9. 7

Стоит поговорить о долгих застольях. Пировали в зимнее время. Не торопились, так как зимой все замедлено. Пили мед, который был не крепче пива и пиво. А главное бесконечные песни и сказы — премудрость тех времен. Устная традиция.
Я еще помню, когда на долгих застольях нашего послевоенного детства пели народные песни. То заунывные, как «Степь, да степь кругом», то героические, про «Стеньку Разина» и «набежавшую волну». Наши женщины во время застолий всегда были тут же, звонкими голосами подпевали главному на пиру. Не было и нет забитости в наших тетках. Только в страшные годы всеобщего порабощения коммунизмом им пришлось взять на свои плечи часть груза мужских забот. А власть старалась это усугубить, чтобы оторвать теток от семьи. Поэтому мы кажемся кое-кому вымирающими. Но они ошибаются. Мы выжили в страшный период. А главным орудием власти была ложь.
Бесконечна в наших краях зима. Красавица молодая жена везде успевала. И готовить, и за скотиной ухаживать. Вся работа знакома с детства. Только народный обычай не позволял через чур нагружать девок работой в родительском доме. Зато теперь мать мужа охотно переложила на нее большую часть своей работы. Самую  нелюбимую ее часть. Шили же вечерами вместе. Впрочем, уже строили дом, в котором они с мужем будут жить и растить своих детей. Дома строили быстро, всеми соседями. Абы день.
В моем детстве ближайшая самая привлекательная церковь была Ильи Обыденского в Обыденском переулке. Оказалось, что не по названию переулка, а наоборот переулок назван по церкви. Потому, что первая, деревянная церковь была возведена всем миром в один день, «абы день» по старинному. И уж, конечно, такой обычай строить всем миром и очень быстро — древний.


Рецензии