Беседы с дочерью

  Мои незатейливые беседы с дочерью начались довольно рано, с двухлетнего ее возраста. Правда, говорить она стала поздновато, ближе к двум годам, сначала отдельными, не очень понятными словами, и вскоре – короткими предложениями. У меня даже сохранились записи названий слов и предметов в том виде, как Машенька их называла первоначально.

  Любопытные и трогательные вещи…

  Мне приходилось перелистывать все это не раз – не специально, а читая вслух гостям и друзьям нашего дома. Не однажды слышала от них одобрение и удивление в свой адрес: как это я не поленилась каждое выражение или фразу записывать – да еще в отдельный альбом? Иногда, конечно, и не успевала, иногда забывала, а случалось, писала на ходу, а потом уж переписывала в альбом. Моему мужу, Владимиру Михайловичу, эта идея понравилась, поэтому он, при всей его занятости, часто пересказывал мне свои диалоги с Машенькой, а порой и сам записывал их. Маша же умудрялась раскрывать этот исторический альбом с другого конца, рисовать свои каракули и рисунки.

   Получился домашний альбом с иллюстрациями – как в добрые стародавние неспешные времена.


   МАШЕНЬКЕ - 2 года


- Не ешь виноград, бабушка!

- Почему?

- А он плохой, кислый, у тебя животик заболит.  Дай лучше мне!

*    *    *

Рассматривают с папой картинки в книжке.

- Смотри, папа, белочка еще маленькая, она умеет только прыгать и орешки грызть, а разговаривать еще не научилась!

*    *    *

- Машенька, сколько тебе лет?

- Три лета!

- Нет, тебе - два года.

- Года - два, а лета - три!

*    *    *

Я купила себе сапоги.

- Ах, какие красивые! Мамочка, что же ты будешь с ними делать?

- Как что? - Носить.

- А где?

- На улице.

- Ой? Не надо на улице, носи лучше дома: на улице грязно, они там испачкаются и состарятся!

*    *    *

Вспоминаем с Машенькой мультфильм про злую бабу Пургу, которая украла маму одной девочки, а девочка надела лыжи и отправилась искать ее. Маша опечалилась:

- Знаешь, мамочка, у меня ведь нет лыж, как же я-то буду спасать тебя?


МАШЕНЬКЕ - 3 года


- Машенька! Сегодня - шестое июня, у тебя - день рождения, тебе исполнилось три года. А послезавтра, через день, восьмого июня, у папы будет тоже день рождения.

- Что, и ему тоже будет три года?

*    *    *

Рассматривает картинку в книжке - аист ест лягушку.

- Плохой аист, вот я его накажу!

- Что, лягушку стало жалко?

- Ну да!

- А себя ты не накажешь?

- За что?

- Но ты ведь тоже любишь покушать, пусть не лягушку, так рыбку.

- Так ведь он ест - живую, то есть,  сырую, а я - жареную!

*    *    *

- Мама, а дедушки сережки не носят?

- Нет.

- Только бабушки и мамы могут… А дедушки только могут газеты читать, разговаривать да играть во всякие там игры!

*    *    *

- Мама, а если я буду лягушонком, ты будешь меня любить?

*    *    *

Дедушка Андрей рассказывает Маше сказку.

- Вот Иван-Царевич поехал искать Кощея, взял с собой меч...

- Нет! Он взял с собою пистолет - и как выстрелит в Кощея!

*    *    *

Маша любит озорничать.

- Мама, можно я порву газетку?

- Это как же и зачем же?

- А вот как: просто так, на мелкие кусочки.

- Нельзя, будет мусор.

- Нет, я хочу, хочу! Можно я тогда нечаянно порву?!

- Так я же сказала, что нельзя, а ты обещала быть послушной.

- Мамочка! Давай я это буду делать завтра, а сегодня подождем!

*    *    *

- Машенька, не балуйся, слушайся маму.

- Ну что это: все время тебя слушаться. Скоро ли уже и я буду мама, а ты - моя дочка?

-  Нет, вот твоей-то дочкой я уже никогда не буду. Ты станешь мамой, когда у тебя будет свой ребенок.

- Вот здорово. А что, только один?

- А сколько же тебе надо?

- Троих.

-Да ты что! Трое - это очень много.

- Нет, трое - это не так уж много. Вот у нас в саду - целая группа, вот это много!


МАШЕНЬКЕ - 4 года
 

     Мы с Машенькой на лето приехали в Новгород, к моим родителям. Маша всегда приезжает сюда с удовольствием, знает, что бабушка Нина и дедушка Витя ее очень любят. Дедушка – тот строже, а бабушка добрая, ее можно и не слушаться. Когда дедушки нет поблизости, озорничает, сколько хочет. А вечером перед сном:

- Бабушка, ты простишь мне все мои проделки?

- Прощу, если больше не будешь.

- Все-все простишь?

- Да.

- Ну, тогда можно спокойно спать.

А утром все начинается сначала.

*    *    *

- Машенька, кто ж тебе завивает такие кудряшки?

- Никто. Они сами нарастают!

*    *    *

Маша кусает яблоко, кусочек упал на пол.

- Мама, это не я, это рот сам промахнулся!

*    *    *

- Мама, а ведь я - особенный ребенок.

- Почему?

- А у всех детей от рождения голубые глазки, а потом они становятся другого цвета. А у меня до сих пор - голубые. Я вырасту и буду очень красивая. Вот увидишь!

*    *    *

    Мечтает:

- Мама, как мне хотелось бы хоть на одну минуточку оказаться в сказке, и чтоб со мною приключались всякие интересные приключения и веселые истории! Или лучше попасть сразу в кино или в телевизор - в мультфильм прямо!

*    *    *

У Машеньки выпал первый зуб. Она вздыхает:

- Теперь я - бабушка Маша!

*    *    *

- Мама, а у тебя только сегодня день рождения, а к вечеру он не кончится? А завтра он тоже не кончится? И послезавтра?

- Ишь, чего захотела! Да зачем же так долго-то?

- А чтоб все вкусно было. И еще - подарки!

*    *    *

   Я снова шью, строчу на швейной машинке. Обметываю швы.  Хочу Машеньку приучить понемногу к иголке с ниткой.

- Машенька, давай сошьем твоей кукле платье.

- А я не умею!

- Ничего, я тебя научу.

- Нет, сшей лучше сама, ты же ведь ее бабушка, а я уж буду ее кормить, мыть посуду и гулять с ней!

*    *    *

   Маша очень любит сказку Пушкина «Руслан и Людмила».

- Мама, а ты знаешь, почему три воина были грустными на пиру, на свадьбе у Руслана? Да потому, что у них не было такой прекрасной невесты, как Людмила, вот им и обидно! А у моего папы такая невеста была!

МАШЕНЬКЕ - 5 лет
 

  Приезжаю за Машей в сад. Вся группа на улице, дети гуляют, играют, снуют. Кругом шум и гам. Одна Маша сидит на скамейке под навесом, вдали от всех. Вид у нее унылый.

- Мам, ты знаешь, почему я там сидела?

- Нет, а в чем было дело?

- Так я была наказана.

- А за что?

- Да я уже забыла!

*    *    *

  Частенько по пятницам прямо из сада я вожу Машеньку к зубному врачу. Уже вырвали два зуба. Ребенок плачет:

- Я знаю, зачем я родилась на свет - чтобы с зубами мучиться!

*    *    *

- Мама! Посмотри на небо: месяц маленький и тоненький, а луна большая и круглая!

*     *     *

- Мамочка, а ведь людей на свете не сосчитать. Только одни умирают, а другие родятся, и прежде, чем умереть, человек на память родит ребенка. Ребенок растет и живет дальше - пока не станет взрослым. А потом у него кто-то дальше родится... Так идет жизнь.

*    *    *

- Мама, а ты знаешь, как родятся люди? Из мяса и костей, это понятно. А как родятся ежики - вот что интересно. Ведь откуда-то надо еще иголок взять!

*    *    *

   Хочется приучить ребенка к самому неблагодарному труду - к домашнему. Маша хитрит:

- Ой, мамочка, миленькая! Ты помой посуду сегодня, а я уж потом буду мыть ее всю жизнь!

   И так примерно - каждый день...

*    *    *

- Мама! И что же я делать-то буду, когда у меня дети появятся?! Ведь если они будут такими непослушными, как я, то придется их все время наказывать, а жалко!

*    *    *

   Маша сидит, ест суп. Кушает через силу.

- Интересно, чем же вас кормят в саду?

- Да кормят чем-то.

- А готовят-то хуже или лучше?

- Так же невкусно!


МАШЕНЬКЕ - 6 лет


   Маше в день рождения подарили большие, необычные игрушки: очень похожего на настоящего - тигра и музыкальную «неваляшку» Ваньку-встаньку. Я и говорю:

- Знаешь, доченька, у меня никогда не было таких красивых игрушек, тогда таких не делали.

- Мамочка, как же мне тебя жалко! Ты хоть сейчас поиграй с моими!

*    *    *

- Мама, я не хочу, чтобы мне было шесть лет, а тем более семь.

- Почему? Ты же должна расти, взрослеть.

- И совсем не должна, и не хочу. А то растешь и вырастаешь, придется и в школу когда-то пойти, а потом  и пальчики горячим обжигать, и иголкой колоть!

*    *    *

    Я купила Машеньке новенькие шнурочки в ботиночки. Шнурочки – пестренькие  и веселые. Она аж ручками всплеснула:

- Какая же красота! Прямо не могу оторваться!

*   *   *

   Я учу Машу тому, сему. Ей надоело.

- Ой, как же, мамочка, я от тебя устала!

- Не ведь и я тоже  устала – и не меньше.

- Так это я устала от тебя, а ты - от самой себя!

*    *   *

- Мама, я мерила твое обручальное кольцо.

- Ну и что?

- А вот что: оно мне не жмет!

*    *    *

- Мамочка! Хочешь, я научу тебя быстро засыпать?

- Хочу. А тебя-то кто научил?

- А в саду. Нужно удобно лечь, дышать медленно и глубоко - шесть раз. Не пройдет и часа, как через две минутки уже заснешь!


    МАШЕНЬКЕ - 7 лет


 Наконец-то пришла пора учебы в школе! Первого сентября на торжественной линейке выступил директор, приветствовал, поздравлял, а в конце сказал, что от школы нужно ждать чуда: знания.

Потом, через месяц, Маша вспоминала:

- Мама, я знаю, почему наш директор так сказал тогда. Вот пока я в школу не ходила, я многого не умела. А теперь я умею палочки писать и красиво флажки раскрашивать и всякое другое, то есть узнала это. А это и есть знание. И еще дальше будет новое знание!

*    *    *

    Первое впечатление от школы:

- Нет в мире ничего прекраснее школы!

 *      *      *

    Идем с Машей из музыкальной школы.

- Мама, а какой тебе толк от того, что я учусь музыке? Одно мотание со мной.

- А такой. Не сразу, но постепенно, когда усвоишь основы и пойдешь дальше, перед тобой откроется чудный мир музыки...

- А перед тобой он уже открылся?

- В определенном смысле - да.

- Какой же тебе интерес в том, что он откроется передо мной?

- Интерес в том, что этот мир будет и миром моего ребенка, что в нем найдут отражение его мечты и устремления! И это значит, что я не зря старалась привить ему любовь к музыке.

- И получается, что это будет уже наш общий мир! Значит, ты все для меня делаешь не напрасно!

*    *    *

Приходим домой с первого экзамена по музыке. Сыграла Маша неважно, могла бы лучше.

- Да ладно, Машенька, не расстраивайся! Все равно ты - мой подарочек дорогой!

- Нет, мама, я не подарочек, а огорчалочек, и совсем не дорогой!

*    *    *

   Маша разбирает по нотам новую пьесу.

- Ой, мама, а какая это нота?

- А ты сама-то не знаешь?

- Да как же ее узнаешь, когда она на самом потолке сидит! (то есть на самой верхней линейке).

 *    *    *

     Собираемся с Володей смотреть в нашем ближайшем кинотеатре «Балтика» японский фильм «Легенда о динозавре», о котором много говорили.

- Папа, обязательно возьмите меня с собой!

- Отчего же так -  «обязательно»?

- Вот ты знаешь, почему я в школе иногда получаю не совсем хорошие отметки?

- Не знаю.

- А потому, что я никогда в жизни не видела динозавра, я даже не знаю, что это такое!

       
 МАШЕНЬКЕ - 8 лет


   Маша гуляла бы день и ночь, без устали и без всяких отвлекающих моментов, вроде уроков или обеда. На улицу ее тянуло в любое время года, под любым предлогом, при всей ее ответственности перед учебой. Как Машенька рассказала мне, Альбина Алексеевна, Машина учительница, очень правильно однажды подметила на классном собрании, когда ругала кого-то за неуспеваемость:

  - Вот смотрите, ребята, на Машу. Среди хороших учеников я бы ее выделила особенно. Она не только хорошо учится в школе, но я уверена, что у нее отличные оценки и в музыкальной школе. Но самое интересное заключается в том, что она еще и гулять успевает. Я каждый день вижу ее на улице в разных компаниях, в любую погоду, и днем и вечером. И как у нее только хватает на все это времени, не то, что у некоторых из вас?!

 *    *    *

    Маша заболела, вторую неделю сидит дома.

- Да, Машенька, самое время подумать о себе, о своем здоровье...

- Нет, мама, самое время подумать о том, как бы не отстать от класса!

- Ну, и как думается?

- А так. От программы и от класса я не отстану, я же дома всеми предметами занимаюсь, и музыкой тоже. А самое главное, что теперь Альбина Алексеевна меня обязательно будет спрашивать, а то к доске меня она никогда не вызывает. Говорит, что раз я отличница, так должна сидеть и слушать других, а то двоечников спрашивать некогда. Но если я столько времени пропускала занятия, не писала контрольных работ, откуда ж оценки возьмутся? Вот меня и вызовут к доске, и я буду рассказывать все, что узнала за это время!

*    *    *

  Спешим утром в школу. Маша, как обычно, не хочет завтракать, растирать спинку махровой рукавичкой и вообще - капризничает. Все ей не так; говорит, что надо все делать наоборот.

- Маша, так нельзя. Ты что скрипишь, как старуха, я от тебя слышу одни ворчания и возражения!

- Мам, да ты лучше не так говори, а вот как: «Подумать только, яйцо курицу учит!» Совсем другое дело!

*    *    *

  Я болею. Сижу и вяжу шарфик. Маша вздыхает:

- Ну вот, и ты стала как бабушка.

- Почему это?

- Потому что только в старости нет сил, чтобы делать всякие дела, а есть силы только вязать!


Рецензии