Кучков и Кошкаров

    В статье "Вятичи-Вятчане" были рассмотрены свидетельства переселения на Оку в 9в. ославяненных финно-угров с Вятки. Также было высказано предположение о возвращении части вятичей в 12в. обратно на Вятку. Поищем подтверждения этого события. Нужно напомнить, что в последний период существования вольных вятичей территория их обитания сместилась на север в бассейн р.Москвы. Ими были построены здесь довольно значительные города и селения, в том числе древнейшая крепость Москва. Первоначальным названием ее было Кучков - по фамилии знатного рода бояр Кучковичей. Город был взят Юрием Долгоруким и в дальнейшем поименован Москвой. По одной из легенд, в 1147 году князь Юрий Долгорукий дал на Боровицком холме 'обед силен', после чего утопил в Чистом пруду боярина Кучку, владевшего землями этого поселения. На месте боярских владений этого Кучки, как сообщает Тверская летопись, в 1156 году Юрий заложил в устье реки Неглинки крепость. В Ипатьевской летописи под 1176 г.: 'Идоша с ним до Кучкова рекше до Москвы'.
       Вероятно Кучка был из вятических старшин или князьков, отстаивавших свои земли от притязаний Киевских князей. Кучкова дочь Улита стала женой Андрея Боголюбского (участвовала в заговоре против него и была казнена), а уцелевшие сыновья жили в Булгарии и Руси. Непризнанная официальным научным сообществом Булгарская хроника Джагфар Тарихы связывает этот род с потомками предводителя вятичей Ходоты-Качкына, бывшего в родстве с династией Киевских и Булгарских правителей.
       Возглавил вятичей "сын Мардана - Хадаш или Хаддад. Мардан был сыном Джилки (правителя булгар во 2 пол. 9в.) и мурдаски, а матерью Хаддада была буртасская бика Леклек, поэтому он пользовался любовью и доверием как наших буртасских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами (вятичами)". К 9в. именьковцы-праславяне в Прикамье заметно смешались с финноуграми, поэтому выражение "ульчийские мурдасы" эквивалентно приведенному выше "ославяненные финноугры".
      
       'Хаддад был очень гордым, и когда после смерти Мардана беллакские бии предложили ему возглавить их (буртаская удельная область Мардан-Беллак в правобережном Поволжье), то отказался и сказал: 'Если я и займу какой-либо трон - то только канский'. Осенью 930 года, когда возмущение народа правлением Газана достигло предела, он счел удобным моментом для захвата трона и двинулся из своей станции Кубар или Хорысдан на Болгар. Однако переправиться через Идель у Арбуги ему не удалось из-за действий флота Хума (Волжские русы-сканды), и он отступил в Буртас. Зимой уже Газан двинулся на него, но Хаддад со своими ближайшими джурами (рыцарями) ушел к батышцам. Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком' (воеводой).
       "В память о своем бегстве Хаддад назвал себя Качкыном, и его род стали называть Качкынами или Хаддад. Свою столицу (вятичский Кордень-Кордно), построенную по образцу буртасских городов, он назвал именем своего последнего булгарского пристанища - мензеля Хорысдан (Коростень). А сам Хаддад Качкым и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси, как принцы дома Дуло и, значит, претенденты на оба трона (Киевский и Булгарский), поэтому и те, и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии. Долгое время труднодоступность Батыша спасала дом Качкынов. Однако в 964 году Барыс отнял у них Кан (Муром), а в 1088 году капские батышцы отняли у Батыша и Кисаискую область (Рязань). Наконец, в 1112 году Булымер-Карак (Владимир Мономах) штурмом взял Хорысдан в отместку за приют, данный Качкынами куманам Шарыхана, и оставил последнему потомку Мардана Хаддад-Шамгуну лишь небольшую часть Кортджака (окрестности Москвы). Еще раньше, в 1088 году, в этой округе Ахад Мосха поставил с разрешения Батыш-Шамгуна крепость Мосха (Москва)".
       В 964 году Киевский правитель Святослав (Барыс-Пардус) сговорился с булгарами и русами о нападении на Хазарию.
       'На обратном пути Барыс (за сотрудничество с хазарскими буртасами) выбил сына Хаддада Алыпа из Кана (Муром). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: Батышцев (вятичей) считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов (славян и именьковцев). На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского племени Худ, некогда владевшим Русью. Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси (Киева), чем Барыс, и постарается при случае их осуществить'.

    Родословная Кучковичей (Качкынов) см.
      
      
       "А его сын Яхам, названный так в честь дяди Яхама, украшал храм в балынском городке Джурги и в... А сын его Абархам, бывший членом ордена 'Эль-Хум' и дававший на содержание этого братства большие средства, был убит уланами возле булярской церкви 'Нишан'... Опасаясь осквернения могилы отца, сын Абархама Ас разрешил перенести его останки в Булымер, откуда когда-то ушел в Булгар Аслан".
      
       Род Хаддада по мужской линии происходил от булгарского канна Габдуллы-Джилки (отец Киевского князя Игоря Старого). В его военно-рыцарском окружении, с которым он пришел на Оку, видимо, были потомки скандинавов-датчан из племени Худ (в 9в. служивших при Киевском хазарском наместнике Худе). Породнившись с мурдасами, их потомки стали военно-дружинным сословием вятичей-батышей. Вероятно, именно эти русы возглавляли описанные выше военные походы на границах вятичей с Киевским княжеством и хазарами. О потомках Алыпа сообщений нет. Однако другие потомки Хаддада (Московские Качкыны-Кучковичи) жили в Булгарии и занимались северной торговлей до Печоры и Оби. Гусман основал город на р. Юг (вероятно, Гледен). Кто-то из их рода вполне мог в конце 12в. построить на Вятке знаменитый город Кошкаров: Кач-кар - 'город Качкынов'. (Кар на пермских языках значит город, например, Иднакар - город Идны)
       Этому есть косвенные свидетельства. На Вятке встречаются фамилии Кушковы, Кучковы и соответствующие топонимы (вокруг Слободского). Носители этой Вятской фамилии могут быть как-то причастны к роду Кучковичей или быть выходцами из древней Москвы. Слово Качкар в тюркских языках означает "племенной баран-вожак". Символ 'Кошкар-муйиз' ("бараньи рога") известен всем евразийским кочевникам и является древним знаком изобилия. Завитки напоминающие рога барана, совмещены с неким вертикальным элементом. Можно предположить, что такое название пошло от вида этого символа напоминающего витые рога барана. С другой стороны, Кучковичи (а также Киевские и Булгарские князья) были из гуннской династии Дуло, у которой родовой герб (тамга), по описанию в Джагфар Тарихы, выглядел как буква Пси (разомкнутая Ф), где знаком I отмечается топор, а знаком w - лук. Самое интересное, что у провинции Бийсу (Вятка-Нукрат) был и остается ныне очень схожий по виду герб - натянутый лук-арбалет. Похожая на него тамга была и у булгарской провинции Тубджак - Сев. Казахстан. Из всего этого становится ясно, что казахи взяли имя эмблемы от названия Вятского города Кошкар, в котором сидели князья рода Дуло - Вятичские Кучковичи - и благодаря чему этот герб стал широко известен (булгары с принятием мусульманской веры отказались от своего древнего символа). В просторечии по внешнему сходству эмблема получила прозвище "бараньи рога".

    См. рис. Монета Киевского князя Владимира Святославича с трезубцем, герб Вятки, кошкар-муйиз.
      
       Кроме этого, есть еще одно важное обстоятельство. После ухода многих вятских людей на Оку в 9в. в междуречье Вятки и Ветлуги пришли предки марийцев, которые восприняли культуру частично сохранившегося здесь населения. Заселены были также и средняя Вятка и Чепца. Поэтому место для устройства нового Кучкова города было выбрано выше по реке Вятке. Это соответствует сделанному ранее предположению, что старое название Слободского города было Кошкаров...
      
       От средневекового Слободского города ещё в конце 19 века сохранялся дугообразный вал длиной около 180 м, высотой до 4 метров и шириной в основании более десяти. Археологические находки, добытые д. и. н. Л. Д. Макаровым (Ижевск) в ходе разведочных исследований на остатках вала и вдоль кромки берега, дали ему основание говорить о возникновении здесь русского города в конце 14 века на месте уже существовавшего более древнего поселения, укрепления которого он датирует 13 веком. В настоящее время остатки вала Слободской крепости представляют собой небольшой продолговатый бугор между зданием полиции и Екатерининской церковью. Внутри него были обнаружены деревянные укрепления различных конструкций, отражающие этапы перестройки городовых стен. В восточной части вала сохранились ряды брёвен, скрепленных с помощью крюков (сучьев), что характерно для городов западных славян 8-10 веков. Внутривальные конструкции подобного типа изредка встречаются в стенах детинцев древнерусских городов: Минска, Витебска, Киева, Москвы (сер. 12в.), Твери, Смоленска и Новгорода (Рюриково городище, городки на Маяте и Луге 10в.). Все они относятся к домонгольскому времени. Как видим, такие деревоземляные стены применялись при строительстве ранних и притом важнейших крепостей Древней Руси. Это весьма интересный и неожиданный факт, ничего подобного на Вятке и на сотни километров вокруг нет. Исходя из него, укрепления Слободского детинца были сооружены не позднее середины 13в. Ближайший по времени и пространству тип данных древо-земляных укреплений - древнейшая Москва, город Кучковичей.

       Крюковые сооружения в IX-XII вв. применялись западными славянами. В их основе лежал разреженно уложенный перпендикулярно оси вала параллельный ряд бревен, порой закрепленных колышками. Поверх наката перпендикулярно размещали длинные лаги; бревна порой скрепляли крюками из обрубленных сучьев. Выше накаты вновь чередовались с лагами, а внутренние пустоты засыпались грунтом. Hа поперечных бревнах решетчатого каркаса укреплений оставлены мощные ветви в качестве крючьев, что позволяло существенно увеличить размеры деревянной основы земляного оборонительного вала. Первоначально такое укрепление имело вид вала с очень крутыми склонами высотой до 3,7 м. На Руси крюковые устройства единично обнаружены в городских валах конца XI - середины XIII вв., а в массовом количестве изучены в змиевых валах (территория Украины), где встречаются и двухрядные сооружения с внутренней грунтовой забутовкой.
       Крюковая конструкция подпорных стенок известна в чешских и польских крепостях в VIII-XI веках. Зарубежные исследователи считают крюковые конструкции остатками вертикальных древо-земляных стен, а наши - основой валов, на которые ставили деревянные стены. В Древней Руси внутривальные конструкции подобного типа были встречены в валах детинцев Минска, Витебска, Киева, Москвы, Твери, Смоленска и Новгорода (там же Рюриково городище, городки на Маяте и Луге). Все они относятся к до монгольскому времени.

 См. рис. Г. В. Борисевич "Строительство Москвы в 12в.". В качестве фундамента для деревянных срубных стен сделан древо-земляной вал с крюковыми конструкциями. Вероятно, аналогично было устроено и в Слободском городе. Хотя у западных славян стены целиком выполнялись крюковым способом.

          ***
      
       После ухода многих вятских людей на Оку в 9в. в междуречье Вятки и Ветлуги пришли предки марийцев, которые восприняли культуру частично сохранившегося здесь населения. Заселены были также и средняя Вятка и Чепца. Поэтому место для устройства нового Кучкова города было выбрано выше по реке Вятке. О судьбе Вятских Кучковичей сказать что-то определенное пока невозможно. Но невдалеке от Слободского расположено татарское селение Карино, известное своими Вятскими Арскими князьями спорного происхождения.


Рецензии