Кочис. Нарушенные договоренности

В начале апреля Кочис собрал совет, где воины пили тисвин (апачский алкогольный напиток или просто пиво) и обсуждали  новое нападение на Фронтерас. Один наблюдатель вспоминал: «Глоток тисвина превращает их (апачи – И.К.) кроличьи лица в звериный оскал диких кошек».
Разведчики Кочиса сообщали о благоприятных обстоятельствах для нападения. Кочис решил привлечь для участия в походе своего союзника – апачей Белой Горы под предводительством вождя Франциско. С учетов воинов белогорских апачей численность отряда для нападения на Фронтерас составила 300-400 человек.
В течение двух недель чоконен и белогорские апачи пьянствовали, поглощая тисвин.
Начальник станции Апач-Пасс Тэвис вспоминал: «Не было дня, чтобы у нас не возникали проблемы с пьяными апачи. Этот Кочис в отсутствии доктора Стека ведет себя отвратительно, угрожает белым и понукает тем, что эта земля принадлежит его народу, и, следовательно, мы должны платить ему. Когда государственный обоз приходит сюда, апачи ведут себя как ягнята, но как только обоз уходит, то кажется, что индейцами овладевает дьявол».
К счастью для Тэвиса, апачи закончили пьянствовать и 24 апреля отправились в поход на Фронтерас.
27 апреля в восемь часов утра отряд Кочиса окружил пашню в окрестностях Фронтераса, где работали мексиканские граждане, обрабатывая посевы. Апачи сразу же убили одного мужчину, проткнув того копьем. Большая часть работающих, бросилась бежать по защиту стен пресидио. Апачи нагнали некоторых и захватили в качестве заложников, после чего отступили в горы восточнее Фронтераса.
После Кочис, чтобы вынудить противника выйти за пределы пресидио, выбросил белый флаг, а пленников расположил, таким образом, чтобы тех было хорошо видно издалека.
Мексиканцы пошли на переговоры. Кочис предложил обменять заложников на виски и табак. Тем временем воины апачи расположились в засаде. Мексиканцы,  вышедшие из пресидио для проведения переговоров, почувствовав подвох, бросились бежать, преследуемые воинами апачи. В результате индейцы отказались от штурма и, собрав весь пасущийся мексиканский скот, вместе с заложниками отправили в Апач-Пасс. Впоследствии Тэвису пришло выкупить у Кочиса мексиканских пленников за десять мешков зерна и вернуть их в семьи.
Затем военный отряд отправился к Моктесума. На пути апачи устроили засаду и убили троих мужчин, направлявшихся в Ариспе. Но набег на Моктесума, Кочису пришлось отложить, так как в схватке с теми тремя мексиканцами был тяжело ранен один из воинов, являвшийся видимо его близким родственником. По этой причине Кочис отступил в безопасное место в горах. Там, посовещавшись с Франциско, он принял решение, возвратится в Апач-Пасс, хотя вождь белогорских апачи настаивал на продолжении кампании. По дороге раненый воин скончался, и Кочис зарекся, отомстить за его смерть убийством двадцати мексиканцев.
К лету 1859 года мирные договоренности между апачи и американцами стали нарушатся систематически с обеих сторон. Причина – разные мировоззрение и менталитет. Все. Больше никаких других причин не существовало. Не верьте, уважаемый читатель, многочисленным философствующим исследователям и правозащитникам,  которые ко всему добавляют социальные противоречие, всякий там геноцид и столкновение цивилизаций.
Кочис смотрел на мир с американцами со «своей колокольни», а американцы использовали  мирное сосуществование с апачи сугубо в своих далеко не бескорыстных интересах. Кочис рассматривал мирные отношения лишь с тех позиций, которые устраивали его народ, но в меньшей степени он хотел понимать, да и не понимал до конца условий и требований к мирным договоренностям американцев. Например, апачи не понимали, почему американские власти противились набегам индейцев в Мексику?  Ведь американцев по соображениям апачи это меньше всего должно было волновать. Более того, американцам должно быть выгодно, чтобы апачи грабили и разоряли мексиканские провинции, так как награбленное сбывалось на территории США, а значит, куш перепадал и американцам.
Не подлежит сомнению, что Кочис понимал выгоду от мира с американцами. Но природный менталитет, воина апачи ничего не мог поделать с соблазном совершать набеги. Американцы предоставляли индейцам рационы один раз в полгода в отличие от ранее предоставляемых еженедельно мексиканцами. Апачи быстро использовали рационы. Если, например, это было зерно, то за две недели они его спускали на приготовление тисвина. Что делать дальше? Кушать же хочется. Охота и собирательство этот одна статья продовольственной программы апачи. Грабежи другая – самая доходная и быстро осуществимая.
Поэтому Кочис учитывал все «за» и «против» относительно нарушения мирных договоренностей с американцами. При принятии решения отправится в набег, им двигал отнюдь не инстинкт воина или азарт. Он руководствовался, прежде всего, холодным расчетом.
Ближайший американский форт располагался на расстоянии сотни миль от лежбища Кочиса, американский уполномоченный по делам апачи, который был обязан контролировать индейцев, и с которым у них были договоренности о не нападении, находился еще дальше. Следовательно, у Кочиса, реально были развязаны руки для того, чтобы безнаказанно совершать набеги за скотом, как в Мексику, так и по Аризоне.
По-мнению начальника станции Апач-Пасс Тэвиса: «Кочис был обыкновенным предательским индейцем. Тот, кто впервые столкнулся с ним, ошибочно полагал, что он действительно хотел мира с американцами. Но самом деле он не был миротворцем. После восьми месяцев наблюдения за ним, я пришел к выводу, что он самый большой лжец и плут на всей территории! Он может убить американца так, из-за мелочи, если будет уверен, что сей факт не будет вскрыт».
Кочис действительно конъюнктурил в отношениях с американцами, это естественно для дипломатии. С доктором Стеком он разговаривал почтительно и уважал его, за то, что от последнего зависело, получат чирикауа рационы или нет. В присутствии драгун капитана Эвелла апачи также вели себя пристойно, возможно, побаиваясь американского оружия. В отношении Тэвиса и его служащих они вели себя менее почтительно, без должного уважения. Что же касается выводов Тэвиса о Кочисе, то с уверенностью можно назвать их предвзятыми. Тэвис не утруждал себя измышлениями, позволяющими постигнуть тонкости апачского менталитета. Ему невдомек было понять, что Кочис не был бы племенным лидером, если бы не слыл честным в понимании чирикауа. К тому же американцы в тот период еще не заслужили такого отношения к себе, каким представлял его себе Кочис. В этой связи лидер чоконен проявлял это качество в зависимости от складывающейся ситуации.
Дошедшие до нас свидетельства противоречиво описывают развитие отношений американцев с Кочисом.
В одних исследованиях, говорится, что Кочис «дал добро»  Баттерфилдской Почтовой Компании проложить маршрут через земли апачи. Скорее всего, что Баттерфилдская  Почтовая Компания, не спрашивала на это разрешения Кочиса и других вождей.  Кочис, конечно же, мог сопротивляться этому и постоянно нападать, да и вообще, уничтожить станции Компании. Очевидно, что он отдавал себе отчет в преимуществе мирного сосуществования с американцами, и наверняка опасался ответных мер со стороны армии США.
Но  с другой стороны апачи частенько доставляли проблемы персоналу почтовых станций, в то же время и помогали ему. Имеются свидетельства о доставке индейцами для станций дров и сена,  о пресечение Кочисом нападений на дилижансы. Так весной 1859 года, Кочис якобы собственноручно казнил четверых воинов, ослушавшихся его приказа и ограбивших дилижанс.
Все эти свидетельства, к сожалению, не подкреплены документально. Даже Тэвис ничего не упоминает такого, что говорит о якобы оказываемой  индейцами станции помощи. Хотя Д.Брук в 1891 году писал: «Старожилы говорили, что большой вождь Кочис имел контракт на поставку леса для станции». Об этом сообщает и Т.Фэриш в своей работе «История Аризоны»:
«Кочис имел контракт на поставку для станции в Апачч-Пасс леса», но, тем не менее, Фэриш не дает ссылку на источник информации.
Нет ни малейших документальных подтверждений и на факт того, что Кочис собственноручно казнил четырех ослушавшихся его соплеменников.
Нет ни одной записи о фактах спора апачи между собой по вопросу отношения к деятельности Баттерфилдской Компании, хотя и Кочис и Эскуиналине заявляли, что не будут сопротивляться беспрепятственному проезду белых по их территории, а другие вожди, наоборот, высказывались  за нападение на дилижансы.
Инцидент, произошедший в начале лета 1859 года, указывает на порядочность Кочиса в отношении соблюдения мирных договоренностей с американцами.
Когда Кочис вернулся из похода в Сонору, то узнал, что американцы предъявляют претензии его людям, совершившим недавно набег, входе которого апачи завладели имуществом «Сонорской Исследовательской Горнодобывающей Компании». Индейцы увели табун лошадей и мулов в количестве 80 голов. Кочис установил, что действительно воины чоконен под предводительство лидера Парте совершили этот грабеж. Кочис настоял, чтобы виновники вернули имущество американцам, несмотря на их недовольство. Мерехилдо Грихалва, будучи на то время пленником чоконен вспоминал, что тогда Кочис настолько разгневался, что даже убил воина, который проигнорировал его волю. В результате Кочис направил в форт Бучанан двух своих людей с одиннадцатью животными.
Командир драгун в лагере Сан-Педро Исаак Ван Дузер Риву рапортовал начальству: «Сегодня два индейца из племени Чиса пришли в форт с одиннадцатью из украденных животных. Их лагерь находится у Сан-Педро. Чис узнал об ограблении поехал туда, забрал животных и отослал их к нам. На словах апачи передали послание Чиса, который уверяет, что постарается заполучить остальных животных, которых украли его люди. Он указывает на некого вождя Парте, который думал, что животные принадлежат мексиканцам. Хочу заметить, что Чис поступает честно, и я не сомневаюсь, что отчасти благодаря моему визиту с солдатами в горы Чирикауа».
Кочис позднее признавался, что в то время он не мог удержать своих воинов от посягательств на американское имущество, но  в то же время всячески старался избежать войны с американцами.
Грихалва, вспоминая конец 50-х, утверждал, что чирикауа совершая набеги в Мексику «строго придерживались указаний Кочиса не протягивать свои руки  к кому-нибудь или чему-нибудь в пределах территории США».
После инцидента с возвращением украденного скота американцам, чоконен Кочиса ушли на север, присоединившись к другим группам чирикауа для сбора урожая желудей и орехов пинон (плод кедровидной сосны). Эти плоды, как и мескаль являлись основными в рационе питания апачи. Обычно каждая семья собирала их за сезон до 500 фунтов впрок.
В Апач-Пасс осталась группа вождя Эскуиналине. Современник, побывавший в это время в лагере Эскуиналине, вспоминал: «Вождь хорошо выглядел. Типичный апач шестидесяти лет от роду, говоривший по-испански, хотя и не очень хорошо. Его группа, как и группа вождя койотеро Джека находятся в состоянии войны с американцами. На прошлой неделе с ними произошло столкновение. С обеих сторон были убитые и раненые. Не смотря на это, Эскуиналине заявляет о дружбе с белыми и своем желании защищать почтовую станцию».
К октябрю 1859 года Кочис на зиму вернулся в Апач-Пасс. 6 ноября туда же прибыл и доктор Стек, доставив индейцам рационы. Апачи встретили его дружелюбно с почтением. Кочис в знак дружбы передал Стеку трех украденных его людьми коров и «пообещал защищать интересы Почтовой Компании и путешественников, передвигающихся по Калифорнийскому тракту».
С отъездом доктора Стека обратно в агентство, гармоничнее отношения, налаженные с Кочисом, начали ухудшаться из-за непрекращающихся краж индейцами скота у населения севернее границы с Мексикой.
В этой связи командиру временного лагеря  в Сан-Педро капитану Ван Дузеру Риву приказано начать кампанию против чирикауа.
Ван Дузер Риву, в свою очередь, не имел возможности проведения такой кампании из-за недостаточности ресурсов для ее проведения: «Специальным предписанием за № 121 Департамент рекомендует мне провести рейд против чирикауа. Я не могу провести экспедицию против этих индейцев, имея скудный ресурс в своем подчинении, после выступления против пинал. Чоконен же лучше вооружены, чем пинал огнестрельным оружием, и находятся на тропе войны. Они по-прежнему ходят за добычей в Сонору, которая обагрена кровью  и сбывают ее в Апач-Пасс. Более того эти индейцы (чоконен – И.К.), недавно получили подарки от индейского агента доктора Стека, которые посетил их и обращался с ними как друзьями. Они верят ему, но в то же время, злоупотребляя его доверием, продолжают воровать скот, и как только их упрекаешь в этом, они охотно каются, и возвращают часть животных. Сообщения из Тусона пестрят донесениями об участившихся набегах апачи ниже границы, и некоторые из них индейцы совершают даже в Апач-Пасс».
Как видно столь короткий период мирного сосуществования апачи с американцами начал трещать по швам. Ни одна из сторон к концу 1859 года уже не способствовала обеспечению надежности мирных договоренностей.
В начале 1860 года отношения между чирикауа и американским населением обострились. Чирикауа нападали на фермы и ранчо захватывали скот и лошадей. В ответ американские военные организовывали преследование грабителей и зачастую отбивали имущество. Нередко столкновения заканчивались кровопролитием.
Газетчики использовали различные слухи и муссировали их, выдавая мрачные прогнозы, например, «дружественные индейцы из Апач-Пасс подают признаки враждебности и готовятся уничтожить почтовый этап». Писатель Т.Турнер, автор баек о Диком Западе, не далеко ушел от желтой прессы и в той же тональности продолжал: «Если  они (индейцы –И.К.), решаться, то беспрепятственно вырежут всех служащих на станциях и захватят лошадей».
Известный нам начальник станции Апач-Пасс Тэвис сообщал, что Кочис потребовал мести, после того как американцы убили воина чоконен на реке Сонойта, когда тот собирался похитить лошадь. Кочис, по словам Тэвиса так обозлился, что приказал своим воинам убивать любого, кто появится хотя бы у источников, чтобы набрать воды. Тэвис явно преувеличивал, никто из американцев так и не был убит во время этого занятия, сам же Тэвис продолжал, как и прежде получать воду для станции, когда ему заблагорассудится.
Но тлеющая враждебность Кочиса все же привела к открытому вооруженному противостоянию в начале 1860 года.
18 января чоконен захватили мексиканский скот в количестве сорока голов между Сан-Симон и Апач-Пасс и направились в свой лагерь. Их маршрут пролегал через станцию Апач-Пасс. Смотритель станции Д.Уилсон подумал, что апачи враждебны и занял оборону. Нервы не выдержали, и Уилсон убил мексиканского пленника индейцев – юношу по имени Хосе. «Чоконен, – вспоминал Тэвис, – собрались после этого в большом количестве и грозили уничтожением станции. Но в это время на станцию прибыл обоз Хайдена, что отвлекло внимание индейцев. Они окружили обоз, убили быка в упряжи и трех быков забрали. Люди Хайдена отказались следовать дальше без защиты военных, в связи, с чем к ним пришел на помощь эскорт капитана Эвелла».
Проживавшие по соседству с чоконен племена западных апачи, так же как и чирикауа заключили мир с американцами. В случаях, когда американцы начинали выяснять обстоятельства того или иного грабежа или воровства скота на фермах и ранчо, они всегда переводили стрелки на чоконен, не зависимо от того, воровство было делом их рук, или кого-то другого.
Пинал-апачи, например, отзывались о чоконен, как не заслуживающих доверия индейцах. Бэнд Кочиса во всех грехах не обвинял только ленивый в Аризоне.
Капитан Эвелл не разбирался особенно, на каком племени лежала вина в грабежах: «Апачи грабят повсюду. Из тех племен, что мне известны, нет ни одного невиновного».
К середине марта отношения чоконен и американцев окончательно испортились.


Рецензии