Не корысти ради, а для души

Вместо предисловия небольшая зарисовка с натуры. Недалеко от бухгалтерии Рыльского Свято-Николаевского монастыря стоят две паломницы из Москвы. Конечно, приехали они в монастырь помолиться и увидеть его святыни, как говорится, за духовной  пищей. Но и житейские заботы не забыты.


  - Нам бы маслица монастырского, батюшка! – обращаются они к игумену Панкратию (Заикину).- Мы рассказали людям, какое оно у вас, так они всю дорогу мечтали маслица настоящего поесть. В Москве такого не сыщешь…


  - Коровы у нас в запуске, не доятся, - отец Панкратий объясняет почти, как заправский фермер, - много масла не найдем, но попробовать всем хватит.

  - Ах, какая жалость, - сокрушаются москвички, - хоть бы хватило на хлеб намазать  и детство вспомнить…

   Как  я их понимаю! В наше время научных достижений в области пищевой промышленности – всевозможных добавок, усилителей вкуса, загустителей и заменителей сливочный вкус настоящего масла все больше удаляется в область ностальгических воспоминаний детства. Да и не только масла, теперь уже мало кто верит в натуральность самого «натурального» продукта, обещанного на этикетках. И только  в селе на личном подворье крестьянина да в монастыре можно найти гарантированно неподдельную продукцию. А уж как популярны сейчас старинные монастырские рецепты!  Все возвращается на круги своя, и теперь нас уже не обманешь атеистическими сказками о «тунеядцах и бездельниках» монахах,  которых заслуженно репрессировали правильные комиссары. Как известно из истории Церкви, в то время, когда разрушалось государство Российское, подрывались основы его бытия, главный удар направлялся на монастыри, которые были центрами духовности и просвещения  русского  народа. Не только Слово Божие несли монахи в народ, но и учили, как нравственно хозяйствовать на земле, чтобы умножались ее богатства, данные человеку Богом. Рыльская обитель – не исключение в этом ряду монастырей-просветителей.


    Его история уходит в далекое прошлое. Точная дата основания обители неизвестна, вероятно, за давностью лет. Возраст обители принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках, с 1505-го года. Археологические исследования на территории монастыря, которые ведутся с XYIII-го века, свидетельствуют, что на его месте люди селились еще в древности, так как обнаружены захоронения слявян-северян. Первые насельники жили и молились в убогих кельях, кормились собственным трудом, работая на земле. С давних времен Рыльскому Свято-Николаевскому монастырю принадлежали земли  вотчины, что подтверждено документально в «Выписях с рыльских книг Захария Бибикова» от 1615 года. К обители были приписаны  рыбная ловля в речке Рыло, озера Мочулище, Долгое, «озерцо под Белыми берегами», пруд в реке Волынке. Имелись земельные угодья, которые жертвовали монастырю богатые люди, причем, не только в пределах Рыльска, но и по всему уезду.
 
   Монахи выращивали зерновые культуры, обеспечивали обитель овощами  и фруктами, разводили скот, содержали пасеки, ловили рыбу, охотились, заготавливали стройматериалы. В документах XYIII-го века сохранились описания хозяйственных построек монастыря – погреба, ледники, кладовые, амбар, сарай для хлеба и сушки солода, омшаник.  В погребе под одним из храмов была кладовая для хранения моченых и сушеных яблок, вишни, меда, вина, конопляного масла. Имелись в обители солодовня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Братия обеспечивала продуктами питания не только себя и  паломников, но и помогала бедным и убогим рылянам.


   В годы Советской власти обширное хозяйство было полностью уничтожено, а земли и угодья национализированы. Сам же монастырь был закрыт в 1925-ом году, на его территории и в зданиях размещались разные организации, в результате хозяйственной деятельности которых  он пришел в запустение. После возвращения монастыря Курской епархии в 1991-ом году сразу же началось восстановление храмов и возрождение хозяйственной деятельности, потому что трудников и паломников становилось больше с каждым днем, и их надо было кормить, как это издавна принято в монастырях. Хозяйственной деятельностью  по благословению наместника архимандрита Ипполита (Халина) занялся монах Иоанникий (Цыганков). Сам отец Ипполит, по происхождению курский крестьянин, очень любил сельский труд, а особенно животноводство. Поэтому одной из первых была куплена свиноферма поблизости от обители, принадлежавшая разорившему колхозу. Ее переоборудовали под коровник, и разместили первых закупленных телок. В земледелии тоже начинать пришлось на пустом месте, но скоро дело пошло на  лад. Стали печь хлеб из выращенной на монастырском поле пшеницы, на столе  в изобилии появились молочные продукты, яйца с подворья и овощи с местного огорода. Паломники с удовольствием брали послушание потрудиться на монастырском подворье, многие даже специально приезжали в отпуск, чтобы поработать в обители.


   Тогда же начали создавать скиты в деревнях и селах Рыльского района. Сейчас их  пять, насельники обрабатывают землю, содержат коров и пчел. Один из бывших скитов  в селе Большегнеушево стал самостоятельным женским монастырем во имя иконы Божией Матери Казанской.

 
   Рыльский монастырь сейчас арендует 950 гектаров земли, по-прежнему дает продукцию молочная ферма. Руководит сельскохозяйственной деятельностью иеромонах Андроник (Мосолов), сменивший в 2006-м году отца Иоанникия. Отец Андроник – потомственный горожанин, к сельскому хозяйству никогда не имел никакого отношения, но так увлекся еще в бытность насельником Коренной пустыни этой работой, что добился во вверенной ему отрасли таких результатов, которыми не каждый фермер или председатель может похвалиться. Впрочем, у монахов и не принято хвастаться, любое послушание нужно не для экономической выгоды, а для нравственного совершенствования и спасения души. Отец Андроник на вопросы отвечает обстоятельно и так  горячо и увлеченно, что понимаешь – сельское хозяйство занимает немалое место в его сердце.


  - Землю мы содержим в порядке, выращиваем, в основном, зерновые культуры: пшеницу, овес, сою, горох, гречиху. Сеем только элитные семена. Соблюдаем севооборот, применяем новые технологии, в чем  нам помогает агроном с дипломом Тимирязевской академии Владимир Иванович Штоколев, с которым сотрудничаем много лет. Приезжают к нам в монастырь отличные специалисты, агрономы из хозяйств области, тоже помогают советом и консультацией. Мы благодарны главному агроному из колхоза «Ленинский призыв»…Урожай зерновых  на наших полях – не меньше 40 центнеров с гектара. Собственная ферма полностью обеспечивается кормами, хороший урожай дают многолетние травы. Хозяйство укомплектовано современными комбайнами и другой техникой.  И тут не могу не вспомнить добрым словом руководителей фирм «Артель», «Юпитер», которые делают для нас скидки, дают в долг, помогают как могут монастырю.


  В хозяйстве порядок – любо-дорого посмотреть, всюду – на поле, на ферме видна заботливая  рука, ведь люди трудятся не ради зарплаты или каких-либо других благ, а на совесть, исполняя послушание. А какими вкусными  и питательными обедами  кормят братию и паломников повара! Чему впрочем не стоит удивляться, ведь все продукты натуральные, экологически чистые, выращенные и произведенные с молитвой и благодарностью Богу. И все же, возвращаясь к маслу, которого и в столице не найдешь, интересуюсь, будут ли организована в монастыре переработка и торговля продукцией. На что получаю решительный ответ игумена Панкратия:


   - Свою продукцию мы дарим, угощаем ею гостей, своих людей стараемся повкуснее накормить, но торговать не хотим. Мы могли бы, конечно, открыть магазин, завозить продукцию, но не хотим становиться торговцами, чтобы бизнес заслонил от нас главное наше дело - душепопечение.
 
  Что же, игумен обители, где сельское хозяйство рентабельно и не живет в кредит, имеет право на свое собственное мнение. 
               


Рецензии
Интересный репортаж. С удовольствием прочитал. Но... согласитесь, что любой человек имеет право на собственное мнение.
Всего Вам доброго!

Валерий Лето   10.05.2013 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Согласна. А в чем проблема?

Елена Выборнова 2   10.05.2013 23:05   Заявить о нарушении
Да это я про окончание репортажа: "Что же, игумен обители, где сельское хозяйство рентабельно и не живет в кредит, имеет право на свое собственное мнение".
А так всё отлично. Спасибо!

Валерий Лето   10.05.2013 23:40   Заявить о нарушении
А чем вам эта фраза не нравится? Он независим от сильных мира сего. Вот что я хотела сказать, но так же прямо не напишешь, это было бы бестактно по отношению к другим.

Елена Выборнова 2   12.05.2013 23:44   Заявить о нарушении