У. Дж. Гриер. Оправдание верой

ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
У.Дж.Гриер
http://thirdmill.org/newfiles/wj_grier/wj_grier.justy.html

Вопрос, стоящий перед нами - как человек может быть с Богом? Ни один вопрос, касающийся состояния человека, не может иметь большего значения, чем этот.
Как только мы подходим к изучению этой великой темы, появляются две великие истины, на которые мы должны обратить внимание. Это две библейских предпосылки учения об оправдании верой: во-первых, абсолютная святость и совершенство Бога, и во-вторых, греховность и потерянное состояние людей. И то и другие предстает нам в видении Исайи (глава 6). Но на самом деле эти темы стоят  перед нами во всей Библии начиная с Быт.3. И в свете этих истин встает вопрос: как может человек, потерянный грешник, стоять перед бесконечно святым Богом? Он требует совершенной праведности,   говоря: "Будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят". Для нас эта святость непостижима. Это подчеркивается в обоих Заветах. Псалмопевец говорит: "не входи в суд с рабом Твоим, потому что в очах Твоих не оправдается ни один из живущих" (Пс.143.2). Пророк Исайя пишет: "Все мы стали нечисты, и наша праведность как запачканная одежда" (Ис.64.6). Что касается свидетельств Нового Завета, то достаточно упомянуть огромное обвинение апостола Павла всему миру, язычникам и иудеям, ибо все они под судом Божьим, все осуждены, все согрешили и лишены славы Божьей.
Обсуждая библейское учение об оправдании, надо сказать несколько слов о значении самого этого понятия. Выступая несколько лет назад в Ирландском Баптистском колледже, профессор Джон Мюррей заявил, что в его понимании никогда не было единства. Католические авторитеты понимают его как процесс принятия праведных, тогда как ортодоксальные протестантские богословы - как акт свободной благодати Божией, объявляющий праведным грешника, который верит. Тем не менее никогда не должно быть ни малейшего сомнения в значении этого слова. Словарь Арндта-Гингрича говорит, что слово "оправдание" используется Павлом "почти исключительно в значении Божия суда или приговора". Такова же ситуация с еврейским термином (цадак). Мне не нужно тратить время на данный момент, кроме как указав, что лютеране Арндт и Гингрич, кальвинист Мюррей, англиканин Альфред Пламмер и католик Ханс Кюнг согласны с тем, что у Павла это слово означает "объявить праведным".

1. Оправдание в Ветхом Завете

Мы не сможем здесь взглянуть на всю картину оправдания у Павла, но можем кое-чего ожидать от нее. Мы находим уже в Ветхом Завете следующие моменты.
1. Там появляется идея праведности не делами, а от Бога. В Ис.45.25 мы читаем:  "Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево". В Ис.53 у нас есть идея оправдания на основе искупления: "Праведник, Раб Мой, оправдает многих". В Иер.33.16 Господь говорит Сиону: "Вот имя, которым вы назовете Меня: Господь праведность наша".
2. Ветхий Завет свидетельствует о праведности отрицательным способом, а именно он упоминает невменение греха. "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек. которому Господь не вменит греха "(Пс. 32.1-2).
3. Косвенное свидетельство этой концепции в том, что религия Ветхого Завета основана на вере. Нам не нужно смотреть на все апостольские заявления об оправдании, чтоб ответить на вопрос: учит ли Ветхий Завет спасению по делам или по благодати? В ответ не должно быть никаких сомнений. Вера является центром этой религии с ее субъективной стороны.
Мы можем отметить два ветхозаветных заявления, предвосхищающих Новый Завет в этом вопросе. Во-первых, в Быт.15.6 сказано: "он (Авраам) поверил Богу, и это вменилось ему в праведность". Авраам отказался от всех надежд на себя в ответ на обетования, которые могли быть даны только с силой Божией. Другое заявление находится в Авв.2.4: "Праведный верою жив будет". Здесь в противовес гордости и самомнению халдеев утверждается активное доверие к суверенному Богу в ситуации, по-человечески безнадежной. Нет никаких сомнений, что Новый Завет наполняет это утверждение полнотой, что не была так ясна святым тех времен. Это напоминает сравнение Б.Б.Уорфилда с комнатой, богато обставленной, но слабо освещенной. Появление полноты новозаветного света раскрывает богатство, которое уже есть.
Среди указаний Ветхого Завета на оправдание мы не должны проходить мимо Зах.3, где описываются закон и суд. Первосвященник как представитель народа оказывается под судом, одетый в грязную одежду, свидетельствующую о вине, и сатана стоит по правую руку его как обвинитель. Тем не менее Господь снимает с него грязные одежды и облекает его в новые, и ангел Его смотрит на это с одобрением. Какова картина снятия греха и предоставления чудесных изменений!

2.Оправдание в Евангелиях.

Теперь мы подошли к Евангелиям. Мы должны помнить, что у евреев той поры "служение мертвой букве закона заняло место Бога живого" (Г.Вос). Их религия была эгоцентричной и проникнутой внешним обрядоверием, делая сердца благодатной почвой для самодовольства и лицемерия.
Мы должны напомнить также, что в Евангелиях, как и в Ветхом Завете, мы не должны ожидать полного изложения доктрины оправдания. Смерть Христа и ее искупительное значение лежат в основе этой доктрины, но тогда Голгофа еще не состоялась. Таким образом, исторически неоправданно видеть в притче о фарисее и мытаре,  где последний "пошел оправданным в дом свой более, нежели тот", все учение о вмененной праведности. То же самое относится к притче о брачном пире и брачной одежде. В учении Иисуса нет резкого различия между вмененной праведностью и праведностью внутренней жизни и поведения. Действительно, праведность Евангелия в целом относится к соответствию жизни и сердца воле Божией. Тем не менее учение Павла преемственно к учению Иисуса в трех отношениях.
Иисус подчеркнул, что в стремлении к праведности главной заботой является угодить Богу. Эта идея логически требует условия Божией праведности. Иисус утверждал, и Он Сам сказал об этом в Нагорной проповеди, что праведность, требуемая Богом, значительно выше праведности книжников и фарисеев. Мы читаем также о молодом богаче, который утверждал, что исполнял все заповеди, но его уровень был слишком низок для истинных стандартов святости Бога. Иисус подтвердил, что эту праведность обретают истинные ученики, и что они должны испытывать голод по ней. Это касается только учеников и опирается на их призвание Богом по вере во Христа (что особенно ясно у Иоанна).

3. Оправдание в Посланиях

Когда мы переходим к учению Посланий и особенно Павла, мы можем отметить прогрессивный характер откровения, подобный урожаю: сначала зелень, потом колос и, наконец, полное зерно в колосе.
Павел, говорит д-р Леон Моррис, "использует концепцию оправдания так часто, что мы вынуждены думать, что оно было для него доминирующей идеей" (Morris L. Apostolic Preaching of the Cross. L.,1955. P.224). В Рим.1.16-18 Павел говорит о великой теме этого послания.  Это «Евангелие, которое есть сила Божия ко спасению всякому верующему ... для них открывается правда Божия от веры в веру ... Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей". Он говорит об этом снова в Рим.3 "Теперь, независимо от закона, явилась праведность Божья, через веру в Иисуса Христа во всех, кто верит... чтобы оправдать тех, кто верует в Иисуса". Снова в Рим.5: «получая оправдание верою, мы имеем мир с Богом". И далее: "Принявшие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни через Иисуса Христа ... Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделались праведными многие".
В 1 Кор.1.30 мы читаем о Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога и праведностью. В 2 Кор.5, где Павел говорит о "служении примирения", он дает нам самое сердце этой вести: "Ибо не знавшего греха Он сделал для грехом за нас, чтобы мы могли сделаться в Нем праведными пред Богом". В Фил.3.8-9 Павел решает потерять все, чтобы "обрести Христа и найтись в Нем, не имея собственной праведности от закона, но ту, которая через веру во Христа, как праведность от Бога по вере" (KJV). Праведность, о которой говорит Павел - это Божия праведность. Она "характеризуется совершенством, отличающим все, что у Бога есть и что Он делает" (Д.Мюррей). Бог Сам открыл нам ее, ибо если бы не Он, мы ничего не знали бы об этой праведности. Она отождествляется с послушанием Христа и вменяется тем, кто верит, так что через Его совершенное послушание они становятся праведными в глазах Бога.

4.Лютер об оправдании

450 лет назад Лютер прибил свои тезисы на дверях церкви. В этих тезисах нет упоминаний об оправдании верой, но если мы сделаем отсюда вывод, что Лютер в это время не знал об этой великой истине, то такой вывод будет ложным. Это очевидно из его лекций по Посланиям к Римлянам (1515 / 1516) и к Галатам (1516 / 1517), а также из писем этого же периода.
Тогда Лютер, конечно, еще не освободился от Рима. Это очевидно по тезисам - в них не отвергается папство, подразумевается вера в чистилище, и Лютер выступает еще не столько против индульгенций, сколько против злоупотребления таковыми. Когда его тезисы были переизданы в его собрании сочинений 1545 г., он написал в предисловии: "Позволю себе сказать, что сегодня видно, насколько я был слаб и колебался умом, когда начал свое дело".
Следует утверждать также, что, к сожалению, Лютер был неточен в своих доктринальных утверждениях. Позвольте мне привести несколько цитат, иллюстрирующих этот факт.
1. В лекциях по Посланию к Галатам в редакции 1519 г. говорится: "Вы не будее христианином, если отбросите всю свою праведность и будете полагаться только на веру" (На Гал.3.8). "На основе благодати веры благословение оправдания дается всем, кто верит в Него" (На 3.12).
2. В лекциях по тому же Посланию, прочитанных в 1531 г., на Гал. 3.6 Лютер говорит: "Вера начинает оправдание и совершенствует его, пока не наступит день Христов". "Две вещи делают христианскую праведность идеальной: во-первых, вера в сердце, которая является даром Божьим... второе - это то, что Бог считает эту несовершенную веру совершенной праведностью ради Христа, Сына Его". Говоря о прощении грехов в том же стихе, Лютер пишет:  "Это достигается путем вменения по вере, которой я могу взяться за Христа, и ради Него Бог считает мою несовершенную праведность совершенной, и грех - отсутствием греха, хотя на самом деле это грех". Он определяет христианскую праведность как "Божественное вменение праведности ради нашей веры во Христа и ради Самого Христа". Лютер делает, впрочем, и лучшее заявление в лекциях по Рим.3.30, где он пишет о Христе как "принявшем на Себя все наши грехи в обмен на Свою праведность". 
Очевидно, что Лютеру не хватало ясности в отношении оправдания верой. Было бы ошибочно сказать, как он говорил несколько раз, что мы оправданы на основе веры. Мы не оправдываемся на основе веры так же, как и на основе дел. Новый Завет нигде не говорит, что мы оправданы на основе веры. Единственная основа нашего оправдания - это Христос и Его благодать. Вера есть лишь инструментальная причина оправдания; она подобна руке нищего, протянутой за милостыней. Она не имеет заслуг, ибо является отказом от всего своего ради благодати.

5.Кальвин об оправдании 

Кальвин более точен и ясен в этом вопросе, чем Лютер. Он говорит: "Мы считаем оправдание просто принятием Богом нас в Свою милость, при котором Он считает нас праведниками, и мы говорим, что эта милость состоит в прощении грехов и вменении праведности Христа". "Если бы вера должна была по своей внутренней действенности оправдать нас, то мы, будучи слабы и несовершенны, никогда не смогли бы осуществить это, и все оправдание было бы ущербным и дало бы такое же спасение" (НХВ 3.11).  Кальвин завершает эту главу, говоря, что "мы получаем оправдание перед Богом исключительно благодаря вмешательству праведности Христа", и добавляет красивую иллюстрацию из Амвросия Медиоланского: "Амвросий, как мне кажется, элегантно уподобляет оправдание благословению Иакова, который, не заслуживая права первородства, представился отцу в одеждах своего брата, чтобы получить благословение; и так мы скрываем себя под драгоценной чистотой Христа, нашего старшего Брата, чтобы получить ту праведность, с которой мы сможем войти в присутствие Бога".
Это правда, что Кальвин часто выражается так, как если бы оправдание состояло только в помиловании или прощении грехов. Однако, как указывает Уильям Каннингэм, это делается просто для того, "чтобы запретить и исключить папистское учение об оправдании", включающее в него не только помилование, но и изменение характера. Нет никаких сомнений, что он основывал прощение и принятие Богом исключительно на праведности Христа, вменяемой нам и получаемой нами по вере.

6.Современное состояние вопроса

Многие верующие в наши дни принимают заместительное дело Христа (иногда называемое пассивным послушанием), но не подчеркивают или даже не признают соблюдение Им всего закона (активное послушание). Библия подчеркивает оба аспекта. Оба они включены в "послушание одного", через Которого "стали праведными многие" (Рим.5.19) - послушание, которое завершилось в Его Крови, пролитой на Кресте.
Именно об активном послушании Христа Сперджен сказал: "Я знаю, что не могу войти в Царство Небесное, если у меня не будет совершенной праведности, и я абсолютно уверен, что никогда не буду иметь ее сам, ибо нахожу в себе грех каждый день, но у Христа есть эта совершенная праведность, и Он забирает мою грязную одежду и возлагает на меня Свою". Именно об этом говорил и Грэшем Мейчен, когда на смертном одре послал свою последнюю телеграмму: "Я благодарен Христу за Его активное послушание. Без этого нет никакой надежды".
Есть, однако, нечто еще опаснее, чем пренебрежение активным послушанием Христа. В больших секторах протестантизма учение об оправдании, которое Лютер называл "доктриной, с которой Церковь стоит или падает", совершенно заброшено. Его не любят, а в некоторых кругах даже ненавидят. Не так давно один из англиканских лидеров, подтверждая свое согласие на 39 статей своей церкви, публично колебался в статье об оправдании!
Конечно, кто-то будет указывать нам в утешение на новую позицию Рима. Разве вы не слышали, говорят эти люди, как профессор Ханс Кюнг недавно определил оправдание как "поровозглашение праведным" и даже заговорил об оправдании только верой? Это правда, что Кюнг использует некоторые протестантские выражения в своем "Разделенном христианстве". Но мы отказываемся от такого утешения, и по трем причинам.
1. Ханс Кюнг также написал книгу, в которой он пытается доказать, что Тридентский Собор был почти полностью согласен с протестантскими реформаторами! Прошло 400 лет, и вот появился Кюнг, чтобы сделать это невероятное открытие. На самом деле это такой же бесполезный подвиг, как работа Джона Генри Ньюмена, также пытавшегося согласовать доктрины Реформации и Контрреформации.
2. Даже в той же статье "Разделенное христианство", где Кюнг использует явно протестантский язык, он высказывает вещи, несовместимые с верой Реформации. Он пишет: "Очищением в крещении мы и оправданы, и освящены". И несмотря на то, что он довольно путано отрицает, что оправдание и освящение - это одно и то же, в другом месте он вновь повторяет старую римскую ошибку, когда говорит: "Если Бог объявляет человека праведным, Он же внедряет в него Свою праведность и таким образом преображает все бытие человека".
3. Кроме того, можно сказать очень многое в пользу того, что Кюнг, как и II Ватиканский Собор, никак не отказался от того, что было сделано на Тридентском соборе. Если каноны Тридента действительно полны неопределенности по этому жизненно важному вопросу, то они также полны анафем на реформаторов и их доктрины.
Итак, мы призваны в наши дни сражаться за эту истину, провозглашать ее и славить, как делали реформаторы. Именно эту доктрину так отстаивал Павел в Послании к Галатам. Он желал, "чтобы истина благовестия сохранилась у нас", и произнес Божию анафему на тех, кто подрывает ее. Он сделал это из страстной любви к истине и душам людей. Пусть же эта любовь вдохновляет нас и сегодня!
Если некоторые из вас, читатели, еще не одеты в безупречные одежды праведности Искупителя, придите, как пилигрим Беньяна, к Кресту, чтобы получить прощение всех своих грехов и эти чудесные одежды. Тогда вы сможете пойти с песней на устах и в силе Господней через все горы испытаний и долину смертной тени, пока, наконец, не войдете триумфально в град Божий. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии