Фильмы о многомирии 2

   Эта статья впервые была опубликована на сайте МЦЭИ.

   Коллизии, связанные с многомировой структурой реальности пронизывают все разделы искусства. Обычно это связано с желанием показать психологический конфликт героев. А психологический конфликт в многомировой трактовке представляет собой не что иное, как склейку частных духовных реальностей (РОР по терминологии Ю.А.Лебедева) этих действующих лиц. В качестве яркого примера такой коллизии я могу указать на знаменитый фильм Акиро Куросавы «Расёмон». Поэтому, начну перечень просмотренных фильмов о многомирии с него.

«Расёмон» (Япония 1950). Видимо, это первый фильм, который исследует многомировую структуру действительности. В нём сопоставляются частные реальности, выявляемые или представляемые действующими лицами с целью установления «объективной картины» преступления. Показаны 4 версии убийства самурая, рассказанные главными действующими лицами. Вот, что пишет об этом фильме Википедия:
  «Революционная лента о поиске истины, которая всегда где-то рядом, открыла для европейцев факт существования японского кино. А в исторической перспективе — породила самостоятельный жанр фильмов, воспроизводящих одно событие с разных точек зрения». (Википедия. Расёмон)

«Другая Земля» (США 2011). В фильме показана история о неудачно сложившейся жизни обаятельной и умной героини. Она не может себе простить того, что стала виновницей гибели людей. Попытка её исправить свою жизнь, связана с открытием Земли 2 – планеты двойника. Хотя открытие описывается в фильме как астрономическое, ясно, что речь идёт о квантовом двойнике нашей планеты, поскольку  она, до момента её открытия, зеркально повторяла все происходившее на Земле. Девушка мечтает полететь на Землю 2 и обрести там другую жизнь. Она получает эту возможность, но вовремя осознаёт, что по-настоящему изменить свою судьбу может, лишь искупив свою вину перед любимым человеком, которому принесла несчастье. Поэтому вместо неё летит её любимый, который находит там утешение и любовь.

«Зеркало для героя» (СССР 1987). Герои фильма попадают во временную петлю – они переносятся в самый закостенелый период «культа личности», вернее в один день того времени: 8 мая 1949 года. Фильм носит условный характер нравственного эксперимента, поэтому никакие научные трактовки к нему неприложимы.

«Сад» (СССР 1983).
Этот короткометражный фильм является первой режиссёрской работой Александра Кайдановского. Он снят по рассказу Борхеса «Сад расходящихся тропок». Желающие могут посмотреть это единственное в своём роде художественное воплощение концепции многомирия по адресу: http://www.everettica.org/art/st3012.pdf. Советую также прочитать рассказ Борхеса, как классический образец многомирия в литературе (http://lib.ru/BORHES/sad.txt). Полагаю, вы убедитесь, что начинающим режиссёром, не располагающим никакими материальными ресурсами всё-таки была создана адекватная кинематографическая модель многомировой духовной действительности. Непонятно, как Кайдановский это сделал, видимо, он сам был человеком активно существующим в многомирии.

Фильм Н. Михалкова «Предстояние» (Россия 2011).
   По-моему, это фильм о многомирии. Почему? Показанное в фильме – это фантастика и, в то же время, реальность, то есть почти невероятный вариант действительности. Михалков попытался показать, какую роль на войне играет чудо. По-моему, роль эта велика, больше, чем нам представляется в мирное время. Именно на войне, в экстремальных, смертельно опасных ситуациях в полной мере реализуется свойство человека выбирать спасительную реальность. О реальности чуда на войне вам расскажет любой ветеран.
   По-моему, в нашей теперешней жизни этого спасительного выбора нам как раз и не хватает – нет чуда спасения. Вернее, мы не замечаем возможности такого чуда. А по сути, такие чудеса происходят постоянно, иначе, почему бы уцелело добро в этом ненавидящем, всепожирающем и убивающем души мире?

Отдельно мне хочется поговорить о фильме «Облачный атлас» (США 2012).

Облачный атлас.

   По рекомендации сына я посмотрел фильм «Облачный атлас». Фильм этот неординарный, несмотря на присутствие штампов и идеологическую разобщённость сюжетов. Специфика его в том, что параллельно в фильме развиваются 5 сюжетных линий с разными сюжетами, но сходными проблемами выбора. И проблемы эти в разных линиях решаются по-разному.
   По-моему, это фильм о многомирии. Переплетения сюжетов и компоновка во времени явно указывают для меня, что все эти истории являются материальными воплощениями связанных мультивидуумов, вовлечённых в многомировое взаимодействие. Недаром же во всех историях фигурируют одни и те же актёры.
   Поясню, что я имею в виду. Под человеческим мультивидуумом я понимаю общность всех возможных вариантов существования личности. Все эти варианты реальны, но, как бы, находятся в разных мирах. Мультивидуум каждого человека имеет массу духовных реализаций и несколько материальных. Причём, я не даю никакого приоритета материальным реализациям перед чисто духовными. По-моему, именно духовные воплощения часто являются определяющими в жизни мультивидуума. Что такое духовная реализация? –
   Ну, например, духовная реализация – это переживания, вызванные прочитанной книгой или просмотренным фильмом. Суть этих переживаний в перевоплощении. Ты разворачиваешь те же духовные измерения, которые присущи действующим лицам воспринятой тобой истории. И они могут иметь очень большое значение для формирования твоей жизни и мультивидуума, в целом. Они, как бы, смещают центр (духовный полюс) твоей многомировой личности.
   Материальные же воплощения многомировой личности определяются актуальностью соответствующих им духовных реальностей, а также вовлечённостью этих духовных воплощений в реальные взаимодействия в контексте этих миров. Как я понимаю, на параллельные материальные воплощения мультивидуума наложено ограничение. – Они должны быть достаточно далеко разнесены в пространстве и времени, чтобы стать реальными взаимодействиями в своих мирах. (Что, кстати, и показано в фильме). Потому что, если они совмещаются в одном пространстве и времени, то это шизофренический синдром.
   Что же касается идейной стороны фильма, которая, согласно сказанному выше, должна скреплять все показанные в фильме сюжеты, то она слаба, потому что противоречива. Наверное, это следствие того, что эти сюжеты строили разные режиссёры. Дана, как бы, общая установка для всех линий повествования: что свобода – это преодоление границ личности. Но, совсем не берётся во внимание, что личность граничит с разными качественными областями жизни. Поэтому, в одних случаях, преодоление барьеров, ограничивающих личность, ведёт к её развитию и духовному обогащению, расширяет её духовное пространство. Реально это воплощается в бескорыстном самоотречении, часто в подвиге. Это отлично показано на истории девушки - «фабриката». Попутно раскрыта драматическая проблема самоидентификации клонов.
   В других же случаях, полюс личности смещается в направлении служения себе, любимому. И преодоление барьера тут означает попадание в духовный тупик, сопряжённый с преступлением против ближних самоизоляцией и духовной гибелью. Это неплохо показано в истории молодого композитора – извращенца. Эти две истории представляют как бы противостоящие границы в поиске свободы и нравственного выбора. Остальные истории являют нам промежуточные варианты обретения свободы внешней и внутренней.
   Однако нигде в фильме не сказано, что единственная подлинная свобода для человека это свобода от пут зла. В фильме упоминается Солженицын, как великий борец и философ свободы, но никак не реализуется один из главных его принципов, определяющих свободу человека: Жить не по злу! А ведь именно утверждению этого принципа в умах всех людей он и посвятил свою жизнь.


Март 2013. Нюрнберг.


Рецензии