Братан - фальшивомонетчик

В послереволюционные годы было весьма трудно определиться с денежной единицей. «На кону» было только денежное измерение в драгметаллах. Причём особенно ценными были николаевские червонцы, все остальные: «думки», «керенки», «казначейские билеты» - уже не имели юридической подоплеки и поэтому ими пользовались часто заместо обоев – клеили их на стены.

Семья нашего дедушки Катаева Ивана Васильевича (Карп Вась Ване) считалась зажиточной, а сам дед слыл «славным бурлаком». (У русских бурлачество несло - несколько другой – низший социальный статус, а у коми – наоборот. Примечание авт.)До сих пор в селах говорят: «бурлак зон» (крепкий парень) или «бурлачитны» (носить красивую одежду, сапоги, иметь гармонь,тащится за девками на войпук - посиделках и не работать).

У деда были «братаны» - двоюродные братья, такие же, как он, «славные» ребята: Кон:о :Оньдрей (Кочанов Андрей Кондратьевич) и Карп Иван Педер.Так вот, последний был , в отличие от первых двух – первых гармонистов села, финансистом... У него всегда водились деньги!

Дед вспоминал братку Ивана всегда с уважением и пиететом.…Еще бы! Он всегда был по его выражению – «сыт и пьян и нос-табак»! Но тут вскоре обнаружилось, что «братан» - фальшивомонетчик. Причем, коми парень был высокопрофессиональным производителем дензнаков периода НЭП и обнаружили его по причине узкого круга вращения денежной массы местного производства «Керчомский Печатный Двор»…

Финал был удручающим: «братана – фальшивомонетчика» арестовали и посадили при этом в неведомую дотоле местным зевакам санную упряжь с железной клеткой. Решением суда он был сослан на каторгу…в Ташкент, откуда и прислал братанам письмо.

По адресу мы нашли его в хлебном городе и получили сердечные письма – приглашения. На чужбине он женился на русской Кате, а их дочь вышла замуж за ташкентца. «Приезжайте в гости, мои родные и пока незнакомые мне дети моего брата Ивана. Проживание и выезд – все за мой счет…» - был нам ответ.


Рецензии