О пенсионных системах

Человек становится старым, когда его не берут на работу, и когда он не может работать.А самые большие несправедливости в обществе совершаются по отношению к старым и немощным людям.

Экономисты, рассуждая о пенсионной системе, совершают чудовищные вещи - оперируют показателями "доживания", сроку жизни после выхода на пенсию. На самом деле, такие цифры надо учитывать, но эти цифры не должны становиться определяющими в управленческих рассчётах, касающихся пенсий, иначе сам срок "доживания", или "выживания", станет таким управляющим показателем, что чиновники станут его минимизировать в своих медицинских, пенсионных и других программах.

В действительности, существуют богатые и бедные. Бедные люди - это те, кто живёт от зарплаты до зарплаты, и не может хотя бы какое - то время не работать , по материальным соображениям. Такой человек не может взять творческий отпуск, или неоплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, за близким человеком. Без всяких экономических выкладок, обеспечение бедных за счёт отчислений от доходов бедных - это с одной стороны, недостижимая, а с другой - мерзопакостная идея.

Иногда говорят, что пенсионная система бывает солидарная или накопительная, хотя фактически, реальные пенсионные системы могут основываются как на солидарной, так и на накопительной составлящей. Чем беднее люди, тем меньше возможностей для них надеяться на накопительную составляющую, а социальная роль государства - это уменьшение резких противоречий между богатыми и бедными, в чём и состоят основные понятия социальной справедливости.

 Реформы на постсоветском пространстве полагаются на резкое ухудшение жизни людей, и проводятся с целью уменьшения численности населения. Не случайно, поэтому, при свёртывании производств, сокращении рабочих мест и потребности в рабочей силе, люди постарше оказываются вне возможностей устроиться на работу. В семьях, здоровые бабушки и дедушки могут нянчить и обучать внуков, а в советское время, бабушкиных пенсий хватало на то, чтобы летать к внукам, которые жили далеко от них, и бабушкины и дедушкины пенсии были источниками подарков их детям.

Создание накопительных пенсионных систем не даёт возможностей полноценного участия в них бедных людей, а всякие рассчёты "доживания" делает их жизнь бессмысленной , с точки зрения зарубежных эконмистов. В странах СНГ работают зарубежные специалисты и фонды, которые поощряют преимущественное развитие накопительных пенсионных систем, а действие солидарных пенсионных системы, которые применяются,например, в Германии, воспринимаются такими специалистами, как обуза.
В Германии, пенсии образуются за счёт акцизов при продаже бензина.

В Кыргызстане, Казахстане, - в зависимости от страны, делаются такие заявления:

“Казахстан является ориентиром для других стран СНГ, поскольку пенсионная реформа была начата здесь первой среди других стран СНГ и, соответственно, является примером успешного перехода от солидарной пенсионной системы к накопительной.
В то же время необходимо рассматривать пенсионные фонды в долгосрочном разрезе, поскольку нынешние вкладчики, возраст которых в среднем около 40 лет, выйдут на пенсию лет через 20, и только тогда можно будет сказать с уверенностью, что действующая ныне накопительная система в Казахстане успешна”.
(Крис де Кёнинг, региональный директор ABN AMRO Asset Management
по странам Центральной и Восточной Европы). http://www.zonakz.net/articles/2797

Когда-то, литературный персонаж Ходжа Насреддин брался обучать ишака муллы разговаривать - за время 25 лет.  За такое время, считал Ходжа, или мулла помрёт, или его ишак сдохнет.

ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz» провели исследование.


По результатам исследования был составлен рейтинг стран по продолжительности жизни. Лидером рейтинга стал Сингапур, где граждане в среднем живут почти 22 года после выхода на заслуженный отдых. Такой показатель обусловлен высокой ожидаемой продолжительностью жизни — почти 84 года. При этом пенсионный возраст в Сингапуре — 62 года для мужчин и для женщин.

В тройку лидеров рейтинга также вошли Италия и Франция. Несмотря на наличие объективных оснований для повышения пенсионного возраста в этих странах, попытки правительств осуществить реформу вызывают колоссальный протест среди населения. При этом основную массу митингующих составляют молодежь. Так, студенты и школьники опасаются, что возрастные кадры не освободят для них вакансии.

Четвертое место в рейтинге занял Китай, где после выхода на пенсию граждане в среднем живут почти 19 лет. Высокое положение Китая в рейтинге обеспечивается низким пенсионным возрастом — 60 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин.

В двадцатке рейтинга оказались развитые европейские страны, а также Австралия и Канада. В этих странах средний показатель продолжительности жизни граждан на пенсии составляет от 15 до 18 лет. Лидером среди стран постсоветского пространства стал Узбекистан, попав на 21-е место. Высокая позиция Узбекистана обусловлена самым низким пенсионным возрастом среди всех стран, включенным в рейтинг, — 60 лет для мужчин и 54 года для женщин.

Из стран Таможенного союза Беларусь имеет показатель выше среднего, оказавшись на 34-м месте (14 лет). Этот результат обеспечивается за счет сохранения пенсионного возраста на советском уровне. Однако вопрос повышения пенсионного возраста рассматривается руководством страны как неотвратимая мера.

Казахстан занимает 53-е место в рейтинге из 60 стран. Для сравнения Монголия занимает 46-е место и средний гражданин этой страны живет на пенсии на два года больше, чем казахстанец. Тем не менее, Казахстан опережает Россию, Кыргызстан, Молдову и Таджикистан. Низкое место Казахстана в рейтинге обусловлено сравнительно малой продолжительностью жизни.

В Кыргызстане и в Чечне, люди живут на российские пособия. Пенсия в Кыргызстане составляет от одной до нескольких тысяч рублей при очень высоких ценах на продукты, медицинское услуги. Обогрев небольшого дома в Кыргызстане газом стоит около 200 $, столько же там получают многие успешно работающие люди.

Недавно, заместитель премьер-министра Казахстана Кайрат Келимбетов сообщил, что казахстанские женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года. Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно в течение ближайших 10 лет. В случае одномоментного повышения пенсионного возраста для женщин до 63 лет, Казахстан опустится в рейтинге на 58-е место. Тогда позади окажутся только Пакистан и Таджикистан. Отмечается, что постепенное повышение пенсионного возраста будет менее болезненным и позволит Казахстану в лучшем случае сохранить текущее место в рейтинге.

Составители рейтинга отмечают, что на повышение пенсионного возраста в Казахстане правительство, вероятно, толкает дефицит средств в бюджете и создание единого пенсионного фонда. К тому же, проблема стремительного старения населения в Казахстане стоит менее остро, чем в большинстве стран, представленных в рейтинге. Также отмечается, что повышение пенсионного возраста спровоцирует рост безработицы среди молодежи.

В итоге авторы исследования приходят к выводу, что объективных оснований для повышения пенсионного возраста в Казахстане нет. В связи с этим «Казпотребнадзор» рекомендует правительству отказаться от планов повышения пенсионного возраста для женщин.

По мнению авторов рейтинга, решению имеющихся проблем в пенсионной сфере будет способствовать выделение доходов от ценных бумаг, в которых хранятся средства Национального фонда на обеспечение достойной пенсии пожилым людям, по примеру Норвегии. Фактически предложение заключается в обратной трансформации Национального фонда в «Фонд будущих поколений». Ранее в Казахстане национальный фонд назывался именно так, отмечают составители рейтинга.

Авторы исследования считают, что решению проблем в пенсионной сфере также будет способствовать введение для работающих женщин, находящихся в декретном отпуске, дополнительных компенсаций со стороны государства. Как уже указывалось, правительство обосновывает повышение пенсионного возраста для женщин проблемой не отчисления ими пенсионных выплат в период декретного отпуска. В связи с этим, в частности, предлагается, чтобы государство выплачивало работавшим до родов женщинам отчисления в накопительный пенсионный фонд в сумме 50 процентов от средних выплат в течение последнего года. Другое положительное следствие введения такого механизма — своеобразная компенсация за ограничение декретных выплат, введенное в феврале, и как следствие — снятие социальной напряженности, отмечают составители рейтинга.

Применение накопительной и солидарной системы - это путь для справедливых решений обеспечения пожилых людей. В Казахстане и в России, пенсии повышаются согласно данных об инфляции, которая составляет около 7%. На самом же деле,  инфляция не учитывает рост тарифов ЖКХ, рост стоимости медицинских услуг и другие жизненно важные расходы, стоимость которых увеличивается. Реальная инфляция в России и Казахстане достигает по разным оценкам - от десятков до ста процентов и выше.

Справедливые оценки инфляции должны влиять на размер пенсий в соответствии с реальными, а не с  придуманными значениями показателей инфляции, чтобы материальное положение пенсионеров не ухудшалось во времени.


Рецензии