Моя Россия

Из христианского цикла  «ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ?»


ХРАНИ РОССИЮ

Господь, я об одном Тебя прошу:
Храни Россию, родину святую.
Все бриллианты сердца приношу
В казну моей России золотую.

Прошу, Господь, не допусти врагов
На землю наших прадедов и дедов,
Благослови страны моей сынов
На праведные, честные победы.

Еще прошу, Господь, не допусти,
Чтоб наш народ был нищим и голодным.
Прости нас всех, молю Тебя, прости…
Пусть будет край богатым и свободным.

Я в храм вхожу, надеясь и скорбя:
Люблю мою Россию бесконечно.
Господь, я об одном прошу Тебя:
Храни и сохрани ее навечно!

*    *    *
Самое дорогое сокровище в моей жизни - обретённая мною Россия.
От рождения и до настоящего времени постигаю, обретаю, и, наверное, до конца никогда не завершу этот процесс; он бесконечен, характеристики его многогранны. Минувшая Россия и Россия современная одинаково дороги и близки мне, несмотря на их отличия и различия, и не только временные, что так характерно для русского исторического феномена. Родину не выбирают так же, как родителей, национальность, как день своего рождения и дату смерти.

Нет у меня другой земли.
Нет у меня другой Родины.
Нет у меня другого народа.

Выхожу ли на улицу, иду ли по столичному проспекту, еду в ближайшие города или в отдалённые области - везде, везде моя земля, мой народ, моя Родина, моя бескрайняя и прекрасная Россия. Нет, не только добродушно умиляюсь возникающим картинам и пейзажам, не только сокрушаюсь об утраченном за последние годы, а, сосредоточившись, читаю строки, написанные задолго до меня на скрижалях моей памяти, слегка сдувая пылинки или отчаянно отгребая мусор с этих строчек. Понимаю неизбежность происходящего на глазах. Хочу не замечать негативное, что только слепой не увидит, о чём токуют и трубят во всеуслышание... Вижу, например, как в глубинках всё активнее восстанавливаются храмы, бывшие в поругании и запустении десятилетиями, и отрадно становится. В толчее и суматохе человеческой всегда замечаю трогательных стариков и старушек; думаю о том, что если молодые оказывают им хоть какое-то внимание и помощь, то можно уповать на продолжение едва сохранившихся благородных традиций давнего прошлого. С горечью обнаруживаю, как много несчастных, гонимых, бездомных соотечественников, детей и взрослых, не могут ничего изменить в своих судьбах. Где бы ни встретились, радостно смотрю на юных, красивых людей, на молодые семьи с детьми.

В российской провинции, хлебнувшей сполна нашего времени, народу тяжело, да и не скоро станет легче. В столицах - своя жизнь, для простых трудовых людей - далеко не такая лёгкая, как может со стороны кому-то показаться. Истинная же Россия большей частью как была, так и пребывает там же, в небольших городах и городках, деревнях и сёлах, испытывающих на себе все тяготы современной жизни, жестокость и равнодушие правителей всех рангов. Тем не менее, надежда на лучшее для русских людей у меня остаётся ; и теперь, когда всё сворачивается к тому, чтобы и той надежды не стало.

Нет, такого допускать нельзя!

Когда прохожу мимо оставленных людьми домов в российских сёлах, мне становится горько и тоскливо. Когда узнаю, что люди и семьи, оторвавшись от родных гнёзд, опять возвращаются домой и начинают обживать заново родные места, радуюсь за них, как радовалась бы за себя, случись со мной такое… Если бы лично я могла ускорить этот процесс возвращения! К сожалению, это от меня никак не зависит. Зато я всегда в зависимости от судьбы того народа, той страны, которую люблю. Глубочайший духовный кризис, переживаемый нынче нашим обществом, не преуменьшил моей любви к России, не поколебал моей веры в родину отцов.

Россия - моя. Тысячи лет назад - уже и тогда моя…

Если бы я родилась в Аргентине или, допустим, в Австралии, то всё равно узнала бы когда-то о России, и, наверное, обратилась бы к ней всеми устремлениями сердца. Только где бы мне ни случилось родиться, душою я всё равно родилась бы только в России – душа про это знает...

Люблю Россию изнутри, издалека: восхищённо, сострадательно, покаянно. Люблю Россию древнее древней, такую, какая еще и Россией-то не была, а только собиралась ей стать. Люблю Россию робкого возраста, Россию старинную, былинную, Россию вольных и великих новгородичей, Россию Великокняжескую, Россию Державную, Россию - Святую и просвещённую.

Люблю Россию, еще недавнюю - Россию Василия Татищева и Петра Столыпина, Россию Михаила Ломоносова и Сергея Вавилова, Россию Виктора Васнецова и Михаила Глинки, Россию Алексея Кольцова и Александра Блока - Россию созидательную и созидающую, духовную и одухотворенную.

Люблю и утверждающую Россию, ту самую, которой покровительствует великомученик Георгий Победоносец, Россию князя Александра Невского и крестьянина Ивана Сусанина, Россию полководца-генералиссимуса Александра Суворова и партизана Дениса Давыдова и, наконец, Россию моих современников - академика Дмитрия Лихачева и генерала Владимира Максимчука, подлинных патриотов, которые никогда не променяли бы её ни на какую другую страну!

Люблю Россию христианскую, Россию-мученицу, Россию-искупительницу.

Люблю безыскусно, бездоказательно, бесповоротно и - терпеливо. Главное - терпеливо…

Терпеть?
Ну, сколько же еще?
Ну, скоро ли уже?

РОССИЯ, БОЛЬ МОЯ…

Россия! Боль моя, слеза моя и рана.
Глава Евангелия, строчка из Корана…

Здесь все переплелось, скопилось и свершилось,
Разрушилось людьми и к Богу обратилось.

Здесь все сбылось вполне: от сказок и пророчеств –
До зверского убийства царственных высочеств,

От жертвенных идей – до дерзкой авантюры,
От чёрной нищеты – до "звёзд" номенклатуры,

От самых страшных снов – до вещих упований,
От радости побед – до  горечи изгнаний,

От праздности ума – до трезвости суждений
В компьютерах мозгов у новых поколений.

…Здесь всё – в одном узле: наречья и народы,
И правда, и тюрьма, и терния свободы,

И широты размах, и узости законность,
И к пагубным страстям избыточная склонность,

И темень кабаков, и скоморохов пляски,
И ярмарочных сцен пылающие краски,

И пустота казны, и промыслов богатство,
И бескорыстных душ крепчающее братство!

И если всё прошло, то новое начало
Уже недалеко, и слово прозвучало

О будущем страны без рабства и тирана!
Россия, боль моя, моя сквозная рана…

*    *    *
Моя боль за Россию, моя сквозная рана от переносимых ею испытаний давно уже переросли понятия личной боли за себя и ближний мой круг. Но ведь и прозвучавшее слово услышала не одна я! Так когда же? Если бы знать, но не дано. Никому из нас не дано другого времени, чем то, в которое мы живем, ведь не оно в нашей власти, а мы - подданные своего времени. Ибо сказано Екклесиастом (и когда ещё сказано!), что всему будет своё время, а пока (это тогда ещё!) и суд творит беззаконие, и на месте правды восседает неправда.
Но раз так - быть по сему.

Больно? Пройдет.
Несправедливо? Пройдет и это.
Невыносимо? Сильные вынесут и помогут слабым, должны помочь, по крайней мере.

Ведь Россия сильна. Россия может вынести невыносимое, вся история её развития подтверждает это.  И то ; как всё бросить разом, когда столько веков несли!? При всём бремени вековых испытаний терпеливому русскому народу все-таки мир был привычнее и предпочтительнее войны, хотя воевали и бунтовали часто. Всё было и бывало на Руси. А для меня ; что было недавно и что бывало давно, - складывается из исторических биографий моих дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, а то, что будет, – будет Россией моих внуков и правнуков, и это так просто.

Есть на свете и другие места… Да что они - для меня?

Мои дорогие, мудрые родители с детства прививали нам с братом чувства привязанности к родному дому, уважения к окружающим, любви к родному городу, Великому Новгороду, к нашей стране. Как я им благодарна за это, как мне не хватает их теперь! Мой папа всегда говорил: своё - это своё, родное, выстраданное, и на чужой стороне своего никогда не найдешь - ни таких людей, ни такого куска земли, ни такой радости, какое даёт человеческой душе чувство Родины. Да кто бы искал, если бы не понуждали… Но, что бы ни случилось далее, чувствую и знаю: здесь, в России - всё моё, мои корни, моя семья, родные могилы и моё богатство, доставшееся по наследству от близких и не столь далёких, от старшего поколения, проливавшего за свою Родину кровь, принёсшего на её алтарь свои силы и таланты.

И я люблю всё это исторически-генетическое богатство, люблю наследие и наследников, люблю память и боль моей памяти. Люблю, с осторожностью, с надеждой, оптимистически, даже фантастически - будущую Россию. Не могу не любить - люблю всем, что есть во мне и всем, что давно уже перестало быть мною, а стало частью, пусть самым малым процентом от той части, –  частью самой России.

Люблю безоговорочно и безоглядно.
Люблю всегда и навсегда!
Люблю тебя, Россия…

ПЕСНЬ О РОССИИ

Люблю тебя, Россия, моя святая Русь!
Люблю и никогда о том не пожалею,
Люблю и навсегда с тобою остаюсь.
Свою судьбу твоей судьбой преодолею!

Люблю тебя, Россия! Нет другой страны,
Родной и близкой сердцу с самого рожденья.
Российскому орлу с державной вышины
Отлично виден путь к вершине восхожденья.

И эту высоту никто не отберёт;
Осталось подождать, когда наступит время,
Когда высокий Дух с вершиной совпадет,
И юными орлами возмужает племя.

Люблю тебя, Россия! Поют колокола,
И храмы благодатно двери открывают:
На добрые пути, на славные дела
Молитвою отцов они благословляют.

Люблю тебя, Россия, моя святая Русь!
Люблю и никогда о том не пожалею,
Люблю и навсегда с тобою остаюсь.
Твою судьбу своей судьбой преодолею!

Люблю тебя, Россия!
               
                В редакции – от 2 марта 2012 г.


Рецензии