени, остановленный в Средневековье, на сей раз привел к победе ислама. Несогласные французы загнаны в подполье и ведут неравную борьбу с захватчиками. Несколько наших соотечественников, имевших опыт сражений с мусульманами в Чечне и Югославии помогают христианскому Сопротивлению поднять восстание и вновь сделать Нотр-Дам христианским храмом.  При этом, по замыслу Е.Чудиновой, европейцев ждет столь жалкая участь, в силу того, что они утратили свою христианскую веру. А вот Россия (и попутно замечено – Польша), наоборот,  являются сильными и независимыми государствами благодаря укреплению в них православия  и католичества. Это вариант «Анти-И».
Между тем, радикальный ислам наступает. Мы тут не первые. Франция проиграла войну в Алжире (благодаря предательству «в тылу» и интеллигентам-вырожденцам типа Сартра). «Черноногие» были преданы и бежали. Орды арабских фанатиков не замедлили выступить для погрома правительственных и религиозных объектов в Париже. Тогда, в «черную ночь» (октябрь 1961-го) галлам удалось отбиться – уродов «мочили» и сбрасывали в Сену, не считая. Но этого хватило не надолго. Расплодившись, они опять жгут машины и мечтают о «джихаде». Предатели-«правозащитники» (наследнички того самого «Интернационала», который вооружал «национально-освободительную борьбу по всему миру) всячески науськивают и оправдывают террористов «робин гудов». Продажные политики и корыстный бизнес тоже за «мигрантов». Белые трусливые обыватели дрожат в ожидании, где «джихад» победит вначале, что падет раньше: французская республика или Росфедерация. Но, возможно, первым будет Израиль…



 
 
Элемент крови
 Zотов

Лихо закручено, коммерческий успех, кажется, обеспечен. Но можно было бы сделать и по-другому: порезать текст «Принципа крови» на мелкие кусочки – вышел бы неплохой сборник анекдотов про загробный мир и известных исторических персонажей. Когда почти на каждой странице анекдот, пусть и в рамках «черного юмора» (от определения "кощунство" воздержимся) - это, на самом деле, комплимент автору. А ведь страниц этих с полтыщи, да еще и многочисленные главки с названиями фильмов – и всё нанизано на хороший динамичный сюжет.
 Только вот ЗАЧЕМ все это написано? Только для привлечения денег читателя? Книга, про Ад, где действуют основные библейские персонажи (Сатана щелкает хвостом и чешет лысинук между рогами), да еще герои и антигерои отечественной истории, может стать бестселлером. (Лично мне при чтении вспоминались лекции по «научному атеизму» главного ленинградского безбожника Шахновича). Но кроме стремления заставить читателя «обсмеяться», идея-то какая: то, что в нынешней России мы живем почти как в аду, а то и хуже? Это и без того известно.   

Змееныш
 Александр Громов

 Забавный шарик понравился младшей жене перевозчика руды с Меркурия. Потом этот пришелец из созвездия Змеи много чего натворил и даже полезного.
 Стеб над земной цивилизацией и ее нынешними тенденциями:
 «В Нидерландах был зафиксирован первый брак человека и животного. На церемонии бракосочетания присутствовали видные европейские этологи, подтвердившие, что жизнерадостное блеяние козы можно рассматривать как её согласие на вступление в брачный союз. Мэр Роттердама поздравил молодоженов».
 Но нет ли в повести еще элемента дискуссии с ефремовским «Cor Serpentis»? Над описанием там Контакта, который нынешнему поколению может показаться высокопарным и напыщенным? Блеяние козы и помощь змеенышы в борьбе с исламскими террористами выглядит реалистичнее.
 Это спор не только о том, что такое настоящая человеческая природа, но и что есть задачи фантастики.   

 
Корректировщики
 Светлана Прокопчик
 
Небезызвестный Милитарев пишет: "Как ни странно, ничего равного изображению Светланой Прокопчик повседневной и показанной в ее непреревности жизни властолюбцев в мировой литературе не было, и не только в художественной, но и в философии и даже в психологии" (Русская колонна, М.2008, С 232). Ха-ха.
 Хочешь дискредитировать автора - воздай ему неумеренные похвалы.
Впрочем, роман Прокопчик действительно выбивается из общего ряда серятины фантастических серий, вопреки закону, описанному нобелиатом Акерлофом на примере рынка подержанных автомобилей, где средний уровень стремится к низшей отметке допустимого качества.
Понравятся "Корректировщики" или нет - дело, разумеется, вкуса. Но это - не нижний уровень   
 
Хакеры. Basic
 Саша Чубарьян
 
Роман из бесконечного «Этногенеза». Рассказывает о том, как возникает ИИ.
«Если люди отвыкли думать, то пусть за них это хотя бы делают компьютерные программы».
 
2024-й
 Юрий Никитин

Трансгуманистическая нано-порнография?
 Плохо, очень плохо не ЧТО, а КАК.
 Зря Никитин грешит на "ханжество" читателей и критиков.
 Дело не в "теме", а в том, что автор не понимает насколько он вульгарен и примитивен
 
Далила-WEB
 Борис Георгиев

Вообще-то, я не слишком люблю киберпанк. Но иногда читаю. Надо же иметь представление о возможных чертах «прекрасного нового мира», который нас ожидает.
 Здесь написано довольно остроумно и живо. Ирония и откровенный стёб смягчают мрачную атмосферу, бывающую невыносимой у американских авторов.
 
Предисловие к «Волкодаву» М.Семеновой
Бала-буха.

Видел этого господина в телепередаче, где он рассуждал о творчестве А.Беляева. Вот о знаменитом «Волкодаве» тоже оставил свои размышления в послесловии. А нужны ли они – такие банальные с элементом менторства. И кто такой какой-то Балабуха по сравнению с Беляевым или Семеновой! Нашел как-то его повесть – нечитабельно совершенно.
 Но суетится дяденька, шустрит.
 Все же настоящую фантастику пишут литературно одаренный люди, а не «писатели-фантасты», подвизавшиеся на этом поприще и превратившие его в какой-то отстойник или гетто для глупых фанатов.
 И опять возвращаюсь к теме переиздания "Волкодава" с глупым послесловием журналиста со смешной фамилией. Ну. быть может в первый раз это было оправдано нравами литтусовки - какие у них там нравы не знаю. Но воспроизвожить эту глупость в следующих переизданиях!? Даже если учесть, что после "Волкодава" Мария Семенова стала писать все хуже, всё равно не сравнивать же с ней какого-то Балабуху - класс совершенно разный.
 Эх, здесь вспоминается Брунхильда, которая в первую ночь связала своего незадачливого муженька. Чтобы НЕ МЕШАЛ!   
 
 
Горлум и Ласталайка
 Константин Крылов (Михаил Харитонов)

Весьма забавно.
 К старику Толкину приходит американская девица, которая есть эльф. Эта порода жила в Новой Зеландии (Средиземье), отмеряя кольцами наркотический порошок...
 Злого стеба навалом.
 
Юбер аллес
 Константин Крылов (Михаил Харитонов)

Прочел бета-версию романа «Юбер аллес», написанный МХ совместно с Никитенко. Убедился, что «Харитонов» не только публицист, оратор, редактор и пр., но все-таки еще и неплохой писатель. Роман очень длинный и много разговоров, но было интересно, хотя порой и противно. Пожалуй, один из наиболее разработанных миров в жанре альтернативной истории.   
Идея о победе Германии в Войне не новая; сразу возникают воспоминания о «Человеке в высоком замке» Ф.Дика. Конечно, кощунственно, неприятно и пр. Но если играть по предложенным авторами правилам, то, пожалуй, что и хорошо.
 После сентябрьских убийств 41 года вместо Хитлера у Рейха вменяемое руководство. Союз с Власовым, Москва занята РОА в 43-м. Райхспрезидент – Дитль, потом его сменяет первый немецкий космонавт, слетавший на космоплане «Норд» в 1953. В 56—обновление. В 91 – в райхсрауме референдум, в результате которого все распадется без войны и даже кризиса в экономике…
 Сын Власова расследует убийство коллеги в Москве… Он истинный ариец – вообще не пьет, женщин не …, курение запрещено, с наркотиками – жестокая борьба. «Фашистская диета» тоже присутствует (это трактат Крылова о снижении веса).Представлен денльзя идеализированный вариант национал-социализма, который все равно обречен. И – вряд ли славяне могут надолго ужиться с дойчами, что бы там не пели «геополитики». Тевтонский орден можно распустить, но дух его живет в германстве. Отношение к жизни у разных народов – это К.Лоренц. а не Хаусхофер.
 Эрудиция и пр. у авторов гораздо выше, чем у типичных альтернативщиков (их писания, как правило глупость подростковая). А здесь долго вынашиваемый замысел – все нулевые. Авантюрный сюжет (из «Стечкина» по самолету) перемешан с пространными размышлениями и длительными разговорами. «Фюрерпринцип» автора налицо. Не поймешь, то ли он восхищается национал-социализмом, то ли пишет злую сатиру на «дойчей». Или то и другое неразрывно переплетено.
 Особый прием – поместить известных деятелей в новый контекст. К примеру, кумир советских образованцев, академик Лихачев – седьмой муж Л.Рифеншталь, она бьет его туфлей. Комедия положений. Кого в романе только нет – совпадение имен не является случайным.
 Стеба навалом, хотя далеко не всегда это смешно. Сам автор выведен под видом рыжего студента, предсказывающего развал Райха. МГУ и философия тоже задействованы. Фюрер №2 произносит свою знаменитую речь в партшколе нацистов имени Канта. Много неполиткорректного. Колоритный образ зловещей старухи, юдо-провокаторши. Идея, что порядки «скунсов» (англо-американцев) более соответствуют природе человека, как она есть. Свинью поставили на задние лапы, но долго она не устояла.
 Забавно, что используются, (пародируются) идеи Переслегина об убийстве фюрера Гитлера, о союзе Берлина и Москвы, о полете немцев в космос еще в 50-е годы и т.д.
 Но социально-политическая логика приводит к пресловутому "Полдню" стругачей, а к очередной "катастройке".
 Надежда только на то, что после нее бывшие Третий Рим, как и Третий Рейх не будут страдать "голландской болезнью"
 Для развития социологического воображения. 
 
«Сокровища Валькирии» и пр.
Сергей Алексеев

Неплохой боевичок более чем десятилетней давности, с «правильной» национально-патриотической начинкой. Во всяком случае, большинство из того, что идет в этой струе, читать вообще невозможно, а Сергея Алексеева в отсутствии литературных способностей не упрекнешь. Что же касается содержания?..
Намешано всякое – от картин Константина Васильева до перевала Дятлова, русские супермены и их небесные покровители, борющиеся против сил зла, одолевающих Россию, Югославию и т.д. Что в этом - больше вреда или пользы? (для нас) – судить не берусь. Однако по симптомам, проявляющимся в подобных художественных произведениях можно поставить и политический диагноз. Это – крайне слабо развитый у русских инстинкт власти, недостаточное проявление ЛИБИДО ДОМИНАНДИ. Казалось бы. Что такого, наоборот: вот у американцы, господа мира, безостановочно штампуют голливудские поделки о победах над «плохими парнями» (в том числе «нашими») – и Голливуд, издательства, комиксы и т.п. выступает очень полезным дополнением по отношению к авианосцам. Именно, что дополнением. Но разгул фантазии в российском случае – это попытка убежать от реальности, от овладения пружинами реальной политикой, настоящими технологиями власти, средство психологической компенсации – увы! - не более того. В терминах Хиршмана, мы роковым образом более склонны к проявлениям «выходу», нежели «голоса», иначе, стремимся уже чаще убежать, нежели сражаться. Реальное «поле Куликово» - политическое, информационное – русскими оставлено. Эвакуация происходит в мир фантазий, во всякого рода конспиралогию. У С.Алексеева – это какие-то «страги Севера», у Олега Маркеева – Орден полярного орла, Странники и т.п. Некоторые литературные достижения являются здесь продолжением политической слабости и/или свидетельством оскудения нашей витальной силы. Отсюда – популярность теории заговора, зацикленность на «жидомасонах» и т.п. Как пишут Т. и В.Соловьи «для националистов было легко и лестно объяснить … собственные неудачи происками тайных сил. Эта примитивная философия истории обеспечивала их индульгенцией: не в том дело, что мы плохо организованы, а наши шаги непродуманны, а в том, что против нас выступает могущественная «тайная власть». В то же время, захваченность конспиралогией психологически парализовала и лишала способности к любой целенаправленной политической деятельности».
Ну в мечтах то мы давно всех супостатов победили. На деле же «разгулялась погань и просвета нет». Будем и дальше грезить о герое-спасителе. Но даже если найдется какой-нибудь чаямый Евпатия Коловрат, не переломить ему многократно превосходящей вражьей силы. Тогда напишем роман или былину.. Литературно способные еще не окончательно перевелись.
Там будет еще один майор-десантник. Желательно майор и  лучше, чтобы из десанта-спецназа


Воины Нави
 Виталий Дубовский

Неужели, наконец, появилось что-то приличное в русле славянской, языческой фэнтези?
«И пойдут за темными детьми светлые воины в черных одеждах. И станут пытать их о делах их неправедных, и возведут им костры погребальные. И осквернят они веру свою теми деяньями. И вновь отворятся врата в мир Яви, давая дорогу Великому Чернобогу. И отвернутся от людей Боги светлые, ибо забудет люд даже имена их Великие, раболепно поклоняясь новым богам».
 

Дожить до рассвета   
 Виталий Дубовский

Волшебно. По части композиции можно предъявить некоторые претензии. Спорным является попытка соединить фэнтези и космические корабли и порталы. Роман очень эклектичен и т.д. Но эти недостатки отступают перед тем. Что, наконец-то у нас появилось приличное фэнтези. Свое. Можно играть не прибегая к чужедумным толкинам, льюсам и прочим ле гуин. Пора жить своим умом, своими сюжетами и развивать свою мифологию.
 Описания и сюжетные ходы подчас неожиданны и оригинальны. Автор избегает штампов. Непростой писатель.   
 


Звездный штурмовик Ил-XXII. Со Второй Мировой - на Первую Звездную
 Юрий Стукалин, Михаил Парфенов

 Текст интересен разве что как пример жанрового "минимализма". В нем только сражения и подготовка к боям.
 

Зло именем твоим
 Александр Афанасьев

Пожалуй, наиболее интересный роман из серии "Третья мировая".
 Для вырывания персидского "ядерного жала" евреи и пиндосы вторглись в Иран, который ни на кого не нападал. Их "подвиги" не очень талантливым  автором описываются с большим азартом.
 Если угодно - это проявление тенденций из нынешних новостей.
 Все будет, конечно, не так, но тревожно.
 
Иные
 Олег Волховский

Появляются люди с необычными свойствами, которые порабощают, истребляют остальных (нормальных), немного с/м и антиутопии…
Есть у Точильниковой (Волховского) какая-то навязчивость, типа «смотрите, как интересно».
 Читать неприятно, хотя замысел вроде и неплох.


СЛУЧАЙ БЕНЕДИКТОВА



Война за Асгард
 Кирилл Бенедиктов

Кирилл Бенедиктов - интересный и перспективный отечественный фантаст. Его роман «Война за «Асгард» (наряду с «Последней башней Трои» Захара Оскотского) была лучшим образцом российской антиутопии за последнее десятилетие. Конечно, жанр фантастического боевика требует своих «жертв»: тут и сожженная столица Малайзии и опыты доктора Танаки, но это не просто типичные страшилки. Планетарные тенденции действительно страшны, а российские перспективы безрадостны.
 В «Асгарде» Кирилл Бенедиктов проявил свои аналитические способности куда лучше, чем в материалах на «Новополе» или статьях в закрывшемся уже журнале «Смысл».
 Жаль, что достояйного продолжения у романа пока нет. Был достаточно слабый «приквел», да еще перелицовка «хрустального черепа».
«Война за Асгард» -   антиутопия, один из самых впечатляющих фантастических романов последних лет, книга Кирилла Бенедиктова «Война за Асгард». Там Запад опять побеждает, правда, отбросив всякую политкорректность. Его победа осуществляется при помощи движения «Белое Возрождение». Мир, страдающий от радиации и нехватки чистой воды, жестко поделен на немногочисленных избранных и большинство обездоленных, которым нечего терять. «Лишних людей» предполагается убрать из существующего времени, на чуть-чуть, но чтобы не мешали. Страсти-мордасти вокруг этих противоречий разворячиваются нешуточные…
  Бенедиктов - интересный и перспективный отечественный фантаст. Его роман «Война за «Асгард» (наряду с «Последней башней Трои» Захара Оскотского) была лучшим образцом российской антиутопии за последнее десятилетие. Конечно, жанр фантастического боевика требует своих «жертв»: тут и сожженная столица Малайзии и опыты доктора Танаки, но это не просто типичные страшилки. Планетарные тенденции действительно страшны, а российские перспективы безрадостны.
 В «Асгарде» Кирилл Бенедиктов, думаю,  проявил свои аналитические способности куда лучше, чем в материалах на «Новополе» или статьях в закрывшемся уже журнале «Смысл» или на сайте « ТЕРРА АМЕРИКА»
Жаль, что достойного продолжения у романа пока нет. Был достаточно слабый «приквел», да еще перелицовка «хрустального черепа».


 
 Путь шута
К.Бенедиктов
 
По сравнению с "Войной за "Асгард" приквел "Путь шута" гораздо слабее, да и зачем он написан? В "Войне" основные героии уничтожили друг друга, для продолжения потребовался этот албанец? Не проявляется ли в этих потугах излишняя зависимость автора от им же придуманного мира? Может быть, лучше перенести продолжение «Асгарда" еще дальше по времени, придумав новый сюжет с новыми героями?

 

Проект «Этногенез»

 Ну,   слишком "подростково". Проект "Этногенез" чем-то напоминает советские фантастические произведения времен "холодной войны".
 Надо сказать, что книги Бенедиктва в этом ветвящемся сериале наиболее интересны, но и то - "Блокада" еще туда-сюда, а "Миллиардер-2" вообще безбашенный. Автор стебется и хулиганит как хочет. Гонки нацисток на белых медведях ... Калмыцкий хан как друг сына Гумилева с волшебными предметами.... Россиянское государство, заинтересованное в освоении Арктики ради блага страны - это фантастичнее всего остального... Пацан.
 Неприятное впечатление оставляет растягивание сюжета, ради продажи продолжений.   



Блокада. Книга 1. Охота на монстра
К.Бенедиктов

Проект "Этногенез" чем-то напоминает советские фантастические произведения времен "холодной войны".
 Надо сказать, что книги Бенедиктва в этом ветвящемся сериале наиболее интересны, но и то - "Блокада" еще туда-сюда, а "Миллиардер-2" вообще безбашенный. Автор стебется и хулиганит как хочет. Гонки нацисток на белых медведях ... Калмыцкий хан как друг сына Гумилева с волшебными предметами.... Россиянское государство, заинтересованное в освоении Арктики ради блага страны - это фантастичнее всего остального...Пацан.
 Неприятное впечатление оставляет растягивание сюжета, ради продажи продолжений. 
Сам проект «Этногенез», по-моему, ерундовый, хот я и размахнулись. Книгу купил из-за автора «Войны за «Асгард» - одного из немногих достижений отечественной фантастики последних лет. Написано неплохо. Бенедиктов молодец, пишет умно, ясно, не прибегая к псевдостилистическим выкрутасам, которые лишь мешают воспринимать содержание фантастического произведения. С мистическими моментами обходится умело (по сравнению, скажем, с девятитомной «упупеей» Шмалько-Валентинова), читать приятно и интересно. Но – смущает имморализм.
 Это не позиция автора – он то за «наших»: и в литературе, и в публицистике (которая слабее, на мой взгляд). Но магические артефакты сами выбирают себе хозяина, не различая нравстве6нных критериев. Примерно так автор объясняет выбор «орлом» Гитлера в послероманном интервью. Сам жанр задает аморальную позицию. Что же получается: Победа добыта благодаря борьбе спецслужб за артефакты, а не кровью десятков миллионов солдат (Так можно и поэтизировать Берию с Абакумовым, а заодно и Гитлера с его окружением, эсэсовцев и нквдэшников и т.д.). Мораль отдыхает. Когда человек уходит в мир магии, язычества, он волей-неволей отказывается от христианской этики. В мире фэнтези уже нет Добра и Зла, есть лишь Сила и борьба за Равновесие сил. Это очевидный нравственный регресс. А пермовщина-бенедиктовщина расписывается (на многие тома) в том, что попытки нового человека победить ветхого человека потерпели очевидную неудачу.
  "Этногенез" проект претенциозный и разлапистый, но ветви его держатся некрепко.

Блокада. Книга 2. Тень Зигфрида

 "Блокада" К.Бенедиктова, пожалуй, лучшая из серий о приключениях, придуманных для представителей семейства Гумилевых. Среди остальных «Блокада» в лучшую сторону выделяется языком и увлекательностью.
 Но я бы предпочел толстый роман самого Бенедиктова на эту тему - и сразу. Маркетинговые игры в порционное скармливание дорогущих бумажных книжек неизвестно какого количества продолжений уже начинают раздражать.   
 
МИЛЛИРДЕР

Миллиардер. Книга 2. Арктический гамбит
 Кирилл Бенедиктов, Елена Кондратьева

"Брунгильду во время Игр Валькирий разодрал взбесившийся белый медведь"
Сюжет о секретной базе нацистов  в Арктике напоминает  фантастическую повесть сталинских времен «Конец подземного города» Кальницкого.

Миллиардер. Книга 3. Конец игры
 
Хорошо Бенедиктов начинал. Здесь сначала кажется, что автор стал охранителем-графоманом, но он удивляет, введя в повествование реальные фигуры и актуальные политику первой половины 2011 года. С пафосом можно было бы и согласиться, будь у России такие продвинутые миллиардеры и патриотическое руководство, а также попытки взять реванш в технологиях. Но при попытке выдать желаемого за действительное (в фантастическом романе?) картина искажается до карикатуры.
 Впрочем, талант не пропьешь, повествование бойкое, читать интересно.   
 КБ очень неустойчивый автор, как в отношении литературы. Так и в отношнении политики: Кто он? В последнем «Миллиардере» он выводит положительный образ ВВП, в то же время, рисуя жестку сатиру не только на гешефтмахеров-пургенсов, кальмровых-лаймов, но и на «Леху Овального»?...

Эльдорадо: Книга 1- Золото и кокаин
 Кирилл Бенедиктов

Здесь Бенедиктов ушел в чистую развлекаловку




И - КУДА ЖЕ БЕЗ ПЕРУМОВА

Эльфийский Клинок
 Николай Перумов

Помимо подражания нудным компьютерным играм, да «стеба» над окружающей действительностью в некоторых образцах жанра у отечественных авторов можно найти и ярко выраженное политическое содержание. Особенно заметна антизападная направленность в произведениях всяких еськовых-перумовых, с использованием выворачивания наизнанку всемирно известной толкиновской трилогии. Если признать т


... Читать полностью

Алмазный меч - Деревянный меч

Г-н Перумов любит кичиться своим «язычеством». Да, это чувствуется в придуманным им книгах. Безблагодатные миры, где все друг друга режут без смысла и цели. Не зря Ник получил завоевал свою популярность в 1990-е. Хорошо резонировал с тогдашним бессмысленным беспределом.
 
Техномагия - 2: Враг неведом

Помимо подражания нудным компьютерным играм, да «стеба» над окружающей действительностью в некоторых образцах жанра у отечественных авторов можно найти и ярко выраженное политическое содержание. Особенно заметна антизападная направленность в произведениях всяких еськовых-перумовых, с использованием выворачивания наизнанку всемирно известной толкиновской трилогии. 
В повести чувствуются как бы руссоистские мотивы. Героям мира природы и магии очень не нравится техника с двигателями внутреннего сгорания.
 
Череп на рукаве
Ник Перумов

Написано неплохо, порой захватывающе, но перумов есть перумов.
 Ужасная эклектика. Намешал черти что. "Звездный десант», к примеру, написан не лучше, но выглядит более цельно.
 Эклектичность мешает Перумову развиваться как писателю. Он не развивается: с 90-х годов одно и то же, только в разных декорациях.
 Это мешает отнестись к нему как к серьезному автору, несмотря на несомненные литературные дарования, высокую работоспособность и богатство фантазии.
 Но, быть может, сам Перумов и не хочет никуда развиваться и просто пишет коммерческую развлекуху, оснащая очередной том первыми попавшимися декорациями, лишь бы угодить непритязательным вкусам дурковатых, порой жлобствующих, фэнов. Ну, тогда и серьезно о нем думать не стоит: мало ли «мегабайтников.   
 


 
Семь Зверей Райлега: Книга 1- Терн
 Николай Перумов

 «Мы, демоны, по натуре своей — одиночки»
Читаешь, вроде ничего, но потом остается неприятное послевкусие. Нет универсальной этики в безблагодатных перумовских мирах. Автор изобретателен в способах убийства, как только его персонажи не кромсают друг друга (Поклонникам боевой фэнтэзи нравится). Терн пытается что-то сделать с этим.
 
Выпарь железо из крови
 Николай Перумов

Интересно. "Акценты и ударения" расставлены правильно.
 Возможно, к Нику Перумову яне вполне справедлив, просмотрел на сайте его интервью - много верного.
 Но его запутанные и бесконечное фэнтезюки невыносимы. Про "41-й"написать некогда. Нет подходящей аудитории для линии "Всеслава" Есть!
 Давят поклонники? Ну, да сам такую аудиторию и сформировал. Да и не будешь описывать все это "мочилово»
 
 
Случай под Кубинкой
Ник Перумов

Никак не допишет. Какие такие «документы" надо изучить, чтобы закончить фантастический рассказ?
 

Не время для драконов
 Николай Перумов, Сергей Лукьяненко

Пример россиянского стимпанка что ли. Надоели не только ракеты, «бороздящие просторы космоса, но и все остальное. Добро пожаловать в мир магии и примитивных паровых машин. Спрячемся там.
Происходит все вскоре  после «крупнейшей геополитической катастрофы» (по словам В.Путина). В связи с этим  не случайна популярность жанра фэнтези в постсоветской России. Вот для  примера взять роман «Не время для драконов», написанного «звездами» жанра Сергеем Лукьяненко и Ником Перумовым. В нем колдунья-подросток уводит героя из постсоветской реальности в иной мир.
Если не вмешиваться в разборки могущественных магов, то жить в нем можно. И народ как-то устраивается. По покинутому (нашему) миру не особенно тоскуют. Чего в нем хорошего!  «Уход» в чистом виде.
Никаких перспектив «прогресса» с такими настроениями ждать не приходится.

В последнее время у нас на место некогда популярной  «фантастики ближнего прицела» приходит «фантастика ближнего боя». Сюжеты крутятся вокруг оккупации территории РФ войсками НАТО (Катая. Японии и пр.),  и героическому сопротивлению супостатам как простых людей, так и не простых, имеющих спецподготовку. Где же вы были раньше, спрашивается, голуби наши сизокрылые?..
 


Рецензии