Не устоит село без храма

    Насмотревшись на бескрайние просторы полей, лугов, раскинувшихся по берегам тихих рек, глаз  привычно ищет колокольню с крестом. Это понятно  - русский пейзаж без храма выглядит как-то бедно и незаконченно. И вот вырастает перед изумленным взором бело-голубое чудо с синими куполами, с сияющими позолоченными крестами. Покровский храм в селе Илек Беловского района - один из самых красивых на Курщине.

    Недаром говорят, что в красоте храма  отразилась душа русского человека. В старину строили Дом Божий на самом высоком и живописном месте, отдавая на него все самое лучшее. Украшали от души, как могли, и защищали, не щадя своей жизни. Илек государевой милостью основали отставные солдаты, люди серьезные и бывалые, знавшие цену жизни и смерти, цену Божией помощи. Поэтому и решили заложить храм  в честь любимого на Руси праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. И поскольку были людьми среднего и ниже достатка (а помещиков и других богатеев в солдатской общине не было никогда), то строили долго и трудно. Но все-таки воздвигли красавца – всем на молитвенную радость! Когда в тяжкое время богоборчества приехали из района уполномоченные разрушить народный храм, вышли с ухватами и вилами всем селом на его защиту, даже молодки с грудными младенцами не усидели дома. Священник Иоанн (народная память сохранила только его имя) лег под трактор, и не смог тот сдвинуться с места. Так и отстояли Дом Божий, а вместе с ним и свое село, и право на созидание достойной жизни, и самих себя. В наше время продолжается служение храма, отреставрированного и украшенного стараниями добрых людей.
 
   Неудивительно, что Илек был всегда на хорошем счету и по экономическим показателям, и по социальному развитию. Немало вышло из него замечательных людей, заметных в нашем крае и Отечестве. Хорошо жить с Богом в согласии…

  - Надо заметить, - продолжает разговор главный инженер Курской епархии Владимир Александрович Горбылев, - что во всем Беловском районе дела с восстановлением храмов обстоят благополучно. Пожалуй, во всей Курской области  не найдешь другого такого района, где храмы были бы так ухожены, находились бы в таком порядке. Во многом это – заслуга настоятелей храмов, глав сельских администраций и, в первую очередь – главы Беловской районной администрации П. М. Золотарева. Много помогает прежний руководитель, ныне заместитель главы областной администрации А.М. Золотарев, который неравнодушен к проблемам родного района, постоянно в курсе того, как идет возрождение святынь, проводит планерки по этому вопросу. Низкий  поклон беловцам.

  - Наверное, без взаимопонимания со светской властью, без хорошего контакта священнослужителей с главами администраций возрождение святынь затянулось бы еще на долгие годы?

 
  - Конечно, сейчас благоприятное время, чтобы исправить то, что произошло или по равнодушию, или по слабости, по заблуждению наших предков. Нам дано это время, и мы должны использовать возможность, чтобы исправить ошибки прежних поколений. Люди поняли, что без Бога – не до порога, хотят, чтобы у них в селе был храм, и звучала молитва. Но не все и не всегда зависит только от желания прихожан, нужны общие усилия.

 
    В Солнцевском районе заметно движение, где активный благочинный протоиерей Василий Жданов установил хороший контакт с главой районной администрации Г.Д. Енютиным, где занимаются восстановлением сельских храмов и следят за их сохранность. Неплохо ведутся восстановительные работы в Рыльском районе, за последнее время много сделано в Свято-Николаевском мужском монастыре, стараниями наместника игумена Панкратия (Заикина) приведены в надлежащий вид все его храмы. Радует и то, что возрождается Успенский кафедральный собор в Рыльске, где много трудится настоятель протоиерей Александр Харин, Попечительский совет там активный. Великолепный храм выстроен в селе Мансурово Советского района, низкий поклон Железногороскому ГОКу за это, там ведутся дополнительные работы по утеплению и подготовка под роспись. В Мантуровском районе неплохая ситуация, дело движется. Но не везде такая обстановка.

 
  - В чем причина – в непонимании, в нежелании что-то делать доброе для своего села? Неужели людям безразлично, что их малая родина вымирает и со временем может исчезнуть вообще как населенный пункт?


  - Не все еще понимают, но многие и не в силах начать большую стройку. Причиной тому, конечно, слабое экономическое положение селян. Но там, где находятся спонсоры, как правило, это земляки, работающие в столице, или местные предприниматели, то сразу дело сдвигается с мертвой точки. Добрый пример в Поныровском районе, где земляк М. Л. Лыткин, ныне работающий в столице, нашел единомышленника в лице главы районной администрации В.В Тынникова, и за короткое время возведен прекрасный храм, в котором уже совершаются службы. В селе Букреевка Курского района завершается восстановление храма общими усилиями жителей. А вот в селе Гнилое Тимского района – проблема, пора перекладывать  колокольню местного храма, но нет ни спонсора, ни средств для этой работы. В селе Гостомля Медвенского района – болезненный вопрос, большой храм, но некому восстанавливать. Глава районной администрации взял под свой контроль этот храм, так что надежда есть. А всего в Курской области 362 храма, из них действующих – 292, семьдесят еще нуждаются в помощи, во внимании, там предстоит выполнить очень большой объем работ.


   Так для чего же возводят храмы  на селе? Неужели только для того, чтобы обустроить земную жизнь, добиться благословения Божиего для процветания села, для достойной жизни людей, доброго воспитания детей? Вероятно, есть цели более высокие – духовные. Недаром Евангелие учит, что надо стремиться к Царству Небесному, к вечности, а все необходимое для земной жизни, приложится. Об этом – наш разговор с настоятелем Курского Сергиево-Казанского кафедрального собора протоиереем Михаилом Зайцевым.


  -Отец Михаил, какое место в жизни человека занимает храм?

  - С тех пор, как человек научился жить в обществе, культовые здания были для него первоочередными, потому  что для полноценного гармонично развитого человека его привязка к вечности является главной, определяющей составляющей его жизни. Он живет на Земле в перспективе вечности. Это сознание и давало потрясающие плоды, помогало создавать великолепные произведения  искусства. Конечно, к Богу можно обратиться в любом месте, но храм – это место особого присутствия Божиего, сакральное место, где человеку удобнее всего обратиться к Богу, где он ближе всего к Бог. Здесь Бог его быстрее услышит, и человек лучше услышит Его негромкий голос. Храмы так и строились как место общения человека с Богом. И  человек вкладывает туда свою веру, интеллект, ожидания.

   -Что означает чин освящения храма?

 - Мы построили дом, а потом говорим – приходи и живи в нем, Боже! Люди собираются все вместе, молятся и приглашают Бога войти своей благодатью в это здание и жить в нем – вот что такое чин освящения. После этого здание становится священным по нашей вере и по нашему прошению.
 
 - И действительно Бог живет в храмах? От чего это зависит?

- Переживание  присутствия Бога не зависит ни от архитектуры, ни от купола или чего-то другого. Мне приходилось бывать в богатых храмах, и там было холодно для сердца. Но приходилось посещать бедненькие сельские храмы, там и петь- то некому, а сердце вырывается от ликования, от радости общения с Богом. То есть глубина переживания  присутствия Бога зависит от того, как там молятся, какую жизнь ведут.
 
 - В старину храмы строили на господствующей высоте, рядом- дом священника, школу. Он был центром сельской жизни. А сейчас?

 - А сейчас он давно уже не центр, он даже перестал быть важной  частью общественной жизни.  Ведь храм- это средство для того, чтобы человек изменился, преобразился, стал лучше нравственно и духовно. К сожалению, молятся в большинстве женщины и старушки, но не молодежь, русские мужчины чаще посещают другие места, но не храмы.  Путеводная звезда  современного общества - это выкрики СМИ, но не то, что звучит в храме. Ведь какой бы ни был плохой священник, он читает Священное писание, богослужебные тексты, там правда Божия, там указывается путь к преображению человека. Ни один священник не станет учить пить, гулять, воровать. Да, много строится и восстанавливается храмов, но это не самоцель, Главное, чтобы человек менялся, общество стало лучше. Но пока я этого не вижу, в нашем обществе храм – это скорее декоративный эстетический элемент, но не сердцевина всей жизни. Малое стадо, конечно, спасается, у Чаши на Причастии все больше людей. А в целом общество живет по своим законам – наслаждение, гордыня, тщеславие, алчность, агрессивность.

  - К чему это может привести?

 - История имеет особенность повторяться. Все великие цивилизации погибли от безнравственности народа. Это и повторится с нами  в XXI веке, если мы не поймем самое главное и не изменимся.
               
 
 

   
   
   
   
    
   
   


Рецензии