1970-й

Зуб болел.Боль нарастала,становилась невыносимой.Сверляще-свербяще отдавала в ухо и голову.Голова гудела ,в ушах звенело.Сутки без сна и еды,только вода и анальгин.Готовиться к экзамену не было никакой возможности.Какой там к чертям экзамен...,к зубному надо идти.
  - Сань,все не могу больше,пойду к зубному-промычал я соседу по комнате.
 Розовощекий белобрысый здоровяк из Куйбышева по имени Саня к экзаменам тоже не готовился,но не потому что болел,а потому что сдавал их походя,с лету без подготовки и всегда успешно.В своей неизменной тельняшке с  завитком на лбу он был похож на матроса.Матросом он и хотел стать,поэтому и приехал в Питер поступать в мореходку им.Макарова.Сдал там математику на отлично,в этот же вечер напился и устроил дебош в общаге за что и был изгнан из училища.Но спраку о сданном экзамене ему ,сжалившись ,дали.Выйдя из Макаровки на набережную он посмотрел влево в сторону универа им Жданова,потом вправо в сторону горного им Плеханова.До горного ему показалось ближе топать и так он оказался со мной в одной комнате общежития №1 ленинградского горного на Малом проспекте Васильевского острова.
 К описываемому мной моменту мы уже сдали все экзамены,оставалось сочинение,которое шло только в зачет и на баллы не влияло,главное было  неуд не схлопотать. Из 1,5 чел на место по электромеханическому факультету на  начало экзаменов к сочинению осталось уже менее человека на место.И поэтому все успокаивали друг друга-главное не наделать ошибок со знаками препинания,писать не более трех слов в предложении,поменьше всяких деепричастий и прочих премудростей русского языка.
  Так то оно так,но писать хоть что то надо было ,хотя бы и предложениями из трех слов.Какие темы им там взбрендит  выставить на экзамен?
 - Да иди,конечно,- ответил Саня-мож мышьяку зальют тебе ,хоть болеть не будет.
- А куда идти то?Где тут эта поликлиника...
  Мы прожили здесь без малого три недели,но ни черта еще не знали,кроме дороги в институт и в столовую.В кино ,правда на Среднем разок сходили в Урицкого. И до станции метро "Василеостровская" дорогу знали,на Невский разок смотались.
- Щас пойду у теть Маши ,вахтерши спрошу-влезая в тапки ответил Саня и направился в вестибюль,где была проходная.
 - На Большой придется топать-сообщил он вернувшись,- по 14-ой линии и там направо.
 От Малого до Большого было не так уж далеко,мы по этой дороге как раз в институт ходили.Взяв на всякий случай паспорт я отправился в поликлинику.
  Маленькая сухонькая бабулька,вся морщинистая в толстых очках,с выбивающимися из под белого колпака седыми волосами,посмотрела мой зуб,постучала по нему какой-то блестящей железячкой,от чего я заорал благим матом,и  многозначительно произнесла:-" Бум удалять!"
 Я уже так очумел от боли и усталости,что мне было все равно,удалять так удалять,лишь бы побыстрее все это кончилось.
Сделав мне обезболивающий укол , она позвала молоденькую девушку ,стоявшую все это время в стороне и наблюдавшую происходящее,- Валюша,пусть паренек посидит минут 5-10 и потом удалите ему вот этот зуб,-она показала какой и сама прошла в подсобку откуда доносился аромат заваренного кофе.
   По истечении какого то времени девушка попросила открыть рот и снова постучала железкой по зубу.Я застонал,боль была такая же как и до укола,хотя вокруг зуба все онемело .
  - Может вам еще один укол сделать..?-неуверенно спросила она,оглядываясь на дверь из подсобки.Бабулька самозабвенно трепалась с кем то по телефону и молодая практикантка ,видать,боялась ее побеспокоить.
- Давай делай,-промычал я,-а то больно,ни фига не действует ваш укол!
 Она вколола мне в десну еще порцию новокаина или чего еще там у них,толком не знаю, и принялась снова записывать что то в тетрадку.Она явно была практиканткой и скорее всего составляла отчет по практике.Через несколько минут боль стала затихать и меня сразу стало клонить ко сну.Я откинул голову на спинку кресла и,видать,всхрапнул.
 -Э-ээ,э-ээ молодой человек,вы что сюда спать пришли,давайте бум зуб удалять,-блестящие щипцы уже были у нее в руках.
  Во рту что то хрустело и трещало.девица стала пунцовой,на лбу ее выступил пот.Она вытаскивала зуб по частям!Вытащить сразу весь у нее ,видать ,не хватало сил,такая щупленькая и слабенькая она была.А у меня уже не было сил сопротивляться,я лежал в кресле в полусознательном состоянии и думал,что пришел мой последний час.
 Допив свой кофе(а питерские кофе пьют немерено) и вдосталь наговорившись по телефону(питерские и по телефону трепятся немерено) бабулька вышла ,наконец,в кабинет...  .
  - Господи,господи,Валюша,что вы делаете!Как же так можно... ох...ох,- раскудахталась бабулька,увидев результаты своего безответственно оставление поста,- что ж вы меня не позвали!
 -Думала сама справлюсь-,глаза Валюши были полны слез и краска еще больше прилила к лицу.
 - Эскалатором придется работать,- не стала больше разбираться бабуля с практиканткой.Профессиональный опыт,очевидно,подсказывал ей,что надо быстрее заканчивать это дело,мой видок не внушал ей уверенности,что я могу выдержать эту пытку и далее.
 Что еще за эскалатор?-подумал я,-вроде в метро эти ступеньки эскалатором называли? Да,точно,вспомнил там еще надпись была "Пользуясь эскалатором держитесь за поручни!".
 Однако их эскалатор оказался фактически просто маленьким ломом... .Маленьким,блестящим из нержавейки,но все же ломом.
 "Кранты,-подумал я,- теперь долго мучиться не придется,она меня быстро доконает!"
 Но бабуля ловко ковырнула этим эскалатором пару раз,выбросила в миску остатки зуба и,запихнув мне в рот огромный кусок ваты,произнесла,-всё,надо бы ему сделать укольчик успокаивающий и пусть полежит на кушеточке пол-часика.
 -М-мм,м-мм ,-замычал я.Говорить не мог из-за ваты во рту и одеревеневшего после уколов языка.
 -Что миленький?Чего хочешь?,- бабуля вроде даже по голове меня погладила сочувственно. Я жестом показал девице,чтоб бумагу и ручку дала.На листке написал им " Лежать не буду,справку дайте мне,что экзамен сдавать не могу.Мне край последний экзамен надо сдать,мож перенесут на другой день..."
 -Да уж,да уж справочку щас напишем,какой уж тут экзамен,- взяла у меня ручку бабуля и начирикала что то на листке перемежая свои каракули на русском каракулями на латыни.(я заметил,врачи вообще какими - то каракулями пишут.)
  Справочку в регистратуре мне заверили печатью и я немного успокоился,появилась надежда,что экзамен мне  передвинут , я малость очухаюсь и напишу как-нибудь это треклятое сочинение.
 Не помню как дошел до своей общаги,рухнул в чем был на кровать и отключился. Утром Саня растолкал меня,- узбе-еек,ну что ,пойдешь на сочинение?Или не буш сёдня сдавать?
 Он называл меня или узбеком или чучмеком,но не злобиво,а по- дружески.Я не обижался.А чучмеком он меня стал называть после того ,как я спросил его о слове" Самара" выколотом на его правой руке.Я спросил его:-"Кто такой Самара,имя какое то странное?"На что он ответил мне ,что я чучмек неотесанный,и что Самара-это прежнее название Куйбышева,откуда он родом.
- Пойду ,-ответил я поднимаясь.
 Зуб почти не болел,было какое то тупое,заторможенное состояние.
-Ладно,я пойду,а то время уже много,-Саня сунул за пазуху общую тетрадь с заготовленными сочинениями на тему о В.И Ленине.
   Шел 1970-й год! Год столетия со дня рождения великого вождя пролетариата В.И Ленина.Эта дата внесла коррективы буквально во все сферы жизни.Производственные планы удваивались и выполнялись досрочно,шахтеры добывали больше угля в подарок Ильичу,коровы давали больше молока,куры яиц и т.д  и т.д . Ленин смотрел на нас повсюду,и с огромных полотен на улицах,и с маленьких портретов в учреждениях и книжных обложек.Киножурналы,которые являлись непременным атрибутом перед показом фильмов в кинотеатрах,начинались непременно с упоминания об этой великой дате. Мальчиков ,родившихся в этот год ,поголовно называли Владимирами ,а иногда даже Виленами.
 На подготовительных курсах перед экзаменами,преподаватель прозрачно нам намекнул,что обязательно будет тема о Ленине,вот Саня и запасся сочинениями на эту тему.А я из-за зуба не удосужился даже списать у него парочку.
 -Иди давай,а то опоздаешь.Я все равно в приемную комиссию пойду писать заявление о переносе экзамена.
 Умывшись и приведя себя по возможности в божеский вид,я тоже отправился в институт.
 Меня поразили тишина и безлюдность бурлившего еще пару дней назад учебного заведения.
На главной лестнице со скульпртурами обнаженных борющихся  людей по обеим сторонам и белыми колоннами не было никого.В вестибюле  тоже никого,только уборщица заканчивала протирать ступени туалета расположенного в подвале."Главному корпусу вуза уже 200 лет,стало быть и туалету 200 лет",-подумал я и решил посетить его перед решающим разговором с секретарем приемной комиссии.В одной из кабинок этого знаменитого сортира была надпись-"Здесь срал Врангель." Видно было,что администрация многократно закрашивала надпись,а кто то неустанно ее вновь процарапывал. Таким образом надпись стала практически рельефной и была прекрасно видна  под краской так,что процарапывать уже не надо было.И между злоумышленником и администрацией наступило согласие.Да наверное и руководство вуза исподтишка гордилось,что такая известная личность училась во вверенном им вузе и отправляла естественные надобности в вузовском сортире... . Говорили.что если перед экзаменом зайти в туалет и,приложив руку к надписи,попросить дух Врангеля о помощи на экзамене,то он непременно помогает. Но я не очень то верил в это,полагая,что за 70 лет прошедших с времени учебы барона,его дух напрочь выветрился.Тем более,что уборщица хлорки при чистке туалета не жалела,так ,что аж глаза щипало.
 Молодая девица,секретарша ответственного секретаря приемной комиссии,выслушав меня заявила,что я напрасно теряю здесь время,что экзамен уже час как идет и мне лучше поспешить и присоединиться к сдающим.Я оторопел...,как сдавать,я не могу,я совершенно не готов.Я громко возмущался и тыкал ей под нос справку из поликлиники. На шум вышел сам ответственный секретарь коим являлся проректор вуза по учебной работе и поинтересовался в чем дело.
 - Я прошу перенести мне  экзамен  по русскому языку,то есть сочинение,- протянул я ему бабулькины каракули,- я был совершенно болен и не смог подготовиться .Завалиться на последнем экзамене я просто не могу,я второй год приезжаю из далекого казахского кишлака и поступаю в ваш вуз.Я хочу стать шахтером  ,как мои отец и мать,дядя и все другие родственники,- приврал я ему про всех других родственников.
 Видно было,что начальство прониклось сочуствием ко мне,- как жаль ,как жаль молодой человек.Что же делать ,- он посмотрел на секретаршу,словно прося у нее помощи.
 - Не будет больше экзаменов...,это последний.Все группы собрали вместе и за раз решили закончить,- теребил он в руках мою справку,тут же ставшую никчемным лоскутком бумаги с латинскими каракулями.
 - Придется вам миленький постараться и написать сочинение.Давайте я вас провожу на экзамен,а то уже могут и не пустить.
 У меня внутри все оборвалось,наступила абсолютная пустота и я отрешенно побрел за ним  в сторону актового зала института,где и сдавали последний экзамен около 300 человек. Секретарь пошептался со старшим экзаменатором и тот,пробурчав что-то недовольно,махнул мне рукой,чтоб я проходил.
 Свободное место было только за последним столом и я покорно прошел туда, по дороге высматривая где же сидит Саня.Втайне я надеялся заполучить у него одно из сочинений про Ленина.Однако,Саня сидел в первых рядах и надеяться на то,что он сможет передать мне тетрадь не приходилось.С противоположного края длинного стола ,за который меня усадили, сидела толстая девица,она была очень толстая с длинными рыжими распущенными волосами.Девица лихорадочно одернула юбку,когда экзаменаторша подошла к столу,но я успел заметить много мелкоисписаных листков засунутых прямо в трусы.
 - У меня нет ни бумаги,ни ручки ,чтоб писать,-промямлил я виновато опустив голову и боясь поднять глаза на немолодую уже женщину,которая и была старшим экзаменатором.
 - Ну такого в моей практике еще не было!-она сердито сверкнула толстыми линзами очков,но все же принесла мне листки бумаги и авторучку.
  Тем для сочинения было пять.Они крупными буквами были написаны на доске.Четыре темы были про Ленина!
"Вот и все!"-подумал я,-"привет альфред! Что я мог написать про В.И Ленина?!" Ну родился тогда то в Симбирске,ну отец учителем был.Ну вроде с отличием в Казани окончил универ.Брат бомбистом был...,царя убить хотел.Ну и тд и т.п.
 Но это же избитые истины... .Темы то вон какие-"Ленин и дети","Ленин и международное рабочее движение"
 Что я знаю про отношения Ленина с детьми?Да ни черта я не знаю!А про международное рабочее движение?Еще меньше!
 - Слышь,подруга,дай мне какое-нибудь сочинение из твоих запасов,а не то мне кранты,- прошипел я рыжей толстушке,которая задрала и без того не очень длинную юбку и строчила уже вторую страницу.
- Отвали,нет у меня ,- отмахнулась она .
-Как нет?! Вон у тебя полные трусы... ,- стал я канючить,но она больше не обращала на меня внимания.
 Зато экзаменаторша,услышав мою возню,, спросила недовольно,-в чем дело молодой человек,какие еще у вас проблемы?!
- Говорили вроде ,что свободная тема будет,что можно будет самому решить о чем писать...-пробурчал я .
 - Да ,вон внизу видите,сочинение на свободную тему по роману Горького "Мать".Если вам угодно,можете писать и на эту тему.Но вы ведь понимаете насколько актуальна сегодня тема о Владимире Ильиче? Я бы вам посоветовала выбрать одну из тем о вожде.
-Какая ж это свободная тема,если я должен писать по роману Горького?-попытался я спорить с ней.
 -А вы что ж,хотите написать нам о ваших вчерашних увеселительных похождениях?- ехидно спросила она ,полагая ,очевидно,по моему виду,что я с большущего бодуна.
 В общем я понял,что помощи мне ждать неоткуда .Время идет,надо что то делать.
 Роман Горького "Мать" я не читал...,как впрочем и все остальное,что мы проходили по школьной программе.Как то раз добросовестно решил читать "Войну и мир",но предложения на пол-страницы и непомерное обилие французского быстро утомили меня,дальше первой главы я не продвинулся.
 Но по роману "Мать" я кое-что все же  помнил из уроков,из рассказов преподавателя и ответов учеников.Буду писать по Горькому решил я,если про Ленина что -нибудь не то напишу,не простят.Лучше уж по Горькому что нибудь не то написать... .
 В итоге все мое сочинение уместилось на одной странице.Было написано неимоверно крупными буквами и предложения были из трех-четырех слов.Единственным знаком препинания в тексте была точка.
 По дороге в общагу Саня набрал портяшки,как он называл портвейн "777" и заявил,что сегодня будем отмечать окончание экзаменов.Он частенько баловался портвейном.Его отец,как он мне признался в минуту откровенности,был директором школы и преподавал физику,а мать в той же школе математику.
-Они мне этой физикой и математикой все мозги иссушили,- сообщил он мне,- и мне теперь приходится размачивать мозги.Портяшка для этого самое то.
 Но настроение у меня было совершенно подавленное,я был уверен в том,что сочинение завалил напрочь,шансов нет.
 - Не переживай так,узбек,- успокаивал меня Саня,наливая стакан портвейна,- мож еще проскочишь.Мож у тебя там ошибок мало будет.
 Сам то он был спокоен,содрал заготовленное сочинение  про жизнь Владимира Ильича в ссылке и мог теперь спокойно размачивать мозги.
- Утром пойду на Балтийский,-буркнул я ,закусывая портвейн кружком докторской колбасы,- на работу попрошусь электриком.Мож у них есть работа с общагой... .А там до осеннего набора в армию не далеко...,отсюда и пойду,что мне назад в Казахстан тащиться.
 - Во,во,иди,- ответил Саня,- как раз это от горного через дорогу,заодно в институт заскочишь и" черный список" посмотришь за сочинение.А то завтра неохота опять туда тащиться,отоспаться надо.
 После каждого экзамена в вестибюле вывешивали списки не сдавших экзамен.После первого экзамена списки были длиннющие,после второго покороче,а на третьем совсем короткие,буквально две-три фамилии.Видать ,кто должен был отсеяться,тот уже отсеялся и остались только самые достойные.
 В комнату без стука ввалились ребята из соседней комнаты,Володя и Серега ,они были одноклассниками и вместе приехали из Баку.В руках у них были три "огнетушителя"с плодово -ягодным,которое резонно называли плодово-выгодным,так как оно стоило 1руб 5 коп за семисограммовую бутылку.
 Три их огнетушителя и наши три портвейна были хорошей порцией для ещё вчерашних школьников и наша вечеринка е превратилась в итоге в пьяный базар. Володя на самом деле был,очевидно,не Володя потому,что был очень смуглый с черными волосами и огромным горбатым носом.Он потом,когда напился,стал кричать ,что он тат и всех нас сделает.Мы не знали что такое тат,и Саня на всякий случай дал ему хорошую оплеуху после которой тот свалился на кровать и тут же захрапел.В общем угомонились мы далеко за полночь.
 Утром я встал раньше всех(если 10 час можно назвать раньше),умылся,привел себя в порядок и выпив стакан крепкого чаю,отправился на Балтийский завод устраиваться на работу.Завод действительно,как Саня и говорил находится совсем рядом с горным и трамвай идет по набережной мимо горного прежде чем свернуть к заводу.
 "Заскочу -ка я в интститут,прочитаю,что фамилия моя точно есть в списке завалившихся,заберу аттестат и тогда, уже без каких-либо сомнений ,отправлюсь на судостроительный завод проситься электриком"-подумал я и выскочил из трамвая возле института.
 Институт был совсем пустынен,не было ни души.Я даже подумал ,что он закрыт,но потянув ручку огромной входной двери удостоверился,что она открыта.
 Список висел на своем месте,где и дОлжно,на доске объявлений. Но он был пуст... .Длинная" шапка",какая бывает обычно у серьезных маститых заведений и учреждений,растянулась почти на пол-листа,а под ней была только одна фамилия.
 Я потряс для отрезвления головой и еще раз стал читать-"Ленингарский  Ордена Ленина,Ордена Октябрьской революции
и Трудового красного знамени горный институт им .Г.В Плеханова" Список лиц получивших неудовлетворительную оценку за экзамен .... и т.д..." И внизу под всем этим только одна фамилия,которой там просто не может быть.
 Они что то напутали,решил я ,и пошел опять в приемную комиссию.
 Вчерашняя секретарша сидела на своем месте и что то шлепала на пишущей машинке.
 - Что вам опять,молодой человек?-узнала она меня.
 -Я бы хотел узнать результаты вчерашнего экзамена по сочинению.
 - Там висят списки,можете посмотреть-ответила она,глядя в пол.
 -Я уже посмотрел,там какая-то ошибка,что то напутали,-настырничал я.
 -Там есть ваша фамилия?...- девушка не смотрела мне в глаза и вела себя как то беспокойно,без нужды перекладывала бумажки на столе,выдвигала и задвигала ящик стола.
 - Нет,моей фамилии там нет.
 -Если нет,значит вы успешно сдали экзамен,- она  спешила закончить со мной  разговор,который ее явно раздражал и был неприятен.
 - Но этого не может быть! Это что же, из трехсот человек завалился только...
- Да,да только один человек,- она не дала мне договорить,- и вы уже зачислены в институт,есть приказ. Она открыла папку и показала мне приказ,в котором я увидел свою фамилию.
- Но он не подписан ректором,- настаивал я на своем,- и зачисление будет только 25-го ,а сегодня  21-ое.
- Господи,-воскликнула секретарша,- какой вы упрямый человек,я вам русским языком сказала,что вы уже зачислены,приказ показала,хотя не имела права этого делать.А то,что он еще не подписан ректором,это просто формальность,ректор никогда не меняет решение комиссии! Идите и отдыхайте до 25-го.
 -Спасибо большущее,- поблагодарил я ее и вышел в вестибюль. Подойдя к списку прочитал его еще раз.Да ,завалившийся только один из трехсот ,и этот один В.И Ленин. Я уже третий раз читал этот список ,не веря своим глазам ,даже пальцем поводил по фамилии Ленин.
 " Как такое возможно?! "-крутилось у меня в мозгу-"Нет,это невозможно!"
 Столовая на втором этаже была закрыта,но буфет работал.Взяв там самую большую шоколадку,я вернулся в приемную комиссию.Вновь увидев меня,секретарша застонала и откинулась на спинку стула.Она видимо рассчитывала никогда больше со мной не встречаться и мое появление повергло ее в полнейшее уныние. Однако,неподдельная радость ,озарявшая мою физиономию (я уже стал потихоньку верить,что чудо случилось и я поступил)и шоколадка возымели на нее положительное действие.Девушка даже улыбнулась и пошутила,что не позавидует той,которая выйдет за меня замуж.
- Оленька,- решил я воспользоваться наступившим потеплением,- а можно одним глазком взглянуть на свое сочинение,что там мне поставили... .
- Вот настырный ,а ... уже и имя мое узнал,- удивилась она,незаметно перейдя на ты.По возрасту мы были близки.
 - Так в приказе,который ты показала внизу было написано - исполнитель Ольга Михайловна такая-то,- блеснул я перед ней своей наблюдательностью.
-Видать ты не отвяжешься просто так,-произнесла она деланно-сокрушенно  и прошла к огромному стеллажу с папками-скоросшивателями.
 -Твоя фамилия на "И"? Ах ну да ,вспомнила она,на И.
 Найдя ячейку с наклееной буквой И она быстро нашла мое дело.Открыв его, она показала мне.Там было все.И письменный по математике и задачка на устном и экзамен по физике.Сочинение лежало сверху.Красными чернилами было написано"3" и в скобках(удов.)
  В каком-то эйфорическом состоянии я чмокнул Ольгу в щечку и сделал пару вальсирующих оборотов по залу чуть не грохнувшись при этом на скользком паркете.Приемная комиссия располагалась в помещении главной библиотеки института,которому было уже тоже 200 лет и полы там были настоящие паркетные.Их чем то для блеску натирали,в результате чего постоянно стоял неизвестный мне до этого запах скипидарной мастики и такие скользкие,что надо было иметь сноровку,чтобы не падать.
 -- Зачисле-еен,поступил,зачисле-еен..,- напевал я ,как ненормальный.
- Ну всё,давай проваливай,а то мне срочно документы ректору готовить надо!,-Ольга снова уселась за пишущую машинку.
-Все,все смываюсь,-ответил я и,повернувшись уже к двери не удержался и спросил,- Оль, а правда,что Ленин завалился?Я не могу поверить,там только В.И Ленин в списке...
- Да уж...,поверить трудно.Тут вчера тако-оое было...,до двух ночи заседали,- почему то перешла она на шопот,-  утром списки вообще не вывесили,и пришедшим абитуриентам сообщили,что все успешно сдали экзамен и могут итти отдыхать до 25-го.А потом ректор приехал,устроил всем разгон и приказал список вывесить.Сказал,что комиссия должна знания поступающих  оценивать,а не фамилии и титулы.Ты же опять позже всех притащился и увидел этот чертов список...,может его больше и не видел никто.Начальство теперь у ректора заседает,решают ,как быть.
 Черный,какой то совсем старомодный телефон на столе у секретарши зазвонил громко и требовательно.Оля взяла трубку и, выслушав кого то на том конце,положила ее на место со словами,-ну вот ,приказали список снять.
 -Ну пока,спасибо тебе,- попрощался я с ней в вестибюле.
 -Бывай,-ответила она,-только по поводу  списка шибко не распространяйся,неизвестно,как все еще обернется.
   Прямо у главного входа в институт,спустившись по ступенькам к воде,я скинул сандалии и опустил ноги в прохладную воду.В Неве по-моему вода всегда холодная.Был полдень,солнце здорово припекало,меня охватила какая то безмятежная нега и блаженство.
 - Зачисле-еен,- крикнул я матросу на самоходной барже ,идущей по фарватеру и помахал ему рукой.
 Матросик ,конечно,из-за ветра и шума двигателей ,меня не услышал,но рукой в ответ тоже помахал.
 Шёл 1970-год,...год столетия В.И Ленина.
   P.S  Прошло много лет.Ленинград стал уже Петербургом,горный институт превратился в национальную минерально-сырьевую акадамию,да и страна сама стала уже другая.Ленин в ней уже не так почитаем,многие детишки его уже и не знают.По ящику уже не два канала,а больше ста и есть канал пятый петербургский,по которому я случайно и увидел сюжет про тот случай на экзаменах в 1970-м.Начала программы я не захватил,имя журналиста не узнал,но все было изложенно очень достоверно.И по прошествии стольких лет я узнал продолжение.Оказывается ректор горного Лев Николаевич Келль,светлая ему память,категорически отказался принимать завалившего сочинение В.И Ленина,хотя давили даже из горкома.И с этими оценками того Ленина приняли в госуниверситет им Жданова,где он и учился не шатко-не валко,а потом работал рядовым инженером.
Вот и все.Все течет ,все меняется,только набережная против института все так же покрыта красным гранитом,Геракл у главного входа все также душит Антея,а Плутон тащит куда то Прозерпину и Нева свои свинцовые воды несет в Балтику...
                К О Н Е Ц


Рецензии
Интересный случай, Раиф. И описан он тоже неплохо (хорошо).
С уважением,

Галина Козловская   25.11.2020 22:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.